Файл: Занятие по формированию читательской грамотности на примере несплошного текста. Цель создать условия для формирования у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеурочное занятие по формированию читательской грамотности на примере несплошного текста.

Цель: создать условия для формирования у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст.

Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, для каждого обучающегося распечатка билета в цирк, лист с заданиями, простой карандаш, сигнальные карточки, чистые листы, цветные карандаши.

Открытое внеурочное занятие по формированию читательской грамотности. Предметом исследования был билет в театр. Ребята учились находить информацию в тексте в явном виде, преобразовывать её в нужную форму, сжимать и преобразовывать информацию из одного вида в другой, работать с информацией из разных текстов, преобразовывать один формат несплошного текста в другой, приобретали знания, которые можно применить в реальной жизни. Узнали какие бывают театры, составили памятку «Правила поведения в театре», участвовали в розыгрыше лотереи по серии и номеру билета, попробовали себя в роли дизайнеров-оформителей при создании афиши спектакля. В конце мероприятия дети получили буклет «Волшебный мир театра».

 

ЦИРК

- Дети, давайте мы дружно поприветствуем наших гостей. Тихо садятся мальчики, еще тише садятся девочки. Я предлагаю улыбнуться друг другу, соседу по парте. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сейчас вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

А начнем мы наше занятие с загадки. Постарайтесь её отгадать.

 Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.
(Цирк)

Сегодня мы поговорим об одном из самых весёлых и любимых детьми, виде искусства – о цирке. Наверное, нет таких людей, которые бы равнодушно относились к цирку. Цирк ведёт своё начало ещё из Древнего Рима. Правда, тот цирк совсем не был похож на наш, современный. Самым главным зрелищем в те времена были гонки колесниц по огромной круглой площадке.


Слово «цирк» в переводе с латинского языка означает «круг». Действительно, цирк невозможно представить себе без круга – площадки, на которой даются представления.

- чтобы узнать, как называется круглая цирковая площадка, мы с вами разгадаем ребус (манеж, арена)

- Почему получилось два слова? У этих слов значение одинаковое?

- Как в русском языке называются слова близкие по значению? (синонимы)

- Кто из вас любит ходить в цирк? Поднимите руки.

- Вы знаете, я тоже люблю ходить в цирк. Но однажды, подходя к зданию цирка, я поняла, что забыла взять очень важную вещь, то, без чего меня туда не пустят на цирковое представление. Скажите, пожалуйста, без чего мы не сможем зайти в цирк? (Без билета).

- О чем нам может рассказать билет в цирк? (Билет в цирк нам может рассказать о названии представления, о времени и месте проведения. Мы можем узнать стоимость билета, его номер).

- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в цирк).

- Да верно, нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы в них билет в цирк (приложение 1), лист с заданиями (приложение 2) и сигнальные карточки (приложение 3), которые мы будем использовать для проверки некоторых заданий (зелёный кружок – согласен, красный – не согласен).

- Достаньте из файла содержимое.

- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится. (Учащиеся читают вслух информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).

Положите перед собой лист с заданиями. Мы их будем выполнять по порядку.

 Задание №1. 

В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.

Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.

1.Какой адрес у Курского цирка? (Адрес г. Курск, улица Александра Невского, д. 4 )

2.Сколько стоит билет на представление? (Билет на представление стоит 600 рублей)

3.Назовите дату представления. (Дата представления 20 февраля 2023 года)

4.Назовите время начала представления. 

(Время начала представления 12:00)

5.Название представления. (Название представления «Остров сокровищ»)

6.В каком случае можно вернуть или обменять билет на представление? (Билет на представление можно обменять в случае отмены мероприятия).

После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.

 

- Ребята, прежде чем пойти в цирк, мы с вами должны изучить правила поведения.

Задание №2. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).

Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в цирке», используя информацию, которая находится в нижней части билета. Дополните памятку пунктами, используя свой жизненный опыт.

Памятка «Правила поведения в цирке».

  1. Приходить на представление без опоздания.

  2. В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.

  3. Далее учащиеся добавляют свои 2-3 правила.

После заслушивание ответов учащихся.

Искусство цирка строится на трюке – сложном, ловком, эффектном приёме, поражающем воображение. Сколько смелости, находчивости, выдумки нужно артисту, чтобы с блеском выполнить трюк!

Каких только артистов ни увидишь на манеже цирка!

