Файл: Природа и люди Древней Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок по истории Древнего мира (6 класс)


Предмет:

История

Класс:

6

Тема урока

Природа и люди Древней Индии

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока:

Урок изучения нового материала с элементами практической работы

Цель:

Знакомство обучающихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

  • формировать представление о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями;

  • развивать картографические умения, восприятие, внимание, расширять кругозор; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником;

  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.




Форма организации деятельности

  • фронтальная,

  • групповая

  • индивидуальная

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический

Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013г;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Природа и люди Древней Индии»;

  • отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека" по количеству групп;

  • отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;

  • карта Индии, Египта, Междуречья, Финикии, магниты цветные;

  • план работы для каждой группы;

  • «Чудесный ящик» : пакетики с символами Индии чая, пряностей, рис;

  • раздаточный материал для каждого ученика




Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны представлять особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки).

Использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей Древней Индии.



Структура урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3. Изучение новой темы:

  • местоположение Индии;

  • природные условия Индии;

  • занятия жителей Древней Индии

4. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания
ХОД УРОКА.

1.Организационныймомент.

1.Приветствие.

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставив как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с новой для нас цивилизацией, но прежде давайте вспомним с

какими государствами вы уже познакомились?

(Ответы обучающихся)

Сейчас наш класс разделим на три группы по 2 - 3 человека. Я раздам каждой группе карточку с заданием: вам необходимо прочитать её внимательно и попытаться ответить, о каком государстве в ней говорится, а так же показать его на карте.(выполнение задания 2 минуты ( приложение 1.), называют государства и показывают их на карте: Египет, Финикия, Междуречье.
3.Мотивация.

  • Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся путешествовать в страну, которая является родиной шахмат, родиной арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

  • Не догадываетесь, куда мы с вами отправимся путешествовать?

  • Тогда вашему вниманию еще одна подсказка.

(Звучит индийская мелодия)
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: это Индия.
4. Подготовка к активному усвоению новых знаний .

  • Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №___ ).

  • Запишите число и тему в тетрадь

  • ( на слайде №___ цель урока)

  • Ребята, скажите, что нам необходимо выяснить в ходе нашего путешествия?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о том, где находится Индия, какие главные реки протекают по ее территории , познакомимся с растительностью и животным миром, с занятиями жителей Древней Индии).


  • Чтобы наше путешествие было как интересным, так и познавательным, нам нужен план маршрута, который мы составим с вами вместе.


Г

План путешествия (озвучивается):

  1. Географическое положение Древней Индии.

  2. Природные особенности Индии.

  3. Занятия жителей Древней Индии.(Слайд №____)

а

Внимание мы отправляемся в страну чудес (слайд №4) именно так называли её греки, а почему? А почему именно так: на этот вопрос мы попытаемся ответить в конце нашего путешествия – это наша главная задача.

II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. И для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, уметь находить ее основные географические объекты.
Запишите в тетрадь первый пункт нашего плана «Географическое положение Древней Индии» (Слайд ___)

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96. Откройте рабочую тетрадь на странице 68, задание №80 ( контурная карта «Древняяя Индия»). А у меня карта на доске. Итак, где же находится Индия?

Чтобы ответить на этот и другие вопросы, мы с вами будем работать с документом. Это отрывки из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". (У каждой группы лежит свой текст документа)

Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…

Что мы узнали из этого отрывка? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?

Ответ. Индийского океана.

  • Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном.

  • А как мы называем часть суши, которая с трех сторон омывается водами? (полуостров)

  • На каком полуострове расположена Индия? (полуостров Индостан)

  • Где находится полуостров Индостан? (В южной Азии)



  • Что же мы выделим главного из вышесказанного? (полуостров Индостан, Индийский океан)

  • Запишите в тетрадь ключевые слова первого вопроса .

  • На контурной карте границы территории Индии.


А мы переходим ко второму пункту нашего путешествия «Природные особенности Индии». (дети записывают в тетрадь)

Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся кра­сотой и пересеченных множеством рек.

Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки")

  • Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся)

  • В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. Давайте отметим их на контурной карте, выделяя цветом. Свое название страна получила от названия реки Инд.


Ребята, я думая вам будем интересно немного больше узнать об Индии. Сейчас о реках Индии нам расскажет член научного общества «Эрудит».

Сообщение ученика. (Презентация, слайд №____).

Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.

В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.

Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "

Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи).

  • Отметим горы на контурной карте

Член научного общества «Эрудит» сейчас нам расскажет о Гималаях.

Сообщение ученика. (Презентация, слайд №___).

Гималаи – самые высокие горы в мире. Их вершины покрыты льдами и снегами. Название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.

(Презентация, слайд №____).

Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

Запишите новое слово в тетрадь.

(Джунгли – это густые, труднопроходимые леса)

А сейчас сообщение ученика о джунглях. (Слайд №___).

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.


В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.
Самостоятельная работа учащихся с историческим источником

(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей и ответите на вопрос
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)(ответы учеников)



А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы:

- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?


(Задание всем понятно?) Работаем. Я читаю, вы следите по тексту.


В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Итак:
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?


Верно. Молодцы. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду.

- Но, чем опасны были джунгли?

(Презентация, слайд №______).

(Здесь живут страшные тигры и пантеры, ядовитые змеи).

Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в джунглях Индии обитал слон. (Презентация, слайд №___). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №____).

Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты художественные и мультипликационные фильмы. Советую вам прочитать её.
А сейчас давайтеподведем итог вышесказанному и запишем ключевые слова в тетрадь (реки Инд и Ганг, горы Гималаи