Файл: Учебник для 5 класа Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013. 184с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока в современной информационной образовательной среде


Предмет

Информатика

Класс

5

УМК

1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-184с.

2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-144с.

Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель урока

Научить различным способам кодирования и декодирования информации.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования.

Формы работы

Фронтальная, коллективная,

индивидуальная

Используемые на уроке средства ИКТ

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, электронная доска

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационное

Аппаратное и программное

обеспечение

Мультимедийный проектор, экран;

Microsoft Office PoverPoint 2007.

Электронные ресурсы:


Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика‖», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования»; Электронная тетрадь для 5 класса (автор: Дмитрий Тарасов)





Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете.

Как светло стало вокруг от ваших улыбок!

И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика».

Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы.

Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Давайте обратим внимание на следующий слайд.



Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то)

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации.

Формулируют цели урока.


Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал»

На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок.

Задания низкого уровня сложности.

Определите источник и приемник информации:

  1. Школьник читает текст в учебнике;

  2. Бабушка читает письмо;

  3. Мальчик просыпается от звонка будильника;

  4. Разговаривают подруги Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:

  1. Учитель объясняет новый материал классу;

  2. Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;

  3. Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

  4. Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

Задания высокого уровня сложности.

Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:


Приемник

Источник
1)





Приемник

Источник
2)



Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.

Задания низкого уровня сложности.

  1. Источник: учебник; приемник: школьник;

  2. источник: письмо; приемник: бабушка;

  3. источник: будильник; приемник: мальчик;

  4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

  1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;

  2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;

  3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;

  4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.

Задания высокого уровня сложности.

  1. Бабушка смотрит телепередачу.

  2. Два друга общаются на перемене.

Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю.

Компетенция обучающихся в области информатики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Самоконтроль выполнения задания.

Регуляция учебной деятельности: сличение результата действия.

4. Первичное усвоение новых знаний

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование.

Организует беседу по теме урока. Даёт учащимся задание найти в параграфе учебника и выписать определениячто такое код, кодирование и декодирование. Даёт задание прочитать параграф. Демонстрация ЭОР.

Участвуют в беседе.

Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь.


Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.

Анализ содержания параграфа.

Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485))

http://sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog

Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово»

http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog





Наблюдение за материалом ЭОР.

Расшифровывают слово

5. Первичная проверка понимания

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

-Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Работа за компьютером:

решение заданий из ЭОР (Электронная тетрадь):

№125, 133, 135

125



133



135



Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.


Решение задач.


Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.


Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.



Физминутка.

Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.


Решение задач.

Работают в группах: выполняют задания в тетради.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы.

Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.

Взаимоконтроль.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения.

7. Домашнее задание

На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95

В рабочей тетради выполнить письменно.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?


Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.


Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

«Ребята, давайте закодируем сейчас своё настроение в конце урока»

Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки»

Рефлексируют. Выходят к доске и изображают соответствующую «мордашку».

Умение оценить свое самочуствие.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция