Файл: Программа профориентационной работы Анализ и справки по профориентации в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3.4.1.

  1. Пакет документов

- Приказ о назначении ответственного за профориентационную работу в школе

- Программа профориентационной работы

- Анализ и справки по профориентации в школе

2.

Программа
профориентационной работы


"Мой выбор"

 

Пояснительная записка

 

         Проблема выбора  профессии является одной  из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

 

Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.

 

Задачи:

        формирование общей готовности учащихся к самоопределению;

        активизация проблемы выбора профессии;

        выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;

        уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;

        расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;

        информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.

 

  Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система.  В её структуре можно выделить:

        Профессиональное просвещение

        Профессиональное воспитание

        Профессиональная диагностика

        Профессиональная консультация

        Профессиональный отбор

        Профессиональная адаптация

 

 Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях: 


        Педагоги

        Родители

        Учащиеся

 

Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.

 

Цель: Ориентация деятельности педагогического  коллектива  на реализацию Концепции модернизации российского образования

(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.

 

 Задачи:

 

1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.

.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.

3. Создание условий для личностного роста учащихся.

 

Основные направления работы:

 

1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

   Профориентационная работа может осуществляться  на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии

2. Диагностическое направление.  Это направление реализуется в следующих планах:

- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды  деятельности

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного  на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.



4. Обучающее (или формирующее).  В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:

· умение анализировать мир профессий;

· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора

 

Компоненты педагогической деятельности по профориентации:

 

1. Уроки трудовой подготовки,

2. Дискуссии, беседы, классные часы, участие в днях открытых дверей.

4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.

5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.

6. Консультации  специалистов по вопросам самоопределения (психолог)

7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.

9. Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.

10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры

12. участие в  во всероссийских проектах «Шоу профессий», «Билет в будущее», «Урок цифры» и др.

Работа с родителями учкащихся по профессиональному самоопределению.

Цели и задачи:

 

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

 

Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.

 

Информационное обеспечение:

- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;


- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;

- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;

- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные  заведения.

 

Практическое направление:

1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы  о своих профессиях.

2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.

3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности. 

 

Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.

  С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

 

1 ступень  (1-4 классы)

 

Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать  в 1-4 классах. 

 

Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.

 

Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.


 

Задачи:

1.     Расширение  представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.

2.     Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

3.     Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.

4.     Воспитание уважения к людям труда.
 

 

2 ступень (5-8 классы)
 

Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к труду и выбору профессии, через уточнение знаний детей о мире профессий, пропаганду профессий, доступных для  детей с проблемами в развитии. Знакомство с огромным миром профессий возможно в 5-8  классах путем использования различных форм и методов: рассказ, беседа, встречи, экскурсии, просмотр д/фильмов, к/фильмов, альбомов. Воспитывать качества личности, необходимые при организации профориентационной трудовой деятельности: трудолюбие, положительное отношение к выбранной профессии, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, бережливость, качество результатов труда, профессиональный долг, честь и этика.

 

Направления работы: Знакомство с миром профессий. Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. Изучение профессиональных намерений, интересов.

 

Цель: Подготовить учащихся к труду, расширить  представление о многообразии мира профессий, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.

 

Задачи:

1.     Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,

2.     Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.

3.     Выработать навыки и привычки к труду, воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.

4.     Познакомить учащихся с доступными профессиями,

5.     Дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда).

 
 

3 ступень (9 класс)
Особенности: