Файл: Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога
.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога
2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
Заключение
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности дефектолога. Изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого дефектолога. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у дефектологов новых целей и потребностей.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Пути становления и особенности мотивации для каждого дефектолога индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации дефектолога.
Таким образом, на основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли специалист профессиональную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на профессиональную мотивацию мнение коллег с тем или другим уровнем способностей.
Говоря о внутреннем типе мотивации, следует отметить то, что для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.
У дефектологов присутствует интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, их устраивают взаимоотношения с сотрудниками и руководством, но низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности, они все же предпочитают выполняемую работу высокому заработку, они не удовлетворены условиями труда, профессионально ответственны.
Список литературы
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 2011.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2013. - С.122.
. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 2011.
. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 2012. - С.63.
. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов // Вопросы психологии, 2011. - № 4.
. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2013.
. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 2012.
. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т.2/Под ред.Г. Г. Аракелова. - М., 2013. - 376 с.
. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 2012.
. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 2013.
. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации специалистов // Вопросы психологии, 2012. - № 2.
. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М., 2011.
. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 2012 - № 4.
. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2011.
. Ковалев А.Г. Психология личности.3-е изд., переработ. и доп. - М., 2012.
. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. - Л., 2013. - 264 с.
. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред.А. А. Бодалев. - М., 2012. - 191 с.
. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 2012.
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2012. - 304 с.
. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 2012.
. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 2012. - № 6. - С.126-135.
. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 2011.
. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М., 2012. - 136 с.
. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - М., 2011. - 256 с.
. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 2011. - 25 с.
. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2011.
. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2011.
Приложение
Приложение 1
Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А.А. Реана). Бланк ответов
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| в очень незначительной мере | в достаточно незначительной мере | в небольшой, но и в немаленькой мере | в достаточно большой мере | в очень большой мере |
1. Денежный заработок | | | | | |
2. Стремление к продвижению по работе | | | | | |
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | | | | | |
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | | | | | |
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | | | | | |
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы | | | | | |
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | | | | | |
Приложение 2
Методика "Интегральная удовлетворенность трудом
| N | Среднее | Т-критерий | Значимость различий |
Интерес к работе | 25 | 3,84 | 2,080 | ,043 |
| 25 | 3,24 | | |
Удовлетворенность достижениями в работе | 25 | 2,88 | 1,912 | ,062 |
| 25 | 2,24 | | |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками | 25 | 4,16 | 2,695 | ,010 |
| 25 | 3,24 | | |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством | 25 | 2,84 | 1,758 | ,085 |
| 25 | 2,24 | | |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности | 25 | 2,08 | -,868 | ,390 |
| 25 | 2,24 | | |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку | 25 | 1,44 | -1,041 | ,303 |
| 25 | 1,76 | | |
Удовлетворенность условиями труда | 25 | 1,48 | -,837 | ,406 |
| 25 | 1,72 | | |
Профессиональная ответственность | 25 | 1,12 | ,184 | ,855 |
| 25 | 1,08 | | |
Общая удовлетворенность трудом | 25 | 16,44 | 2,631 | ,011 |
| 25 | 14,56 | | |