ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
на тему: Проект «Школа Минпросвещения России»
Выполнила заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ № 17» с. Лукьяновка
Агафонова Наталья Валерьевна
с. Лукьяновка- 2022
Проект «Школа Минпросвещения России» - механизм реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями.
Проект «Школа Минпросвещения России» запустят в пилотных школах с сентября 2022 года. Об этом стало известно в ходе слушаний, прошедших в Общественной палате Российской Федерации. Одним из участников дискуссии стал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Идея создать модель идеальной школы возникла после диалога с родителями в Общественной палате, когда обсуждались вопросы, связанные с тем, какой должна быть школа, какова позиция Министерства просвещения в вопросах цифровизации, содержания учебников и системы воспитания», – сказал он.
Сергей Кравцов отметил, что в ходе работы были проанализированы различные документы и итогом становится не дополнительный документ, а концепция, объединяющая уже имеющиеся наработки и лучшие практики.
«По сути, мы создаём настольную книгу для директоров школ. Этот документ носит рекомендательный характер, каждая школа может выбирать ту или иную рекомендацию», – добавил глава Минпросвещения России.
Цель проекта «Школа Минпросвещения России» – создание равных качественных условий обучения и воспитания для каждого школьника независимо от места нахождения образовательной организации. «Школа Минпросвещения России» – это систематизация всех методических материалов в единый документ, в котором раскрываются конкретные направления: организация учебного расписания, педагогические подходы, примерные программы по предметам и многое другое для успешной реализации и повышения эффективности образовательного процесса.
В центре внимания концепции «Школа Минпросвещения России» – развитие каждого ребёнка страны, но его основа – поддержка каждого учителя.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко подчеркнула, что «будущие поколения общественных, управленческих, технологических лидеров, инженеров, изобретателей, предпринимателей – это те, кто сегодня сидит за партой».
«Нужно внимательно посмотреть на сегодняшние требования к качеству школьного образования, сформировать национально ориентированную систему оценки его качества, ответить на вопросы: какими знаниями, умениями, навыками, грамотностями должен обладать выпускник российской школы? какие личностные качества у него должны быть сформированы? как школа и система образования в целом это могут обеспечить? Школе не только нужно соответствовать запросам времени, но предугадывать и опережать их», – сказала она.
Основные составляющие концепции представил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко. По его словам, к июню завершится процесс разработки методических рекомендаций, а с сентября текущего года реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. Основываясь на полученном положительном опыте, в 2023 году новая модель может быть масштабирована в рамках всей страны.
В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда.
Реализация проекта затронет такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов. Министерство просвещения также готовит методические рекомендации для того, чтобы дать всем учебным заведениям ориентиры для достижения результатов.
Для реализации проекта нужна также эффективная система подготовки педагогических кадров и повышения квалификации педагогов. Чтобы поднять уровень средней школы необходимо учитывать опыт «флагманов образования», перенимать опыт тех школ, у которых получилось добиться больших результатов.
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова сообщила, что проект «Школа Минпросвещения России» встретил большую поддержку в организации. По её словам, этот проект предполагает комплексное рассмотрение всего формирования современной школы, и каждая образовательная организация будет давать ответ по восьми позициям.
К общественному обсуждению подключились также директора школ из разных российских регионов, которые сообщили о готовности принять участие в апробации проекта.
«Школа Минпросвещения России» – это обобщение лучшего опыта для обеспечения каждого ребенка в России качественным образованием
Министр просвещения России Сергей Кравцов, выступая на Первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила – в правде!» в Музее Победы в Москве, рассказал о проекте «Школа Минпросвещения России». Он отметил, что многие родители жалуются на отличие учебных программ в разных школах. По его словам, разработка собственных программ – это дополнительная сложность и для учителей, и для директоров школ. В связи с этим появилась идея проекта «Школа Минпросвещения России».
«Школа Минпросвещения России» – это систематизация работы и своего рода рекомендации со стороны Министерства по всем сферам школьной жизни – по организации воспитательной работы, здорового питания в школе, школьного расписания, поурочного планирования. Собран фактически лучший опыт, который есть у школ, для того чтобы создать условия получения качественного образования для каждого ребенка, в какой бы школе он ни учился, в каком бы регионе он ни проживал», – объяснил Сергей Кравцов. Единые программы, стандарты, система подготовки учителей являются важными элементами повышения качества образования. Министр просвещения добавил, что эти рекомендации, которые школа может использовать или адаптировать в рамках своей специфики, гарантируют качество образования, в том числе «чтобы школьник был здоровым, воспитанным, уважал взрослых, имел правильные семейные ценности, уважал свою страну, помнил о подвигах своего народа, получал достоверную информацию, обладал системными знаниями, навыками критического мышления, работы в команде».
Сергей Кравцов констатировал, что реализация проекта «Школа Минпросвещения России» позволит воссоздать по всей России единое образовательное пространство.
Концепция «Школа Минпросвещения России» была публично представлена на заседании коллегии Министерства просвещения, обсуждалась на заседании Всероссийского экспертного педагогического совета
, эксперты также высказали свое мнение о проекте на слушаниях, прошедших в Общественной палате Российской Федерации.
«ШКОЛА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ»
Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
- формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
- укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Миссия «Школы Минпросвещения России»: центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Задачи концепции проекта «Школа Минпросвещения России»:
- Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих, в том числе, этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
- Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
- Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.