Файл: Курсовая работа использование дидактического материала на уроках химии представлена к защите.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)
Естественно-географический факультет
Кафедра химии, географии и методики их преподавания
Методика обучения химии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование дидактического материала на уроках химии
ПРЕДСТАВЛЕНА К ЗАЩИТЕ Научный руководитель – Подпись___________________ «___»_______________20___ г. | Исполнитель – студент V курса Подпись___________________ |
работа защищена Оценка «__________________» Подпись___________________ «___»_______________20___ г. | |
Самара 2019
Оглавление
Введение 3
1.Характеристика и особенности дидактического материала используемого на уроках химии 5
1.1.Дидактический материал – понятие, классификация и особенности проектирования 5
1.2.Методологические особенности изучаемого материала по химии в 8 классе 9
2.Методологические особенности использования разнообразных дидактических материалов на уроках химии в 8 классе 14
2.1.Разработка дидактических материалов по разделу «Соединение химических элементов» 14
2.2.Разработка технологической карты урока по теме «Соединение химических элементов» с использованием дидактического материала 23
Выводы 28
Список литературы 29
Введение
Актуальность исследования. Проводимая в настоящее время модернизация общего образования призвана повысить качество и эффективность естественнонаучного образования, его вклад в межпредметную интеграцию, формирование научного мировоззрения, общей и экологической культуры, во всестороннее развитие личности учащихся. Новый государственный стандарт по химии значительно расширил объем обязательного содержания предмета, но вместе с тем резко сократилось время на изучение предмета[23]. Для того чтобы овладеть предметом и выполнить общие цели образования, нужно минимизировать знания, научиться применять причинно-следственные связи, обобщения, систематизацию и формализацию знаний (схематизацию, моделирование, выделение важнейших понятий, организацию на минимуме знаний максимума разнообразных действий и применение разнообразных методов).
В связи с этим в процессе обучения учащиеся испытывают затруднения, связанные с неумением учиться и применять полученные знания, например, составлять формулы веществ, выводить уравнения связи, записывать уравнения диссоциации и др. В связи с этим возникла необходимость в педагогической поддержке таких учащихся. Этому способствуют дидактические материалы. Они позволяют структурировать деятельность учащихся, концентрировать внимание всего класса и включать в работу каждого ученика. Важно первоначальное использование дидактических материалов инструктивного характера проводить с комментарием учителя и на конкретных примерах.
Цель исследования – изучить педагогические условия успешного применения дидактического материала на уроках химии.
Задачи исследования:
-
Проанализировать научно-методическую литературу по заданной теме. -
Дать понятие дидактическому материалу, исследовать классификацию и особенности проектирования. -
Изучить методику использования разнообразных дидактических материалов на уроках химии в 8 классе. -
Разработать технологическую карту с использованием дидактического материала по разделу «Соединение химических элементов».
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы.
-
Характеристика и особенности дидактического материала используемого на уроках химии-
Дидактический материал – понятие, классификация и особенности проектирования
-
Эффективность процесса обучения в большей степени зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Оперативно проводить постоянную проверку знаний всех учащихся с помощью традиционных методов бывает затруднительно из-за лимита времени, в связи с этим необходимо использовать следующие формы контроля: разноуровневые контрольные работы, тестирование, химические диктанты и дидактические игры[15].
Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисункам[7]. Дидактические материалы они как бы дополняют и наиболее полно раскрывают некоторые темы при образовательной программе. Они в первую очередь необходимы учащимся для развития познавательных способностей.
Дидактические материалы – это специальные пособия, благодаря которым преподаватели и учителя, но не только они, могут использовать эти материалы для более лучшей подачи информации на уроках или курсах.
К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение[11]:
-
презентации; -
обучающие игры; -
всевозможные карточки; -
рисунки; -
схемы, -
таблицы; -
графики, -
диаграммы; -
контурные карты.
Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом. С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки. Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.
Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности[17].
Разнообразные демонстрационные пособия. К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.
Раздаточный материал Для учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.
Таблицы. Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену. Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов: Справочные - в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
Справочные. Изображения, различные картинки Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.
Электронные пособия - это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио - и видеокниги[21]. Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно. Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным. Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью[6]. При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку. Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения: повышается эффективность освоения материала; поиск информации занимает меньше времени; дети заинтересованы в изучении предмета; можно самостоятельно изучить урок; возможно использовать для большой аудитории; возможно наглядно объяснить новую информацию.
Проектирование учебного процесса – это важный компонент профессиональной деятельности преподавателя, который включает педагогические действия, основанные на осознании цели деятельности, способов, приемов, методов и форм их осуществления.
-
Методологические особенности изучаемого материала по химии в 8 классе
В новом курсе сохранена структура традиционного для российской школы содержания химии основной школы, которое модернизировано под ведущую идею ФГОС: усвоение этого содержания на основе системно-деятельностного подхода. Это достигается с помощью следующих методических приёмов[14]:
-
создание системы проблемных ситуаций (постановке проблемных вопросов к курсу, учебному разделу, теме урока и его этапам) на основе химического эксперимента, исторических фактов или ранее изученного материала; -
выстраивание учебного содержания в логике причинно-следственных связей; -
установление внутри и межпредметных связей курса химии не только с предметами естественно-научного блока, но и с гуманитарными; -
формирование личностного отношения обучающихся к учебному материалу на основе его связи с опытом повседневной жизни, потребностями современного индустриального общества и проблемами экологической безопасности; -
развитие информационной компетентности обучающихся.
