ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
ЛАЗАРЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
2
К НАСТОЯЩЕМУ МОМЕНТУ В РОССИИ ПРИНЯТ 1519 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ (18.03.2023), В ОБРАЗОВАНИИ:
руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)
педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем,
основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);
педагог дополнительного образования детей и взрослых;
специалист в области воспитания (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в
области воспитания«
(Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520));
педагог-психолог (психолог в сфере образования);
специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива
(вожатый)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства
труда
и
социальной защиты Российской Федерации от 19
апреля 2021 № 250н
Профстандарт директора образовательного учреждения представляет собой нормативный документ, в котором отражены ключевые требования к
образованию и
опыту работы специалиста,
назначенного на должность, а также его основные трудовые функции.
4
Цели документа: повышение эффективности деятельности сотрудников; грамотное взаимодействие с подчиненными и руководителями подразделений; рациональное распределение обязанностей. Перечень трудовых функций зависит от специфики деятельности учреждения: дошкольная или общеобразовательная. Так, для заведующего дошкольным учреждением разработаны 5 обобщенных функций, для директора школы – 4.
Функция «Управление организацией». Директор должен работать с сетевой формой образовательных программ. Нужно формировать цифровую образовательную среду и управлять ей. Директор обязан организовать психолого-педагогическую поддержку, работу с детьми с ОВЗ, коррекционные занятия,
индивидуализацию обучения. Требуется создавать систему, которая помогает развивать способности учеников.
Функция «Администрирование образовательной деятельности». Директору нужно формировать мотивацию коллектива, предупреждать коррупцию. Упомянули, что необходимо обеспечить доступность среды и комплексную безопасность. Также требуется не только руководить финансовой деятельностью школы, но и привлекать ресурсы.
Функция «Управление развитием». Законодатели сделали упор на программу развития школы и работу с ней на всех этапах. Также закрепили обязанности формулировать и реализовывать миссию и стратегию школы, внедрять образовательные инновации, осуществлять госполитику в сфере цифровой трансформации.
Функция «Управление взаимодействием». Директору необходимо выстраивать сетевое взаимодействие,
организовывать социальное партнерство. Также требуется формировать имидж школы.
5
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
наименование
уровень квалификации наименование
Управление дошкольной
образовательной
организацией
7
Управление образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации
Организация присмотра и ухода за детьми
Администрирование деятельности дошкольной образовательной организации
Управление развитием дошкольной образовательной организации
Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
Управление
общеобразовательной
организацией
7
Управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации
Администрирование деятельности общеобразовательной организации
Управление развитием общеобразовательной организации
Управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
6
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Требования к образованию и обучению
В новом документе прописали четыре возможных варианта обучения.
1. Быть специалистом или магистром в области образования и педнаук и пройти профпереподготовку в области экономики, менеджмента, управления персоналом или государственного и муниципального управления;
2. Закончить бакалавриат в сфере образования и педагогических наук и магистратуру в сфере экономики и управления.
3. Получить степень бакалавра по экономическому или управленческому направлению и степень магистра в области образования и педнаук.
4. Закончить специалитет или магистратуру, пройти профпереподготовку в сфере образования и педнаук,
а также профпереподготовку по экономике, менеджменту, управлению персоналом или госуправлению.
Особые условия допуска к работе
В особых требованиях к работе закрепили, что директор должен регулярно проходить медосмотры и аттестацию. У него не должно быть ограничений, чтобы заниматься деятельностью в сфере образования и педагогической работой. Например, судимостей. Все эти требования соблюдали и раньше, до нового профстандарта.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
7
Управление качеством образования – процесс проектирования (постановки целей образования и определения путей их достижения), предусматривающий:
организацию образовательной деятельности и мотивацию ее участников;
контроль выявления несоответствия целям;
мониторинг как систему отслеживания изменений в развитии, регулирования и анализа результатов.
Механизмы управления качеством образования – последовательность действий по определенному направлению, включающая компоненты управленческого цикла: обоснование целей, выбор показателей и методов сбора информации, мониторинг, анализ и адресные рекомендации, принятые меры и управленческие решения.
МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ
ШКОЛА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
8
Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций на основе профессионального стандарта
Целью данной самодиагностики является рефлексивное понимание своей деятельности и ее результатов руководителями образовательных организаций в рамках трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. В самодиагностике также отражаются индивидуально-личностные и профессиональные характеристики современного руководителя образовательной организации.
Современный руководитель – это, прежде всего лидер с системным мышлением, способный мотивировать других, умеющий прогнозировать, планировать, организовать команду на реализацию проектов.
САМОДИАГНОСТИКА
9
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
ЛАЗАРЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА,
доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»