Задание № 3. (Выполнив задание по карточкам, вы узнаете, кто же выходит на арену цирку)

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

Гимстна

Гимнасты (цирковые артисты, которые демонстрируют сложные упражнения на специальных снарядах, укреплённых на манеже, или высоко под куполом цирка).

Дссиревщикро

Дрессировщик (укротители животных, цирковые артисты, которые ухаживают за животными и дрессируют их ).

ЁРЖОНЛГ

Жонглёр (цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов)

НАХОКАДЕЦТО

Канатоходец (артист, выполняющий цирковые номера на натянутом канате).

Первыми канатоходцами были, как ни странно ремесленники
, которые плели канаты. Чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

КУСКИНФО

фокусник (артист, показывающий фокусы). 

НУОЛК

Клоун (цирковой комик)

АБАКТРО

Акробаты – выполняют прыжки, поддержки, пирамиды.

Гимнастика для глаз

«Чудеса»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса (Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.  ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.  (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, вниз посмотрим,  (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем,  (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.
Задание №4(При выполнении данного задания ученики находят информацию в тексте, преобразовывают её в нужную форму)

Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Записка.

Я ненадолго ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в ________ . Нам необходимо доехать до остановки ______________________. И пройти к дому №____ на улице Александра Невского. Зайти в центральный вход.

Наш ряд _____. Твоё место ______.

У всех совпадают данные? Почему? Потому что у каждого свое место.

Задание №5.( В тексте билета содержится противоречивая информация).

- Подумайте, посмотрите ли вы представление, если доберётесь до здания цирка в 15.00? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание.

Нет, мы не посмотрим представление, если доберемся до здания цирка в 15.00, так как представление к тому времени уже закончится.

Сейчас я предлагаю прочитать по цепочке стихотворение под названием «Цирк» автора Торопчина Зинаида

В цирке вновь аттракцион.
Выступают тигры, слон,
Акробаты и атлеты…
Покупай скорей билеты!

Ждут вас редкие таланты —
Циркачи и музыканты.

Здесь артисты — звери, люди,
И скучать никто не будет!..

На арене — яркий свет,
В зале мест свободных нет.
Вышел клоун — вот потеха!
Умирают все от смеха.

Акробатка так прекрасна!
Но под куполом опасно,
Да ещё вниз головой.
Зритель замер, чуть живой.

Быстроногие лошадки
Лихо мчатся по площадке,
А на них джигиты-асы
Совершают выкрутасы.

Вот загадка для людей —
Фокусник и чародей:
Показал пустой мешок —
Через миг там — петушок!

Все команды ловко, быстро
Исполняют львы-артисты,
Обезьяны, тигры, кошки…
Всем похлопаем в ладошки

За приятное волненье,
За талант и за уменье!..
Цирк везде, на всей планете
Любят взрослые и дети!

V. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в цирке.)

- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в цирк. Мы сможем легко определить адрес здания цирка, название представления, ряд и номер места.)

Подведение итогов

Цирк – это искусство, делающее нашу жизнь светлее и радостнее. На прощание один из весёлых цирковых персонажей хочет поделиться с вами своей обворожительной улыбкой.

(на доске появляется изображение клоуна)

- Итак, наше занятие подошло к концу. На прощание хочу пожелать, чтобы улыбка нашего весёлого клоуна подарила вам хорошее настроение на весь день!

Я вам предлагаю прикрепить свое настроение от сегодняшнего урока на доску рядом с изображением клоуна.  

- Спасибо за внимание! Мне очень понравилось наше общение, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы!

Современный Курский государственный цирк был построен в ноябре 1971 года. Цирк пользовался большой популярностью среди жителей города. Там проходили цирковые представления и концерты эстрадных артистов, в новогодние каникулы проводились спектакли для детей. В цирк приезжали и зрители из соседних областей, а также с отдалённых районов области. За период с 1971 по 1996 года Курский цирк посетили более 12 миллионов зрителей. Печальная страница в истории Курского цирка. В 1996 году в цирке случился сильный пожар уничтоживший зрительный зал, и все остальные помещения. Возгорание произошло во время проведения работ по ремонту покрытия арены слоем каучука. Это было необходимо, чтобы показать номер с наездниками на лошадях. При этом использовались огнеопасные растворители и в результате грубых нарушений пожарной безопасности возник этот пожар. Десять лет простоял цирк в запустении, с выбитыми стеклами и закопченными стенами.