Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова
Педагогический факультет
Кафедра дошкольной и психолого-педагогической подготовки
РЕФЕРАТ
на тему «Культурный человек»
Выполнила студентка:
Группы ДОиВ-22-21(р)
Зыбина Е.А
Проверил:
Ст. пр. Философии и психологии
Философии и теории культуры
Старовик Павел Павлович
Караганда 2023
Содержание
-
Введение………………………………………….3-4 -
Культура и человек………………………………5-6 -
Человек в мире культуры……………………….6-11 -
Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек?» ………11-13 -
Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека …..13-14 -
Заключение……………………………..14-15 -
Список используемой литературы..…………..16
Введение
Слово «культура» происходит от латинского colo, -ere, что значит «культивировать». Древнеримский оратор Цицерон ввёл понятие cultura animi — «возделывание души», применив сельскохозяйственную метафору к развитию души как философской категории. Он видел в культуре способ преодоления различных проявлений варварства и инструмент для превращения человека в полноценного гражданина. Все мы принадлежим к той или иной культуре. Культура- это сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям. Культура – ключевой социализирующий фактор, который регулирует разные сферы взаимодействия людей – от повседневного общения до функционирования глобальной экономики. Как говорил Чехов «Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык, то есть словарный запас. Количество слов и их словосочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка», и я полностью согласна с его высказыванием. Также Чехов считал, что если говорить о культуре человека, то должно использоваться два понятия: внутренняя и внешняя. К внутренней относится этика, а к внешней – этикет. Этика – учение о морали. Мораль, в свою очередь, с лат. «нравственность». Мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом обществе, то есть поступки людей. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе. Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном. Внутренняя культура, творческое отношение ко всем граням жизни, в сочетании с культурой речи, благородством и сдержанностью манер, стиля общения, создает неповторимый, эстетически выразительный облик. А это не так уж и мало значит в жизни, в создании своей судьбы, в мироощущении. Под этикетом в широком смысле понимают совокупность правил поведения, касающегося внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры.
В современном мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, музеев, библиотек. Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ
3
видеть этот мир. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. Формирование массовой культуры напрямую связано с развитием промышленных технологий и новых средств осуществления социокультурной коммуникации.
Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе – это социальные изменения. Для обыденного человека – нестабильность общества воспринимается прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет материальности, к примеру: за счет собственности, другие же предпочитают отталкиваться от более высоких идеалов. Как говорил А.Швейцер «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». В данном высказывании Швейцер поднимает проблему человечности, которую надо сохранить, чтобы быть примером настоящего, идеального культурного человека. Когда говорят о человеке культурном, могут подразумевать либо его уровень образованности, духовного развития, либо конкретно про его манеры. Но такой человек собирает в себе все эти качества. Он увлекается искусством и науками, следует правилам этикета, что как раз выполняет функции культуры: социализации и регулятивной. Также есть познавательная, оценочная, информативная, коммуникативная и гуманистическая. О последней упоминает и Швейцер: формирование гуманистического мировоззрения.
4
Культура и человек
Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретно исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания, в свою очередь, становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. Глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии человечества, что и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций.
Итоги 20-го века позволяют нам сделать вывод о том, что современный человек подвергся испытанию силой и этого испытания он не выдержал. Возможности, которые он получил в результате научно-технической революции оказались чрезмерно широкими. Чрезмерно- потому что справится с ними он оказался не в состоянии.
Парадокс разума стал очевиден именно сегодня, когда человек стал безмерно могущественным и, одновременно, как никогда беззащитным. Разум как бы вышел из-под контроля: если изначально он был призван служить человеку, то теперь он сам призвал человека к себе на службу. Целиком отдав себя на усмотрение своей «разумной» природе, человек перестал задаваться вопросами «кто я есть?» и «кем хочу быть?». Самосознание человека стало аморфным, и, следовательно, аморфным стал сам мир, существующий благодаря этому самосознанию и ради него. И хотя проблема самоидентификации стояла перед человеком всегда, особенно остро она проявилась теперь, когда человек обрел возможность кардинального изменения мира. Но соответствует ли нынешняя модель цивилизации интересам человека? Иногда создается впечатлеиие, что разум уже начал работать не для человека, а против него: ведь именно фундаментальные открытия разума последнего столетия сделали угрозу существованию человека вполне реальной. Для того, чтобы понять, насколько развитие современного мира и современной культуры соответствует целям и смыслам человеческой жизни, необходимо прежде всего выяснить, каково самосознание современного человека, каким человек хочет быть и как отличает себя от всего, что не есть он сам. Иными словами, необходимо прежде всего уяснить, как человек сознает свою собственную сущность и какой смысл он вкладывает в понятие собственной человечности.
Разум, сумев в последние века снабдить человека невиданным научно-техническим инструментариям, дал ему в совокупности со всей полнотой духовных сил неограниченную возможность формировать себя и окружающий мир. Человек оказался в состоянии изменять свое «Я» и среду своего обитания сообразно собственным интересам и целям. Логично предположить, что глобальная цель человечества – построить такую культуру и цивилизацию, которые обеспечили бы ему оптимальные условия для самовыражения и самоутверждения. Следовательно, человек, конструирую
5
культуру, исходит из идентификации своего «Я». В этом кроется еще одна причина, по которой вопрос о самоидентификации человека в культуре приобретает статус первичного и основного вопроса.
Начнем с того, что проблема самосознания и самоопределения предстала перед человеком как первая духовная проблема. Человек начал свою историю с того момента, когда он понял, что он есть. Иммануил Кант справедливо считал, что представления «я есть» является наиболее глубоким и наиболее существенным пластом самосознания, благодаря которому и на основе которого возможна вся прочая сознательная деятельность. Более того, представление «я есть» означает психологическое деление мира на «Я» и «не-Я», поскольку ощущение моей самости с необходимостью предполагает и обратное – существование внешнего по отношению ко мне мира. Представление «я есть» порождает наиболее болезненный для человека вопрос «что я есть такое?». С этого момента собственное существование становится для человека проблемой. Отсюда же и начинает свою историю вопрос о самоидентификации.
Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа – ничто без деятельности конкретного человека.
Современный человек реализует себя прежде всего во внешних сферах, развивает свою «оболочку» и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной жизни. Студент, поступающий в университет, и не подозревает о том, что уже одним этим действием он делает важный шаг, включающий его во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творце культуры. Конечно, этот шаг мал и незаметен, и впереди лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к саморазвитию и самосовершенству. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности.
Человек в мире культуры
Понятия «человек», «индивид», «личность» нередко используются нами как синонимы. Вместе с тем каждое из них имеет свою специфику, что позволяет уточнить научное понимание рассматриваемой проблемы.
Говоря о человеке, мы предполагаем, прежде всего, его природное, биологическое начало, которое, с одной стороны, отличает его от животного мира, а с другой — объединяет с другими представителями Homo sapiens совокупностью общих свойств. Исходя из этого, мы понимаем, что человек — понятие, которое универсально, оно не подлежит какой-либо социальной или исторической типологизации.
6
Наряду с общими чертами, присущими человеку вообще, каждый из нас обладает своей неповторимостью, специфичностью, набором особых черт и качеств, которые отличают нас. Мы индивидуальны благодаря как природным данным (принадлежность к определенной расе, рост, цвет волос, глаз, дактилоскопический рисунок, темперамент и т. д.), так и приобретенным, в зависимости от исторической эпохи, особенностей общества, этноса. Окружающая нас жизнь полна примеров того, как разные люди по-своему оценивают одни и те же события. У каждого из нас есть не только общие для всех потребности, но есть своя шкала ценностей, свои особенные смыслы и цели деятельности. Таким образом, индивид — это отдельно взятый человек, наделенный неповторимыми индивидуальными качествами.
Говоря о личности, мы, прежде всего, имеем в виду надприродный, культурный, духовный уровень человека, индивида. В некоторой степени он отражает особенности существования и развития духовной сферы общества. Вместе с тем духовный мир личности индивидуален. Он формируется под влиянием индивидуального опыта, знаний, умственных способностей, духовных чувств. Именно они, духовные чувства, трансформируют знания в мировоззрение, которое определяет цели и смысл жизни, ориентирует на активную социокультурную деятельность.
В формировании личности мы, прежде всего, выделяем такой мощный источник инкультурации и социализации, как семья.
Безусловно, значительное влияние оказывает определенная социальная среда, ее экономические, политические, духовные особенности, как в общечеловеческом, так и в конкретно общественном измерении. Спецификой последних десятилетий стало мощное воздействие телекоммуникационных и интернет-технологий на сознание отдельных людей, социальных групп, обществ в национальном масштабе. Совокупность всех этих факторов во многом определяют процесс становления личности, ее особенности. В конечном итоге человек достигает высокой степени своего духовного развития, позволяющего на основе целостности его социально значимых свойств, системы ценностей и норм понимать и оценивать общество, влиять на его развитие, быть объектом и субъектом культуры. Это и есть личность.
Известно выражение, что человеком рождаются, а личностью становятся. В социологии и социальной психологии процесс становления личности получил название социализации. Осваивая общество, его экономические, политические, правовые, этические нормы, правила поведения, иерархию общественных ценностей, человек яснее представляет свое место и роль в обществе, соответствие ему. Но если ограничиться лишь референтной ролью общества, социальной группы, говорить о процессе социализации не представляется возможным. Необходимым атрибутом личности является активная социальная деятельность человека, выступающего одновременно как объект и как субъект общественного воздействия. Деятельность,