ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок по истории Древнего мира (6 класс)
Предмет: | История |
Класс: | 6 |
Тема урока | Природа и люди Древней Индии |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока: | Урок изучения нового материала с элементами практической работы |
Цель: | Знакомство обучающихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии. |
Задачи: |
|
Форма организации деятельности |
|
Методы |
|
Оборудование: |
|
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся должны представлять особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки). Использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей Древней Индии. |
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
-
местоположение Индии; -
природные условия Индии; -
занятия жителей Древней Индии
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
ХОД УРОКА.
1.Организационныймомент.
1.Приветствие.
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставив как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
2. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с новой для нас цивилизацией, но прежде давайте вспомним с
какими государствами вы уже познакомились?
(Ответы обучающихся)
Сейчас наш класс разделим на три группы по 2 - 3 человека. Я раздам каждой группе карточку с заданием: вам необходимо прочитать её внимательно и попытаться ответить, о каком государстве в ней говорится, а так же показать его на карте.(выполнение задания 2 минуты ( приложение 1.), называют государства и показывают их на карте: Египет, Финикия, Междуречье.
3.Мотивация.
-
Ребята, вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся путешествовать в страну, которая является родиной шахмат, родиной арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
-
Не догадываетесь, куда мы с вами отправимся путешествовать? -
Тогда вашему вниманию еще одна подсказка.
(Звучит индийская мелодия)
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Ответ: это Индия.
4. Подготовка к активному усвоению новых знаний .
-
Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №___ ). -
Запишите число и тему в тетрадь -
( на слайде №___ цель урока) -
Ребята, скажите, что нам необходимо выяснить в ходе нашего путешествия?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о том, где находится Индия, какие главные реки протекают по ее территории , познакомимся с растительностью и животным миром, с занятиями жителей Древней Индии).
-
Чтобы наше путешествие было как интересным, так и познавательным, нам нужен план маршрута, который мы составим с вами вместе.
Г
План путешествия (озвучивается):
-
Географическое положение Древней Индии. -
Природные особенности Индии. -
Занятия жителей Древней Индии.(Слайд №____)
а
Внимание мы отправляемся в страну чудес (слайд №4) именно так называли её греки, а почему? А почему именно так: на этот вопрос мы попытаемся ответить в конце нашего путешествия – это наша главная задача.
II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. И для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, уметь находить ее основные географические объекты.
Запишите в тетрадь первый пункт нашего плана «Географическое положение Древней Индии» (Слайд ___)
Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96. Откройте рабочую тетрадь на странице 68, задание №80 ( контурная карта «Древняяя Индия»). А у меня карта на доске. Итак, где же находится Индия?
Чтобы ответить на этот и другие вопросы, мы с вами будем работать с документом. Это отрывки из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". (У каждой группы лежит свой текст документа)
Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…
Что мы узнали из этого отрывка? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?
Ответ. Индийского океана.
-
Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном. -
А как мы называем часть суши, которая с трех сторон омывается водами? (полуостров) -
На каком полуострове расположена Индия? (полуостров Индостан) -
Где находится полуостров Индостан? (В южной Азии)
-
Что же мы выделим главного из вышесказанного? (полуостров Индостан, Индийский океан) -
Запишите в тетрадь ключевые слова первого вопроса . -
На контурной карте границы территории Индии.
А мы переходим ко второму пункту нашего путешествия «Природные особенности Индии». (дети записывают в тетрадь)
Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки")
-
Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) -
В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. Давайте отметим их на контурной карте, выделяя цветом. Свое название страна получила от названия реки Инд.
Ребята, я думая вам будем интересно немного больше узнать об Индии. Сейчас о реках Индии нам расскажет член научного общества «Эрудит».
Сообщение ученика. (Презентация, слайд №____).
Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.
В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.
Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "
Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи).
-
Отметим горы на контурной карте
Член научного общества «Эрудит» сейчас нам расскажет о Гималаях.
Сообщение ученика. (Презентация, слайд №___).
Гималаи – самые высокие горы в мире. Их вершины покрыты льдами и снегами. Название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.
В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.
(Презентация, слайд №____).
Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").
Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.
Запишите новое слово в тетрадь.
(Джунгли – это густые, труднопроходимые леса)
А сейчас сообщение ученика о джунглях. (Слайд №___).
Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.
В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.
Самостоятельная работа учащихся с историческим источником
(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей и ответите на вопрос
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)(ответы учеников)
А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы:
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?
(Задание всем понятно?) Работаем. Я читаю, вы следите по тексту.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Итак:
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
Верно. Молодцы. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду.
- Но, чем опасны были джунгли?
(Презентация, слайд №______).
(Здесь живут страшные тигры и пантеры, ядовитые змеи).
Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в джунглях Индии обитал слон. (Презентация, слайд №___). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №____).
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты художественные и мультипликационные фильмы. Советую вам прочитать её.
А сейчас давайтеподведем итог вышесказанному и запишем ключевые слова в тетрадь (реки Инд и Ганг, горы Гималаи