Файл: Реферат По дисциплине Правоведение Тема Правовые основы недропользования в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский горный университет»

Кафедра экономики, организации и управления

Реферат

По дисциплине:

Правоведение













Тема:

Правовые основы недропользования в России




Выполнил:

студент гр.

НД – 20 – 2










/Эрмахаматов Ш./







(шифр группы)




(подпись)




(Ф.И.О.)






















Дата:








































Проверил:




ст.пр.










/Глухов Д.В./







(должность)




(подпись)




(Ф.И.О.)


ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О НЕДРАХ» 4

1.1 Пользование недрами 4

1.2 Получение права на пользование недрами 5

1.3 Требования к рациональному недропользованию 6

1.4 Платежи при пользовании недрами 7

2. ПРОЧИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РУГЛИРУЮЩИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ 8

2.1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 8

2.2 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 9

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12


ВВЕДЕНИЕ


Недропользование - это деятельность, связанная с изучением, разведкой, добычей и использованием полезных ископаемых, находящихся в недрах земли. В широком смысле, недропользование охватывает все аспекты использования недр, включая геологические исследования, разработку месторождений, добычу, переработку и транспортировку полезных ископаемых, а также восстановление природной среды.

Недропользование является важной отраслью экономики России, так как добываемое сырье используется в самых разных промышленных секторах и является значительным источником доходов государства. По этой причине правовые основы недропользования играют ключевую роль в регулировании этой деятельности и обеспечении рационального использования ресурсов.

В данной работе будут рассмотрены основные нормы, регулирующие недропользование в России, система и порядок выдачи разрешений на пользование недрами, а также ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.

Понимание правовых основ недропользования в России является крайне важным для специалистов, работающих в сфере геологического изучения и разработки недропользования, поскольку они являются довольно значимой частью их профессиональной деятельности.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О НЕДРАХ»


Федеральный закон от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» является одним из основных законодательных актов, которые регулируют недропользование в России. Закон определяет недра как природные ресурсы, расположенные в земле, под землей, в воде и в других природных объектах, имеющие экономическую ценность и подлежащие использованию.

Закон «О недрах» определяет правила и порядок предоставления прав на пользование недрами, в том числе условия выдачи лицензий на геологические исследования и добычу полезных ископаемых. Устанавливаются требования к лицам, желающим получить права на недра

, в том числе квалификационные требования и необходимость наличия соответствующего оборудования.

Важной частью закона является установление обязательного государственного геологического контроля за проведением недропользования. Государственный геологический контроль проводится в целях обеспечения рационального использования недр и сохранности природной среды. Контроль осуществляется соответствующими органами государственной власти и организациями, имеющими лицензии на право геологических исследований, оценки запасов и качества недр, а также разработки и утверждения проектов добычи сырья.

Помимо всего прочего, закрепляются и регламентируются требования к экологической безопасности при недропользовании, а также требования к обеспечению безопасности работников, занятых в сфере добычи и переработки.

1.1 Пользование недрами


В соответствии с рассматриваемым законом, недра могут предоставляться в пользование для:

  1. регионального геологического изучения;

  2. геологического изучения по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых;

  3. разведки и добычи полезных ископаемых;

  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством и индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами России. Недропользователь имеет право осуществлять деятельность с привлечением других лиц по договорам подряда, трудовым договорам и иным соглашениям.

Участок недр может предоставляться в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Это зависит от вида производимых работ, вида полезных ископаемых и способа их добычи. Например, для сбора геологических коллекционных материалов – на срок до 1 года, для геологического изучения – на срок от 5 до 10 лет, для добычи подземных вод - на срок до 25 лет, для добычи полезных ископаемых – на срок отработки запасов месторождения (вычисляется исходя из технико-экономического обоснования разработки). Также существует возможность продления срока действия прав на пользование недрами, если были выполнены все требования закона и соглашений между сторонами.

1.2 Получение права на пользование недрами


По закону недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются собственностью государства, поэтому участки недр не могут быть предметом купли, продажи дарения или отчуждаться в какой-либо иной форме. Однако возможно получение права на пользование недрами и находящимся в них сырьем. Основанием предоставления права пользования участками недр являются решение Правительства Российской Федерации, решение создаваемой Правительством Российской Федерации аукционной комиссии, решение федерального органа управления государственным фондом недр и принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также графические и иные приложения к нему. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий. Лицензия не может быть передана пользователем недр третьим лицам, в том числе в пользование. Некоторые виды работ, такие как осуществление регионального геологического изучения и осуществление контроля за режимом подземных вод без геологического изучения, разведки и добычи подземных вод, могут производиться без получения лицензии.

Перечислим некоторые сведения, содержащиеся в лицензии: данные о пользователе недр, данные о целевом назначении работ, указание пространственных границ участка недр, срок действия лицензии, условия по платежам за пользование недрами, состав и уровень добычи сырья, объемы и виды сбрасываемых отходов и прочее.

Для получения права на пользование недрами необходимо принять участие в конкурсе или аукционе, который проводится в электронной форме. Критериями выявления победителя при проведении аукциона являются наибольший размер разового платежа за пользование участком недр, эффективность мероприятий по охране недр, высокий научно-технический уровень изучения недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, а также сроки реализации программ. Аукционная комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона,
датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания членами аукционной комиссии протокола рассмотрения заявок.

Право пользования недрами прекращается по истечении установленного срока, либо досрочно в случаях, некоторые из которых приведены ниже:

  1. возникновения угрозы жизни или здоровью в результате осуществления пользования недрами;

  2. нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами;

  3. если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами;

  4. ликвидации пользователя недр;

  5. непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах.

1.3 Требования к рациональному недропользованию


Рациональное недропользование заключается в использовании минеральных ресурсов в экономически эффективном и экологически безопасном режиме с учетом интересов государства, общества и будущих поколений. Оно включает в себя комплекс мер по сохранению и воспроизведению недр, сокращению отходов и их утилизации в процессе добычи полезных ископаемых, а также снижению негативного воздействия на окружающую среду. Рациональное использование недр является одним из важнейших приоритетов государственной политики в области недропользования, направленной на обеспечение устойчивого развития экономики и сохранение природных ресурсов. Государство ставит следующие задачи перед недропользователями:

  1. соблюдать установленный законом порядок предоставления недр в пользование, не допускать самовольного пользования;

  2. обеспечивать полноту геологического изучения;

  3. проводить опережающее геологическое изучение недр, восполнять запасы;

  4. обеспечивать наиболее полное извлечение основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;

  5. достоверно учитывать извлекаемые и оставляемые запасы;

  6. охранять месторождения полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;

  7. соблюдать установленный порядок консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений.