Файл: Современные разновидности монархической формы правления.odt
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Теории государства и права»
на тему
«Современные разновидности монархической формы правления»
Выполнила
Студентка гр. ЮРOZS-614
Направление 40.03.01 Юриспруденция А.А. Ананчева
Научный руководитель
доцент Г.В. Меженская
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка
Ростов-на-Дону
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..………………………………………………………………………....3
1. Понятие монархии……………………………………………………………....5
1.1.Сущность и признаки монархической формы правления...…………..............5
1.2. Виды монархии…………………………………………………….….…...........9
2. Особенности функционирования монархической формы правления в современном мире………………...………………………………………………13
2.1.Конституционная монархия.…..………………………………………………13
2.2.Дуалистическая монархия..……..……….................................………….…...18
2.3.Атипичные монархии…………………………………………………………..21
Заключение………………………..……………………………………….............25
Список использованных источников………………………………….……….27
Введение
Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношение с населением.
Основными видами формы правления является монархия и республика, которые в свою очередь разделяются на подвиды.
Может показаться, что монархия отжившая себя форма правления для того уровня развития демократии, который достигнут в 21 веке и не должно существовать монархических государств. Но в наше время существуют как республиканские государства, так и монархические и независимо от формы государственного устройства они успешны в той или иной сфере. Все странны «G7» , 3 из которых монархические, являются экономически развитыми (можно сказать, что они являются ведущими странами). Получается, что форма государственного устройства не препятствует развитию, а представляет собой систему, сложившуюся под влиянием определённых факторов.
Так же стоит обратить внимание на то, что из-за влияния таких факторов как: религия, территориальное расположение, историческое наследие и т.д., одна и та же форма государства может выражаться по-разному. Это могут быть как незначительные различия – шах, эмир, император, так и более существенные – в некоторых государствах монарх является не только главой государства, но и главой религиозной организации.
Поэтому изучение формы правления государства как одного из элементов формы государства имеет важное значение, так как позволяет детально разобраться в происходящих в государстве процессах, понять общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений.
Позитивный опыт устройства высших государственных органов, выявленный при изучении форм правления в целом и монархии в частности может быть использован многими государствами в дальнейшем при устройстве государственной власти в стране.
Из этого можно сделать вывод, что тема монархической формы правления актуальна и сейчас.
Целью данной работы «Современные разновидности монархической
формы правления» является:
- раскрыть сущность монархии как формы правления.
- выявить признаки монархии.
- оценить недостатки и достоинства монархической формы правления.
- проследить исторические разновидности монархии.
-изучить монархическую форму правления государством в современном мире.
- рассмотреть атипичные формы монархии.
1. Понятие монархии
1.1. Сущность и признаки монархической формы правления
Форма правления – Это способ организации государственной власти, который характеризует порядок образования и структуру высших государственных органов, их компетенцию, а также взаимоотношения между высшими органами власти и населением.
1
Одной из основных форм правления является монархия.
Монархия – это форма правления при которой глава государства осуществляет верховную власть единолично (в некоторых формах монархии существуют, ограничения) и пожизненно.
Передача власти осуществляется несколькими способами:
1)Монарх может избираться.
Это особая разновидность престолонаследия, так как она сочетает элементы монархии и республики. Власть выбранного монарха не ограничена, но не может передаваться по наследству.
В Древнем Риме власть рексов была пожизненной, но не наследственной. Кандидатура монарха должна была быть одобрена сенатом и народным собранием. Так, история Рима насчитывает семь царей.
В наше время выборная монархия так же не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В Малайзии главой государства является монарх, избираемый на девять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
2) Наследник может быть назначен.
Этот порядок применялся в Римской империи, Византии и в России. Пётр 1 ввёл приказ о престолонаследии 1922г, суть которого заключалась в том, что монарх сам назначает своего преемника. Как известно, после гибели (убийства) его сына и наследника царевича Алексея, Петр закрепил правило, согласно которому царствующий император сам определяет, кто будет императором после него. Однако Петр не успел назначить наследника, и, пожалуй, единственный, раз этот способ был реализован императрицей Анной Иоановной, которая назначила наследника.
3) Монарх может передать полномочия на основании родового принципа (либо принципа первородства нисходящему потомству).
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Существовало несколько разновидностей данной системы наследования, таких как:
- салическая система ( наследниками могут стать только представители мужской линии)
- кастильская система ( наследниками могут быть и мужчины, и женщины, но преимущество у мужчин)
- австрийская система ( женщины могут наследовать престол только по причине отсутствия мужчин в правящей династии)
- шведская система ( мужчины и женщины наследуют престол на равных правах по принципу первородства)1
Монархии первоначально принято делить на абсолютные и ограниченные. И уже на этом этапы их признаки разнятся.
Признаками абсолютной монархии можно считать концентрацию всей власти в руках одного человека (происходит слияние властей), отсутствие сословно-представительных органов власти, профессиональный бюрократический аппарат и отсутствие контроля за верховной властью со стороны общества.
Монарх является единственным носителем суверенитета.
Большая часть монархий в современном мире ограничена компетенцией представительных и судебных органов публичной власти. В этих странах на основании конституций формально или фактически государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.
Поэтому касаясь каждого признака можно провести параллель между абсолютной и ограниченной формой правления.
Самым важным является то, что власть монарха ограничена наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Появляется правительство, которое формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент. Главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте. И исполнительная власть уже осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом.
Законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.
Здесь можно увидеть не только ограничение власти монарха, но и фактически он становится номинальным правителем.
Можно отметить некоторые достоинства и недостатки монархической формы правления. К достоинствам следует отнести:
-
Будущий монарх с самого детства получает должное образование. Это очень важно, так как правитель, не имеющий должных знаний и навыков не принесёт пользы государству. -
Смена власти происходит не в чьих-либо интересах, а по праву рождения. -
Монарх в силу своего положения выше любой политической партии, что означает его непредвзятость. -
При монархической форме правления больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства. -
Монарх заинтересован в том, чтобы оставить наследнику процветающее государство.
К недостаткам же относятся;
-
Монарх не несёт юридической ответственности. Это может привести к произволу и самодурству. -
Монархом может стать человек, которому не интересно правление государством или ребёнок, который ещё не смог получить должное образование, а по причине раннего ухода из жизни его родителя вынужден прийти к власти. В истории так же были случаи, когда монархом становился психически неуравновешенный человек. (Король Франции Карл VI «Безумный») -
Монарх часто окружён дворянством. Из-за этого некоторые решения могут быть зависимы от чужого мнения. -
Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой. -
Народ зависим полностью от воли монарха. -
Наследование власти происходит не по способностям кандидата, а по праву перворождения (не во всех видах монархии). -
При монархии больше возможностей для перехода к диктатуре.
1.2. Виды монархий.
Монархию можно разделить на виды по двум критериям: по объёму ограничений и по традиционному устройству.
По объёму ограничений выделяют 2 монархических формы правления:
-
Абсолютная монархия. -
Ограниченная монархия.
Абсолютная монархия - форма правления, в которой глава государства получает свою власть по наследству, без какого-то ни было участия со стороны населения или других органов государственной власти, при этом срок его правления неограничен, и он не несет какой-либо ответственности перед населением.
При абсолютной монархии все ветви власти находятся в руках монарха. Его власть ничем не ограничена. Не существуют законы или государственные органы, которые ставили бы власть монарха в какие-либо рамки. Фактически, власть находится в руках правящей семьи.
Одним из примеров данной формы правления является Саудовская Аравия – суверенное исламское государство, устройство которого основывается на шариате. Король из правящего рода Саудитов является также верховным главнокомандующим, религиозным лидером и высшей инстанцией в отношении всех видов власти.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет - абсолютно-теократическая монархия. И по мнению С.А. Комарова, «Это особая организация государства и власти, при которой власть принадлежит церковной иерархии, а глава церкви является также главой государства. На практике духовенство провозглашает и разъясняет законы государственной политики, определяет вектор развития внутренней и внешней политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института».1 Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.
Ограниченная монархия может быть: дуалистической и парламентской.
Дуалистическая монархия – это монархия, в которой власть монарха ограничена Конституцией или конституционными актами, но всё же остаётся обширной.
Дуалистической монархии присуще следующие изменения:
Если же при абсолютной монархии все ветви власти находятся под ведомством одного человека – монарха, то в дуалистической появляются некоторые ограничения. Исполнительная власть осуществляется монархом, а осуществление законодательной разделяется между монархом и парламентом. Но полномочия парламента всё же малы, так как он формируется монархом и ответствененно перед ним. Так же правитель имеет право роспуска парламента.
Королевство Эсватини (государство Южной Африки) является дуалистической монархией. Глава государства — король, в руках которого сосредоточена исполнительная власть. Он обладает правом назначать премьер-министра и своих представителей в каждой из палат парламента. Высшим законодательным органом страны является двухпалатный парламент.
Парламент не обладает настоящей законодательной властью и фактически является консультативным органом при короле.