Файл: Практическая работа к теме Семья традиции Тема занятия Обычаи и традиции моего народа как прошлое соединяется с настоящим Класс 7А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.4. «Семья: традиции»
Тема занятия: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»
Класс: 7А
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности семейных традиций
традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Опорный конспект разговора о ценности семейных традиций
Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
« Семья – это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
В.А.Сухомлинский
Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам:
-
Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей? -
Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам? -
Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам? -
Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками? -
Что вы делаете? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей».
Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья
жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»
Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:
1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Худо жить без ласкового слова.
4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.
6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
7. Жизнь дана на добрые дела.
8. Тёплое слово и в мороз согревает.
9. Добрый человек придет, словно свету принесет.
Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?
Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья
, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Учитель: согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?
(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)
Учитель:А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Беседа
-
Что такое традиции? -
Почему люди соблюдают традиции? -
Какие семейные традиции вы знаете? -
Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи? -
Важно ли сохранять семейные традиции?
(Ответы учащихся)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.
IV. Семейные традиции
Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.
Вайнахи, чтят свои обычаи и традиции, законы гостеприимства, знают историю своего народа, культуру, родной язык, соблюдают религиозные обряды, уважительно относится к старшим, другим народностям.
Вайнахи помнят, через что им пришлось пройти, чтобы достичь все то, что сейчас имеют. И грядущие поколения должны соблюдать незыблемые законы гор!
Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Учитель:
А какие семейные династии нашего города вам знакомы?
Ответы детей…
Учитель:
В знаменитую книгу Рекордов Гиннесса люди попадают с разными рекордами. У кого самый длинный прыжок, кто дольше всех протанцует...
Чеченская же семья семья Дудаевых в книгу Рекордов Гиннесса попала как самая большая семья по количеству врачей. Ведь у Дудаевых 26 человек в семье - медики! И все - стоматологи!
В этом достижении чеченцы оставили далеко позади даже семью Джекобсонов из США, у которых в одном поколении имеется сразу восемь зубных врачей.
У основателя семьи Магомеда и Зои Дудаевых было 19 детей: 12 сыновей и 7 дочерей. Все стали врачами-стоматологами. Всего же род Дудаевых насчитывает 57 человек
Один из их далеких предков Такли Дудаев был известным врачом-хирургом еще в ХIХ веке в Санкт-Петербурге, работал рядом с великим Николаем Пироговым в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Их дед Джебраил Дудаев в 1918 году поплатился жизнью за то, что лечил и красных, и белых, ни капли не обращая внимание на политические взгляды своих пациентов...
Так случилось, что будучи корнями из Урус-Мартана, Дудаевы сейчас живут Дудаевы в Казахстане, в Алма-Ате. Потому попали еще отдельно и в казахстанскую книгу рекордов «КИНЭС»
так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
Учитель: Традиция - Отношение к старшим:
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «Большой отец", а бабушку чаще всего - «Нани" или «Баба". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Учащиеся рассказывают о своих отношениях к старшим.
Гостеприимство.
"Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость". Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. В каждом доме чеченца имеется "комната гостя", она всегда чистая, готовая к приему гостей. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.
Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни,
чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.
Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Папаха-символ чести
У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.
Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
Учитель: Вы знали об этом?
Рассказ учащихся.
Учитель: Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят. (ответы и предположения учащихся)
Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?
Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.
В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.
Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».