Файл: Задание 10 составление простого плана как составить план1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 10
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА
Как составить план1
Для этого надо:
-
определить, о чём говорится в каждой части текста; -
дать название каждой части, соответствующее её содержанию.
Примечание:
1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три. 2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста 3) По возможности пользуйтесь словами из текста.
4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.
Например:
-
Летние каникулы. -
В гостях у бабушки. -
Памятное событие. -
Летняя сказка закончилась.
1. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Текст 2
(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая
крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…
(По Н. Орловой)
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Текст 2
(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. (3)Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. (4)Медленно спадает жара, утихает ветер. (5)Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. (6)Высоко в небе летают аисты. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. (8)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.
(9)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (10)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (11)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.
(13)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (14)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.
ЗАДАНИЕ 13
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.
разновидность | определение | примеры |
1. Нейтральная | Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем | Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный и др. |
2. Книжная | Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому. Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль. | Лингвистика, ответчик, эпитет, общественность, грядущий, Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить |
3. Разговорная | Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т.д.) К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга. | Малюсенький, задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть |
4. Просторечная лексика | Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи) 1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, | обормот, дрыхнуть, |
| характеризуя их культурный уровень
| облапошить. Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа. давеча, небось, отродясь. |
ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:
стилистически нейтральное | книжное |
улучшение | прогресс |
отменить | упразднить, аннулировать |
отрывок | фрагмент |
враг | недруг |
стилистически нейтральное | Разговорное |
важничать | форсить |
спать | дрыхнуть |
плакать | реветь |
стилистически нейтральное | эмоционально окрашенное |
лошадь | кляча |
сделать | смастерить, сладить |
легкомыслие | дурашливость |
Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Издревле — ...
Текст 2
(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…
(По Н. Орловой)
Определите стилистическую принадлежность слова «распластали» из предложения 7, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Распластали — ...
Текст 2
(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. (3)Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. (4)Медленно спадает жара, утихает ветер. (5)Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. (6)Высоко в небе летают аисты. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. (8)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.
(9)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (10)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (11)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.
(13)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (14)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.
ЗАДАНИЕ 14
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
это устойчивое неделимое сочетание слов, которое воспроизводится в готовом виде (
бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой, звёздный час, заварить кашу, со всех ног).
ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
-
Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что их зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
-
Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки. -
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро, рукой подать – близко.
-
Главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Помните: используя фразеологизмы, не нарушайте их целостности. Например: принимать участие, играть роль, иметь значение
ПРИМЕРЫ фразеологизмов:
Бить баклуши – бездельничать,
Вилами по воде писано – еще не известно, как будет, исход не ясен,
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом
Играть в бирюльки – заниматься пустяками, ерундой
Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои планы и решения.
Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда
Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.
Задать головомойку (баню) - намылить шею, голову - сильно отругать.
Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Объясните значение фразеологизма