Файл: Реферат По дисциплине Правоведение Тема Правовые основы недропользования в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Платежи при пользовании недрами


Важным аспектом правовых основ недропользования является установление платежей за пользование недрами. Платежи могут быть различными, например, это могут быть пошлина за выдачу разрешительной документации на недропользование, лицензионный сбор, рентная плата (начисляется в зависимости от объемов добычи полезных ископаемых), а также экологический налог за загрязнение окружающей среды. Сумма платежей зависит от вида недр, области их добычи, объема добычи и других факторов.

Лицензионный взнос является платой за получение лицензии на недропользование. Его величина зависит от месторождения, категории недр и других факторов. Взнос устанавливается на каждый год действия лицензии и уплачивается в момент её получения.

Сбор за участие в аукционе вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов. Сумма сбора за участие в аукционе поступает в доход федерального бюджета.

Также существуют различные разовые платежи, предусмотренные в случае добычи в нестандартных условиях, например, добыча на малых месторождениях, добыча трудноизвлекамемых запасов и т.д.

Плата за экологический ущерб – плата, которую должны выплатить организации, допустившие загрязнение окружающей среды при добыче и переработке полезных ископаемых. Высчитывается исходя из объема загрязнения и степени опасности для окружающей среды.

Одним из основных налогов, установленных в России Федеральным законом, является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Суть его заключается в том, что юридические и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории России, обязаны уплачивать государству налог в размере определенного процента от объема добычи. В соответствии с данным законом, ставка НДПИ устанавливается на уровне федерального законодательства и зависит от вида добываемого полезного ископаемого. Так, на сегодняшний день ставки НДПИ составляют: 3,8% при добыче калийных солей; 4,0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8% — руд чёрных металлов; 5,5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия
, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0% — горнорудного неметаллического сырья; 6,5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5% — минеральных вод; 8,0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0. Для уплаты НДПИ юридические и физические лица должны обращаться в налоговые органы и представлять соответствующую отчетность.

2. ПРОЧИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РУГЛИРУЮЩИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ


Помимо Федерального закона «О недрах» существуют и другие нормативные акты, регулирующие недропользование в России.

2.1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды»


Данный закон устанавливает основы государственной политики в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, восстановления и охраны биологического разнообразия. Он также регулирует отношения, возникающие в процессе использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и природопользования.

Основными принципами закона являются приоритетность жизни и здоровья населения, сохранение природных ресурсов и биологического разнообразия, экологическая ответственность, экономический механизм охраны окружающей среды, учет экологических последствий деятельности населения и предприятий при принятии решений. Федеральный закон " Об охране окружающей среды" предусматривает права и обязанности граждан и организаций в области охраны окружающей среды. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природе, не нарушать экологические нормы и правила. Организации обязаны соблюдать экологические требования при использовании природных ресурсов и выпуске отходов. Государство имеет право на контроль и надзор за соблюдением экологических норм и правил, а также на принятие мер по предотвращению и ликвидации экологических последствий нарушений. Оно также обязано разрабатывать и реализовывать меры по охране окружающей среды и биологического разнообразия, обеспечивать экологическую безопасность населения и предприятий, а также информировать население о состоянии окружающей среды и экологических последствиях деятельности предприятий. Помимо всего прочего, регулируются вопросы ответственности за нарушение экологического законодательства

, обозначаются административные, гражданско-правовые и уголовные санкции.

2.2 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»


Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха в Российской Федерации. Основная цель закона - обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, предотвращение негативных воздействий загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду и общественное здоровье. Основные положения закона заключаются в следующем:

  1. установление нормативных требований к качеству атмосферного воздуха в Российской Федерации;

  2. регулирование выбросов вредных веществ и загрязнений в атмосферный воздух, включая их мониторинг и контроль;

  3. определение мер ответственности за нарушение требований закона и установление административных и уголовных наказаний за нарушения;

  4. установление механизмов контроля за исполнением требований закона и мониторинга состояния атмосферного воздуха;

  5. определение прав и обязанностей органов государственной власти, муниципальных образований, предприятий, организаций и граждан в области охраны атмосферного воздуха.

Закон непосредственно связан с недропользованием, так как добыча полезных ископаемых и другие виды промышленной деятельности могут существенно влиять на качество атмосферного воздуха и приводить к его загрязнению. Недропользователи обязаны предоставлять отчетность о выбросах вредных веществ в атмосферу и осуществлять мониторинг воздуха, регулировать выбросы вредных веществ в атмосферу в зависимости от особенностей недропользования и характеристик загрязнителей.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ


Как и в любой другой области права, несоблюдение законодательства в области недропользования может повлечь за собой ответственность. Приведем основные виды ответственности, которые могут быть применены в случае нарушений в сфере недропользования.

Пользование недрами без разрешения (лицензии) считается самовольным, а оно, в свою очередь, прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Также за пользование недрами без разрешения, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, требований утвержденного технического проекта разработки предусмотрен административный штраф в размере от 2 тысяч рублей до 1 миллиона в зависимости от субъекта ответственности.


Уголовная ответственность может быть применена при совершении преступлений, связанных с использованием недр. Например, если добыча полезных ископаемых осуществляется без соответствующих разрешений и приводит к значительному ущербу окружающей среде, такое деяние может квалифицироваться как экологическое преступление.

Уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена статьей 158 Уголовного кодекса РФ (тайное хищение полезных ископаемых) и статьей 171 (осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода). Наиболее строгим наказанием по статьям предусмотрено лишение свободы до 10 лет и дополнительные наказания в виде штрафа в размере до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Помимо административного или уголовного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность, в виде возмещения причиненного вреда добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение можно отметить, что правовые основы недропользования в России являются важной составляющей в обеспечении экономической и экологической безопасности страны. Федеральный закон "О недрах" определяет правовые основы использования недр, регулирует порядок и условия предоставления прав на пользование недрами, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области недропользования.

Помимо закона "О недрах", существует ряд других нормативных актов, которые регулируют отношения в области недропользования, такие как Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" и другие.

Важным аспектом недропользования является обеспечение экологической безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых. Законодательство предусматривает различные меры по защите окружающей среды и охране здоровья граждан при осуществлении деятельности в области недропользования.

Кроме того, законодательство устанавливает ряд платежей и налогов, связанных с недропользованием, которые направлены на обеспечение экономической безопасности и развития отрасли.


В целом, правовые основы недропользования в России имеют сложную структуру и определяются множеством нормативных актов. Соблюдение законодательства в данной области является важным условием для обеспечения экономической и экологической безопасности страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. О недрах. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1

  2. Об охране окружающей природной среды. ФЗ от 10.01.02 № 7-ФЗ

  3. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации

  5. Правоведение: Учебник / Юкша Я. А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 486 с.



Санкт-Петербург

2023