План анализа УМК. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016 предавлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ УМК авторов
Характеристика | Ответы педагогов | |
I.Общая характеристика учебника | ||
Для какого класса предназначается данный учебник? | 8 класс | |
По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | Программа курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений | |
Кто является авторами данной программы? | Гара Н.Н. | |
Кто является авторами анализируемого учебника? | Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. | |
Каков общий объём учебника? | Количество страниц: 208 стр | |
Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Содержит большое количество опорных и систематизирующих схем и таблиц, иллюстраций, рубрики: «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых. Мягкий переплет, электронное приложение. | |
II. Характеристика текстов учебника | ||
Определите виды текстов, используемых в учебнике. | Теоретико-познавательные, научно-популярные, пояснительные, научно-практические тексты | |
Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, основные законы, явления, процессы, события, характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений, выводы. Такие тексты, как правило, являются основным содержанием параграфа. В инструментально-практических текстах содержатся характеристики основных методов познания; характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа (алгоритмы, схемы, обобщающие таблицы), а также представлены заданиями (в т.ч. задачи) для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ. | |
На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. | В § 12 9 класс «Характеристика галогенов» представлен сравнительный материал по нахождению в природе, получению и физическим свойствам галогенов-простых веществ. Приведены научно-познавательные факты по теме. Сравнительная характеристика химической активности галогенов представлена с опорой на строение их атомов. В конце параграфа приводятся тестовые задания и | |
На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с веществами и оборудованием? | В конце параграфа 50 приведена схема генетической связи галогенов и их важнейших соединений, приведены вопросы и задача для самостоятельной работы. Алгоритм проведения лабораторной и практических работ по теме приведен на стр 172-173.Описана технология проведения работ, даны опорные вопросы для наблюдения за изменениями, приведены предупреждения, на которые следует обратить внимание при работе., что способствует формированию у обучающихся навыка безопасной работы, правильной мотивации. | |
Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | В учебнике достаточное количество дополнительных текстов, иллюстраций, схем, подборка рубрик «знаете ли вы, что…» и сведения об ученых. | |
Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | В начале приведена аннотация по работе с учебником, в которой описаны система изучения материала, правила пользования учебником, условные обозначения, приводимые в учебнике и т.д. | |
III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. | ||
Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами? | В учебники достаточно большое количество рисунков, схем, таблиц, но нет фотографий, например, иллюстрирующих современные представления о строении молекул. Очень помогает в освоении материала и развивает познавательные умения. | |
Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий? | Как правило, каждый параграф начинает с вопросов для актуализации знаний обучающих, формировании у них положительной мотивации к уроку. В тексте параграфов также встречаются вопросы и задания для лучшего усвоения текста параграфа и понимания сущности процессов и явлений. В конце параграфа есть ссылка на вопросы, на которые должен ответить обучающийся при самостоятельной подготовке. Не очень удобным является то, что задания вынесены в конец главы, не представлены в конце каждого параграфа. | |
Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | Да, очень удобно для использования. | |
Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся? | Да, во многих случаях ученикам предлагается использовать таблицы для самостоятельной подготовки, а также составить таблицы и схемы самостоятельно. | |
Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)? | да. | |
Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них. | В параграфах прослеживается обобщающая связь. В электронном приложении приведены сведения для закрепления и обобщения материла. | |
Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки. | В учебнике выделены основные понятия, сведения обобщены в таблицы и схемы. Приведена система опорных знаков (в предисловии к учебнику расшифровано их значение). | |
IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике | ||
Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе химии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами зания и всеми структурными компонентами содержания курса. Овладение понятиями — это сложный процесс, включающий в себя первичное ознакомление, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и, наконец, овладение понятием в ходе активной познавательной деятельности и применении их на практике. Логической особенностью данного курса является процесс освоения химических понятий на основе уже имеющихся практических и теоретических знаний у ученика и новых, в т.ч. полученных в результате эксперимента/наблюдения. | |
Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели? | Да. | |
V. Соответствие ФГОС ОО | ||
Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК | полностью | |
Формирование УУД средствами УМК | Ученик изучает предмет, осознавая целостность и единство окружающего мира, его закономерностей. Формируется умение работы с материалом, в т.ч. с дополнительным, составление конспектов для устного повествования, решения задач различного характера, составления последовательности действий для реализации. Ученик способен оценивать ситуационные задачи с точки зрения безопасности и сохранении здоровья. Слабо представлен блок для самооценки/рефлексии, но данный учебник не предназначен для использования ФГОС. | |
Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ | да | |
Возможность организации самостоятельной работы обучающихся | Есть задания для самостоятельной работы. В электронном приложении также есть задания для самостоятельной подготовки. Есть творческие и метапредметные задания, направленные на формирование общеучебных компетенций, мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин. | |
VI. Заключение | ||
Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | да | |
Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | Нравится четко прослеживаемой логической линией курса, систематизацией материала, наличием большого числа обобщающих таблиц, хорошо оформленным электронным приложением. | |
Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Хочется перед изучением каждой главы вывести важнейшие химические понятия и определения, а затем уже при дальнейшим изучении заниматься их раскрытием и углублении в разделе «Основные классы неорганических соединений». Большее число практико-ориентированных заданий. | |
Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | Да |