Файл: Учебник для 5 класа Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013. 184с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока в современной информационной образовательной среде
Предмет | Информатика | |
Класс | 5 | |
УМК | 1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-184с. 2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-144с. | |
Тема урока | В мире кодов. Способы кодирования информации | |
Тип урока | Изучение нового материала. | |
Цель урока | Научить различным способам кодирования и декодирования информации. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования. | |
Формы работы | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | |
Используемые на уроке средства ИКТ | Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, электронная доска | |
Методическое назначение средств ИКТ | Демонстрационное | |
Аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный проектор, экран; Microsoft Office PoverPoint 2007. | |
Электронные ресурсы: | Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика‖», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования»; Электронная тетрадь для 5 класса (автор: Дмитрий Тарасов) |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент. | |||||||
«Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика». | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы. | Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока | |||||||
Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то) Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации. Формулируют цели урока. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний | |||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал» На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок. Задания низкого уровня сложности. Определите источник и приемник информации:
Задания среднего уровня сложности. Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:
Задания высокого уровня сложности. Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам: Приемник Источник 1) Приемник Источник 2) | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | Выбирают уровень сложности задания, решают задачи. Задания низкого уровня сложности.
Задания среднего уровня сложности.
Задания высокого уровня сложности.
Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю. | Компетенция обучающихся в области информатики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Самоконтроль выполнения задания. | Регуляция учебной деятельности: сличение результата действия. |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование. | Организует беседу по теме урока. Даёт учащимся задание найти в параграфе учебника и выписать определениячто такое код, кодирование и декодирование. Даёт задание прочитать параграф. Демонстрация ЭОР. | Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. | Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Существует три основных способа кодирования информации:
Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485)) http://sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово» http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog | | Наблюдение за материалом ЭОР. Расшифровывают слово | |||||
5. Первичная проверка понимания | |||||||
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. -Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни? | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа за компьютером: решение заданий из ЭОР (Электронная тетрадь): №125, 133, 135 №125 №133 №135 | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
Физминутка. | |||||||
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98 | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Работают в группах: выполняют задания в тетради. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. | Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое. | Взаимоконтроль. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. |
7. Домашнее задание | |||||||
На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95 В рабочей тетради выполнить письменно. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока | |||||||
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей? | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия | |||||||
«Ребята, давайте закодируем сейчас своё настроение в конце урока» | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Рефлексируют. Выходят к доске и изображают соответствующую «мордашку». | Умение оценить свое самочуствие. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |