ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 вопрос
Педагогическая психология – это отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания.
Педагогическая психология – это наука о становлении и развитии психики в образовательном пространстве.
Начало становления данной науки относится к последней трети XIX столетия. Сам термин "педагогическая психология" появился в 1877 году, его ввел русский психолог и педагог П.Ф. Капетев. Он написал книгу "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц". После издания данной книги педагогическая психология была признана самостоятельным научным направлением. Эпиграфом данной книги было взято высказывание Песталоцци "Я хочу свести все обучение на психологическую почву". Сегодня данная проблема является крайне актуальной, очень популярной среди исследователей, но все еще неоднозначной, имеющей ряд противоречий, требующих своего решения.
Предметом педагогической психологии является психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Задачи педагогической психологии:
- выявление закономерностей развития психики в процессе обучения и воспитания;
- установление условий успешности развития психики в о разовательном пространстве;
- определение основных механизмов функционирования психики в процессе обучения и воспитания;
- установление факторов, влияющих на психологическую сферу личности в ходе обучения и воспитания;
- создание и развитие методов и методик для исследования особенностей функционирования психики в процессе обучения и воспитания;
- популяризация научных знаний в обществе.
Разделы педагогической психологии:
- психология обучения;
Данное направление занимается изучением психологических закономерностей познавательной деятельности обучающихся. Одной из самых важных проблем данного направления является вопрос умственного развития учащихся. Важным является вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Сегодня очень востребованным и применяемым является личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания школьников. Данный подход способствует решению в определенной степени проблемы развития творческих способностей человека. Для педагогов воситателей чрезвычайно актуальными являются вопрос диагностики умственного развития и вопрос развития методов, направленных на улучшение продуктивности познавательной деятельности обучающихся.
- психология воспитания;
Этот раздел изучает основные психологические механизмы и закономерности формирования личностых параметров обучающихся в рамках образовательного процесса.
Данный раздел направлен на выявление факторов, влияющих на систему отношений:
- ученик - ученик;
- учитель - ученик;
- родители – ученик;
- учитель – администрация;
- родители – школа;
- ученик – администрация;
- взрослые – дети.
Данный раздел рассматривает психологические условия становления и развития нравственности, мировоззрения, направленности личности. Очень важным аспектом является психология саморазвития и самовоспитания человека.
- психология учителя.
Данное направление изучает особенности функционирования и развития психики педагога в процессе его профессиональной деятельности. Особое значение имеют исследования педагогических способностей индивидуально-типологических качеств личности влияющих на профессиональную деятельность, вопрос становления педагогического мастерства, а также психологические аспекты профессионального взаимодействия.
Все три направления педагогической психологии развиваются очень активно, оказывая существенное влияние на целостный образовательный процесс.
2 вопрос
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.
В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?
Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма.
Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют три наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний
, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. "Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения" (И.Ф. Харламов. Педагогика. М., "Высшая школа". 1990, с.128). Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.
3 вопрос.
Подход, по определению Ожегова, означает совокупность приемов, способов изучения чего-либо. Подход, по сути, и определяет логику реализации той или иной модели профессионального образования (8).
Чтобы реализовать личностный подход при проектировании образования, важно определить его место и роль во всей совокупности подходов к обучению и педагогическим исследованиям.
Основная функция личностно-ориентированного образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов обучающегося. Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым обучающийся самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у студента личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них.
Личностный смысл образования зависит от мотива, которым руководствуется студент. Личностный смысл по А.Н. Леонтьеву – это значение, опосредованное мотивом. Отсюда следует, что смыслообразующие мотивы образования, влияющие на мировоззрение и жизненные позиции студента, оказываются действеннее и значимее мотивов-стимулов, побуждающих к конкретным действиям. Другими словами, ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у студента проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно-ориентированного образования.
Исследования показывают, что процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:
· личное творчество студента по отношению к изучаемым объектам;
· самосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений студента;
· позиция и соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достижениям человечества.
Это позволяет студенту преодолеть отчуждение от содержания образования, выделить в нем личностно-значимую основу.
Качества студента, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных элементов его образовательной деятельности, называют образовательными компетенциями. С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования. Введение этого понятия в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает, что студент не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.