Файл: Урок по химии на тему Жиры Тип урока урок изучения нового материала Цели .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок по химии на тему «Жиры»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
· Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с кислородосодержащими соединениями на примере жиров, а также расширить представление о многообразии химических соединений. Сформировать понятие жиры, рассмотреть их строение, свойства, применение. Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах, познакомить учащихся с превращением жиров в организме, ролью жиров в питании. Обеспечить применение наглядности и лабораторных опытов для лучшего понимания изучаемого материала. Ознакомить учащихся со способами переработки жиров в технике.
· Развивающие: Продолжить развитие у учащихся умения анализировать и формулировать самостоятельные выводы по изученному материалу. Продолжить развивать у учащихся умение работать со специальной литературой, учебником.
· Воспитательные: Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся, убежденности в познаваемости материальности мира. Обеспечить развитие интереса к химии посредством интересных фактов, мультимедийных средств обучения.
Методы проведения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Ход урока
1. Организационный момент:
-приветствие
Настрой на работу.
2. Подготовка к восприятию нового материала (фронтальный опрос).
Вступительное слово преподавателя химии
Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые понятия из пройденных тем.
(Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов 2-4)
- Какие вещества называются многоатомными спиртами? Приведите примеры спиртов. (Органические вещества, в молекулах которых углеводородные радикалы соединены с –ОН группой называют спиртами
СН 2 - СН 2 СН 2 – СН - СН 2
│ │ │ │ │
ОН ОНэтиленгликоль ОН ОН ОН глицерин
- Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Приведите примеры высших карбоновых кислот (предельных и непредельных) (Органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа –СООН соединена с углеводородным радикалом, называют карбоновыми кислотами.
Пальмитиновая кислота- С15Н31СООН, Стеариновая кислота- С17Н35СООН, Олеиновая кислота - С17Н33СООН, Линолевая кислота - С17Н31СООН, Линоленовая кислота - С17Н29СООН )
- Какие вещества называются сложными эфирами? (Вещества, которые образуются при взаимодействии органических кислот со спиртами)
- Что такое реакция этерификации? (Реакция образования сложного эфира). Запишите в опорный конспект.
3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности:
А сейчас главный вопрос. Что объединяет эти предметы? (демонстрация предметов: мыло, семечки, статуэтка верблюда). Ответ на этот вопрос находится в чёрном ящике (слайд 5). То, что там внутри является предметом нашего исследования сегодня и темой урока.
Вам необходимо угадать его. Могу дать несколько подсказок. (Подсказки проецируются на интерактивную доску, слайд 6)
1 подсказка: ОНО явилось причиной восстания сипаев в Индии (говяжьим жиром была промаслена бумага патрона, которую необходимо было срывать зубами индийским воинам, но по религиозным законам употреблять в пищу продукты священного животного - коровы было под строгим запретом).
2 подсказка: ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке.
3 подсказка: В одном из своих путешествий Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь такое же", - вспоминал поэт.
4 подсказка: У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.
5 подсказка: ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.
Ответы учащихся – ЖИРЫ. (Демонстрация животных и растительных жиров, стоящих на столе). Слайд 7.
Преподаватель: речь пойдет сегодня о веществах, которые вы видите на столе - это подсолнечное и сливочное масло, жир, маргарин, мыло, олифа. Все эти вещества связаны между собой. В их состав входят жиры.
Вопрос учащимся: Что вы знаете о жирах? (Ответы учащихся).
А что хотите узнать? (Строение, физические и химические свойства, синтез жиров).
Сформулируйте цель урока. (Изучить состав, строение, свойства жиров, познакомиться с биологической ролью жиров).
Цель урока: Сформировать представление о жирах как о химических веществах, изучив состав, физические и химические свойства жиров. Актуализировать знания о жирах из курса биологии. Слайд 8.
4. Актуализация знаний:
Историческая справка (слайд 9): Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.
Из курса истории вы помните, что во время великой Отечественной войны Ленинград (а ныне Санкт-Петербург) был блокирован гитлеровцами почти на 2,5 года. Все было в Ленинграде за это время: голод, холод, нехватка лекарств, но удивительно, что не было эпидемий инфекционных заболеваний, которые обычно сопутствуют таким жизненно тяжелым ситуациям. А помогло ленинградцам то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных – собак, крыс, кошек.
Вы знаете, что есть такое тяжелое детское заболевание – рахит. Оказывается и его профилактика и лечение не обходятся без жира, а именно, хорошо знакомого вам рыбьего жира. Что же это за вещества – жиры, которые играют в нашей жизни такую большую роль?
О жирах мы уже говорили на уроках биологии, когда изучали «Химический состав клетки». Содержание жира в клетках обычно не велико: 5-10% от сухого вещества. Существуют клетки, в которых до 90% жира. У животных такие клетки находятся под кожей, в грудных железах и сальнике. Жир содержится в молоке всех млекопитающих. У некоторых растений большое количество жира сосредоточено в семенах и плодах (например, у подсолнечника, грецкого ореха, конопли, хлопка).
