Файл: Программа профориентационной работы Анализ и справки по профориентации в школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3.4.1.
-
Пакет документов
- Приказ о назначении ответственного за профориентационную работу в школе
- Программа профориентационной работы
- Анализ и справки по профориентации в школе
2.
Программа
профориентационной работы
"Мой выбор"
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:
формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
активизация проблемы выбора профессии;
выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:
Профессиональное просвещение
Профессиональное воспитание
Профессиональная диагностика
Профессиональная консультация
Профессиональный отбор
Профессиональная адаптация
Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:
Педагоги
Родители
Учащиеся
Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.
Цель: Ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию Концепции модернизации российского образования
(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.
Задачи:
1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.
.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.
3. Создание условий для личностного роста учащихся.
Основные направления работы:
1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Профориентационная работа может осуществляться на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии
2. Диагностическое направление. Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее). В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора
Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки,
2. Дискуссии, беседы, классные часы, участие в днях открытых дверей.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации специалистов по вопросам самоопределения (психолог)
7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.
9. Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры
12. участие в во всероссийских проектах «Шоу профессий», «Билет в будущее», «Урок цифры» и др.
Работа с родителями учкащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение:
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы о своих профессиях.
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
1 ступень (1-4 классы)
Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать в 1-4 классах.
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
1. Расширение представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.
2. Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
3. Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
4. Воспитание уважения к людям труда.
2 ступень (5-8 классы)
Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к труду и выбору профессии, через уточнение знаний детей о мире профессий, пропаганду профессий, доступных для детей с проблемами в развитии. Знакомство с огромным миром профессий возможно в 5-8 классах путем использования различных форм и методов: рассказ, беседа, встречи, экскурсии, просмотр д/фильмов, к/фильмов, альбомов. Воспитывать качества личности, необходимые при организации профориентационной трудовой деятельности: трудолюбие, положительное отношение к выбранной профессии, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, бережливость, качество результатов труда, профессиональный долг, честь и этика.
Направления работы: Знакомство с миром профессий. Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. Изучение профессиональных намерений, интересов.
Цель: Подготовить учащихся к труду, расширить представление о многообразии мира профессий, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.
Задачи:
1. Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,
2. Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.
3. Выработать навыки и привычки к труду, воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
4. Познакомить учащихся с доступными профессиями,
5. Дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда).
3 ступень (9 класс)
Особенности: