Файл: Учебного предмета Физическая культура для обучающихся с умственной отсталостью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
-
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; -
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты физической культуры
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
-
представление о физической культуре как части общей культуры современного общества; -
осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью; -
знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой; -
выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; -
знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; -
использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств; -
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня; -
составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека; -
определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений); -
представление о закаливании организма; -
знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований; -
выполнение строевых действий в шеренге и колонне; -
выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации); -
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); -
выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя); -
выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями; -
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности; -
участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства; -
знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью; -
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); -
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; -
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; -
размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.
Достаточный уровень:
-
знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийской, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры); -
самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями; -
определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой; -
составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности; -
планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; -
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека; -
самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения; -
организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки; -
применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений; -
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений; -
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; -
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности; -
выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами; -
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; -
адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по физической культуре; -
самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.
2. Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
―беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
―выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
―выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ―самостоятельное выполнение упражнений;
―занятия в тренирующем режиме;
―развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия физической культуры: физическая культура, физическое воспитание.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Лыжную подготовку рекомендуется проводить при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.