Файл: Практическое задание 3, Модуль Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе слушатель Миргородов Сергей Олегович Преподаватель Мешкова Екатерина .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области семейной психологии (1850)

Дисциплина: Основы профдиагностики и профессионального развития

Практическое задание 3, Модуль 3. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе


Выполнил:

слушатель Миргородов Сергей Олегович

Преподаватель:

Мешкова Екатерина Алексеевна

г. Москва – 2022
Задание 1.

Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики профессионально важных качеств (ПВК) подростков с целью профориентации.
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной или швеей быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
Задача: подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий. Свой ответ обоснуйте. Методики опишите, указав, что они диагностируют и как это может помочь Татьяне, заполнив таблицу:



Название методики

Автор (авторы) методики

Критерии (что выявляет методика)

Даются ли по итогам диагностики рекомендации по выбору конкретных профессий (да/нет)

1

Матрица выбора профессии

Г.В. Резапкина


Поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.

да

2

Дифференциально - диагностический опросник


Е.А. Климова

Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

нет



Ну а теперь немного отойдем от заданной темы выбора профессии этой девочкой. Меня, как будущего семейного психолога интересует другой момент, а именно воспитание, атмосфера в семье, взаимоотношение ребенка и родителей и еще куча вопросов не к ребенку, а к родителям.
Что сразу бросается в глаза, так это то, что ребенка вообще не спрашивали чего он хочет, не сейчас, а по жизни, т.е. родители, решали, что хочет или не хочет девочка. Судя по тому, что ее хотят отправить в МАИ, у кого-то из них просто нереализованная мечта, которую они сейчас пытаются «запихнуть» ребенку. Также видно, что если девочка учится на 4 и на 5, по пятибалльной шкале естественно, то, скорее всего, родители «заставляли», ну либо прилагали массу усилий, для того, чтобы ребенок был всесторонне развит. Т.к. девочка не может быть и гуманитарием и технарем одновременно. Скорее всего, все воспитание было построено на фразах «ты должна», «нам поступать», «не позорь родителей», «учись, а то будешь уборщицей», ну и еще куча «напутствующих слов» и пугалок, которые используют родители.

Татьяне, как и многим детям, испортили жизнь их же родители, пытаясь, конечно же «причинить им счастье и добро».

И никто не понимает, что ребенка нужно было очень любить лет до 5, затем прививать ему ценности, воспитывать, учить и снова любить лет до 14-15, а потом помогать ему во всем, относиться, как к своему лучшему другу и понять, что ребенок вырос и уже поздно пытаться из него сделать кого-то, он все равно вырастит (с очень большой долей вероятности) Вами.

Что делать сейчас? А вы хоть когда-нибудь общались с девочкой «по душам»? Вы когда-нибудь были ей другом, которому она может полностью раскрыться? Вы хоть раз задавали себе этот вопрос? Я думаю, нет. У вас семья рушится, а вы этого даже не видите! Что делать? Разговаривать. Всегда проблема не в детях, проблема в родителях.

Задание 2.

Решение консультационных задач: составление поэтапного плана профконсультации

Задание: по предыдущей ситуации с Татьяной (задание 1) составьте поэтапный план профконсультации. Охарактеризуйте кратко (2-3 предложения) каждый из этапов. Учтите возможные варианты включения родителей Татьяны в профконсультацию.
Если забыть про то, что я написал выше в 1-м задании и использовать, конечно же, методический материал из лекций, который показывает только один вариант решения данного вопроса то можно написать следующее.


Подготовительный этап, если он конечно возможен. Собрать предварительный «анамнез», т.е. максимум информации о ребенке.

Первый этап, знакомство и максимальный опрос клиента. Любая успешность от консультации или от профконсультации всегда зависит от того, насколько грамотно, близко, доверительно психолог смог выстроить коммуникацию.

На этом этапе, нам нужно увидеть проблему глазами клиента.

Второй этап, выдвижение профконсультационной гипотезы. Т.е. на этом этапе мы видим проблему с другой стороны и совместными усилиями начинаем стремиться увидеть пути ее решения.

Третий этап, специалист помогает клиенту взглянуть на его проблему под другим углом и увидеть всевозможные пути решения, уже с другой стороны.

Четвертый этап, консультант и клиент совместно идут к решению проблемы, в зависимости от проблемы выбирается метод решения.

Пятый этап, подведение итогов. Специалист задает вопросы по-поводу полезности консультации и достижения цели. Также проясняется, нужна ли дальнейшая работа в этом направлении или все уже решено.

Шестой этап, протоколирование работы с клиентом. Полностью, с включением в него диагностических бланков и материалов использованных при консультировании.

Задание 3.

Решение консультационных задач: определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.

Внимательно прочитайте краткий протокол профконсультации. Определите стратегию профконсультанта.

Фамилия оптанта Иванова Имя Арина Школа №57

Класс 10-А (физико-математический) Дата 12.01.2020

Цель консультации: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.

Консультант предложила Арине пройти несколько тестов, которые помогут выявить наиболее развитые способности, а так же направленность на профессии определенной группы по предмету труда.

Результаты по методике «Профиль» (модифицированная карта интересов)

I. -- физика и математика - 5 баллов

II.      -- химия и биология - 3 балла

III.    -- радиотехника и электроника - 5 баллов

IV.    -- механика и конструирование - 4 балла


V. -- география и геология - 1 балл

VI.    -- литература и искусство - 3 балла

VII.   -- история и политика - 4 балла

VIII.  -- педагогика и медицина - 4 балла

IX.    -- предпринимательство и домоводство - 2 балла

X. -- спорт и военное дело - 0 баллов

Результаты по методике ДДО.

«человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - 3 балла

«человек-техника» -все технические профессии, 7 баллов

«человек-человек» -все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, 5 баллов

«человек-знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, 6 баллов

«человек-художественный образ» -все творческие специальности, 3 балла

Консультант по итогам диагностики после предъявления результатов и объяснения их школьнице рекомендовала выбрать профессию инженера-программиста.

Консультант: Агапова Елена Владимировна (дата, подпись)

Вопросы по заданию.

  1. Какую стратегию профконсультирования выбрал консультант?

  2. Какие этапы профконсультации были выполнены консультантом, а какие упущены?

  3. Сформулируйте Ваши рекомендации по проведению дальнейших профконсультаций для этого консультанта.


Ответ:

  1. Консультант выбрал диагностическую (диагностическо-рекомендательную) стратегию.

  2. Предварительный, думаю, что первый тоже был пройден, потом четвертый этап, также пятый и шестой.

Не пройдены соответственно второй и третий.


  1. Рекомендации просты, проходить все этапы консультирования, а не только те которые нравятся.

Ну а если смотреть более углубленно, то на первом этапе нужно было долго беседовать и узнавать, почему девочка выбрала именно эти профессии. Что ее связывает с ними, как случилось, что только эти профессии попали в поле ее зрения и т.д.?

Как и где она планирует работать?

Возможно, предоставить ей больше профессий на выбор, которые будут смежны ее выбору.

Показать плюсы и минусы выбранной профессии.

И в конце дать возможность выбрать, чтобы клиент не перекладывал ответственность на консультанта.
Здание 4. Анализ видов навязанного выбора профессии.

Внимательно изучите раздел «Виды навязанного выбора профессии» в Методических материалах. Заполните таблицу указав, какой вид навязанного выбора демонстрирует оптант в разговоре с консультантом. Свой ответ обоснуйте, подчеркнув в тексте мнения оптанта ключевые слова.



Мнение оптанта

Вид навязанного выбора профессии

Мне сложно выбрать, не знаю даже…. Если бы можно было не уходить из школы, я бы осталась. Я не очень хорошо учусь, мама говорит, что нужно уйти в колледж, наверное, так и сделаю. Выберу с минимальным проходным баллом, чтобы попасть наверняка. 

Инфантильный и компенсаторный выбор профессии

Я буду врачом, хирургом. Специализация – челюстно-лицевая хирургия, как и мои родители. У нас вообще семья медиков. Я раньше сомневался, смогу ли, но отец сказал, что во всем меня поддержит, поможет в последствии с обучением и практикой, думаю, это лучше, чем искать что-то еще и пробиваться самому.

Родительский сценарий, династический выбор.

Пойду в наш химико-технологический институт. На инженера-технолога, например. У нас в городе два огромных предприятия и технологи там всегда нужны. Уезжать в Москву не хочу, там очень дорогая жизнь, лучше остаться дома.

Социально-инфраструктурный, инфантильный