Жиры - основной источник нашего питания. Для здорового организма человека суточная потребность жира составляет 70-100 г. Постоянное употребление в пищу обезжиренных продуктов приводит к нарушению функций нервной системы и снижению иммунитета. С увеличением возраста и уменьшением физической нагрузки потребления жиров должно быть снижено, т.к. избыток жиров в организме человека является одной из основных причин многих заболеваний, в частности, сердечнососудистых.
Но употребление жиров в пределах нормы необходимо и очень важно для человека, что связано с наличием в их составе физиологически активных веществ. Они улучшают деятельность нервной системы, оказывают желчегонное действие, способствуют регенерации крови после кровопотерь
.
Вопрос учащимся: Какие функции выполняют жиры? (слайд 10). В группах перечислите функции жиров в организме. (Беседа с учащимися)
Жиры называют топливом жизни, потому что они являются основными источниками энергии в организме .
- Энергетическая функция (1г жира – 38,9 кДж или 9 ккал)
- Защитная функция (терморегуляция). Предохраняют тело от переохлаждения, препятствуют отдаче тепла, так как жир плохо проводит тепло. Предохраняют также от механического повреждения.
- Строительная функция (входят в состав клеточных мембран)
- При полном сгорании жиров в организме образуется большое количество воды (эндогенной), что имеет большое значение в экстремальных условиях (например, при жажде). Из 1 кг жира при окислении образуется почти 1,1кг воды.
Действительно, жиры, окисляясь, дают нашему организму энергию, которая расходуется на работу мышц, поддержание нормальной температуры тела.
С точки зрения биологии о жирах вы знаете достаточно много. Запишите в опорный конспект функции жиров в организме.
5. Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы должны ответь на вопрос, что такое жиры с точки зрения химии и нужна ли организму пища, содержащая жиры.
Начнем мы с вами изучение нового материала с китайской мудрости:
“Скажи и я забуду,
Покажи и я запомню,
Дай мне сделать самому, и я научусь”.
Мы с вами самостоятельно определили цель нашего урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать эти вещества - жиры.
Будем работать по плану. (Слайд 11).
План
1. Строение жиров.
2. Жиры как питательные вещества.
3. Физические свойства жиров.
4. Химические свойства жиров.
5. Применение жиров
Давайте вспомним, какие жиры мы знаем из повседневной жизни? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Следовательно, жиры можно разделить на две группы. Жиры могут быть твердые и жидкие. Твердые жиры в основном животного происхождения, жидкие - растительного.
-
Строение жиров (слайд 12)
Строение жиров было установлено французским химиком Эженом Шеврёлем в 1811 году. Он нагревал жир с водой в присутствии щелочи, т.е. проводил гидролиз жира. В результате гидролиза он выделил глицерин и различные карбоновые кислоты. (Слайд 12 с фотографией Шеврёля).
В 1854 году французский химик Марселен Бертло осуществил обратный процесс – синтезировал жиры, используя глицерин и высшие карбоновые кислоты. (Слайд 13 с фотографией Бертло).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот. (Определение записывается учащимися в опорный конспект, слайд 14).
Что влияет на агрегатное состояние жиров?
Итак, жир - это сложный эфир глицерина и высших жирных кислот. Такие сложные эфиры называются триглицеридами. В жирах и маслах обнаружено до 300 карбоновых кислот различного строения, однако большинство из них присутствуют в небольшом количестве. Важное участие в образовании жиров принимают различные высшие карбоновые кислоты - предельные и непредельные, но из спиртов - только один – глицерин.
Большей частью жиры образованы высшими предельными и непредельными кислотами.
Н а слайдах проецируются формулы высших карбоновых кислот (повторяли их в начале урока)
Пальмитиновая кислота – С15Н31СООН предельные
Стеариновая кислота - С17Н35СООН
Олеиновая кислота - С17Н33СООН
Линолевая кислота - С17Н31СООН непредельные
Линоленовая кислота - С17Н29СООН
Однако очень важно соотношение этих кислот в молекуле жира. Тут важен принцип, каких кислот больше. Например, в состав свиного жира входят пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты (как видите, предельных кислот больше). То же самое наблюдается и в коровьем (сливочном) масле. В него входят кислоты - олеиновая, пальмитиновая и даже масляная ( С3Н7СООН). Кстати, низшие кислоты в состав жиров входят редко.
Подводим итоги по составу, происхождению и записываем схему (слайд 15).
Учащимися предлагается дописать в схему примеры растительных и животных жиров в опорный конспект.
Мы видим из схемы, что твердые жиры образованы в основном предельными карбоновыми кислотами (пальмитиновая, стеариновая), а жидкие - главным образом высшими непредельными кислотами (олеиновая, линолевая, линоленовая).
Давайте рассмотрим реакцию получения жиров, т.е. реакцию этерефикации (образование сложных эфиров). Слайд 16.
СН2- ОН С17Н35СООН СН2 – О – О - С - С17Н35
СН----ОН + С17Н35СООН → СН- О – О - С -