Файл: 1. Теоретические аспекты управления качеством в бизнессистеме предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты управления качеством в бизнес-системе предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
1.1 Понятие бизнес-системы и принципы управления качеством.
1.2 Особенности управления качеством на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции
2.Оценка управления качеством в бизнес-системе предприятия ООО «Татарскзернопродукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Татарскзернопродукт»
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии ООО «Татарскзернопродукт»
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления качеством в бизнес-системе предприятия
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В связи с тем, что во всем мире чрезвычайно возрастает интерес к качеству, в том числе к экологически чистой сельхозпродукции и экотуризму, вопросы формирования уровня качества такой продукции и услуг приобретают особую актуальность.
Любой бизнес, в том числе и производство сельхозпродукции, требует определения альтернативных путей развития (уровня качества и ассортимента продукции) и соответствующего обоснования целесообразности инвестирования мероприятий по достижению целей агробизнеса.
Необходимо учитывать тот факт, что между микро- (внутренние факторы) и макроэкономикой (внешние факторы) нет никакого противоречия, а их значимость принципиально равнозначна и необходима при формировании заданного уровня качества сельхозпродукции, которую необходимо рассматривать, как комплексное понятие - результат деятельности производителя самой продукции, а также предприятия предоставляющие услуги по хранению, транспортировке и реализации (которые оказывают существенное влияние на обеспечение заданного уровня качества произведенной продукции).
Всеобщее управление качеством сельскохозяйственной продукции должно предусматривать всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований (проводимых научно-исследовательскими институтами и университетами) до послепродажного контроля и утилизации продукции. Общее руководство качеством сельскохозяйственной продукции (административное управление качеством) должно включать аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества и управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках его системы.
Оперативное управление качеством сельскохозяйственной продукции (производство продукции) должно включать методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Управление качеством сельскохозяйственной продукции, как и всякое управление, заключается в выработке необходимых управляющих решений и их реализации в виде тех или иных воздействий на объект управления. Оптимальным управляющим решением будет то, при реализации которого обеспечивается выполнение одного из трех следующих условий: определенный полезный эффект достигается при наименьших затратах; определенные затраты обеспечивают достижение наибольшего полезного эффекта; обеспечивается наибольшее отношение полезного эффекта к затратам.
Управление качеством включает анализ внешних (природных, географических, конъюнктурных и пр.) и внутренних факторов (технология сельского производства, ассортимент продукции, ее экологичность, степень насыщения производства техникой и персоналом и пр.), формирующих уровень качества производимой продукции.
Большую роль, в соответствии с разработанной схемой, играют вопросы менеджмента качества, предусматривающие уровень профессиональной подготовки руководителей и исполнителей, совершенство организации производства и пр. Многообразие процессов организации и производства сельскохозяйственной продукции обусловило потребность организовывать не только управление качеством продукции, но и управление всем процессом ее создания, реализации и потребления.
В настоящее время в понятие управлением качеством включаются новые элементы и аспекты, поэтому необходима интеграция и кооперация различных субъектов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также государственных структурных подразделений.
1.Теоретические аспекты управления качеством в бизнес-системе предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
1.1 Понятие бизнес-системы и принципы управления качеством.
Бизнес система — это совокупность различных объектов объединенных в единое целое, цель которых обеспечить выполнение основной задачи ради которых данная бизнес-система создавалась. Как правило, такой задачей является продажа товаров и услуг и получения прибыли.
Качество продукции и услуг всегда являлось одним из основных факторов конкурентной борьбы на национальных и мировом рынках, символом процветания отдельных предприятий, регионов и целых государств. Как экономическая категория качество — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре. В соответствии с этим менеджментом качеством является координирующая деятельность по руководству и управлению организацией с точки зрения качества. Система менеджмента качества (СМК) создается для реализации политики предприятия в области качества, для достижения и поддержания качества выпускаемой продукции (работ, услуг) на нормативном уровне и обеспечения выполнения требований потребителя, для постоянного улучшения качества продукции с целью повышения удовлетворённости данной продукцией как потребителя, так и других заинтересованных сторон. Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и создаётся на основе общего менеджмента качества на предприятии. К основным принципы управления качеством на промышленном предприятии можно отнести следующее.
Принцип 1: Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, чтобы не только удовлетворять, но и опережать потребности своих клиентов. Качество продукции предприятия должно ориентироваться на клиентов, предприятия должны производить, продавать то, что нужны клиенту, а не то, что предприятия хотят. Предприятия и организации осуществляют свою экономическую деятельности для того, чтобы выжить и развиваться с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей потребителей. Это означает, что клиенты — это люди, которые приносят прибыль для предприятия. Ориентация на потребителя поможет компаниям четко определить их текущие и будущие потребности, где и что они хотят. Потребности клиентов всегда будут удовлетворены с помощью продуктов и услуг, которые компании продают клиентам. Те компании, которые уделяют больше внимания потребителям, чтобы завоевать сердца и доверие клиентов, должны не только удовлетворять, но и опережать потребности клиентов. При этом компания всегда должна искать пути к улучшению сервиса. Ориентация на потребителя является не только простым принципом, но и стала важной частью разделения системы управления бизнесом предприятия. Принцип 2: Роль руководства. Руководители обеспечивают единство между целью и направлением деятельности бизнеса. Руководители должны создавать и поддерживать внутреннюю среду на предприятии, чтобы направлять сотрудников на достижение целей предприятия. Деятельность по управлению качеством не может достичь результатов без участия руководителей. Лидеры организации должны иметь видение, построить четкие задачи, конкретные и ориентированные на клиента. Важно обеспечить приверженность руководителя этим целям и реализовать его личное лидерство руководителя в качестве члена организации. Благодаря непосредственному участию в мероприятиях, таких как планирование, обзор деятельности организации, закрепление работы сотрудников, лидеры укрепляют ценности организации и поощряют творчество персонала. Управление качеством представляет собой комплекс мероприятий, общих управленческих функций, где руководитель определяет политику в области качества и её цели. Он выполняет свои обязанности с помощью таких мер, как планирование качества, контроль качества, гарантии качество и улучшение качества в рамках системы качества. Таким образом, в осуществлении эффективного управления и поддержании системы управления качеством деятельность руководства имеет решающее значение.
Принцип 2: Роль руководства. Руководители обеспечивают единство между целью и направлением деятельности бизнеса. Руководители должны создавать и поддерживать внутреннюю среду на предприятии, чтобы направлять сотрудников на достижение целей предприятия. Деятельность по управлению качеством не может достичь результатов без участия руководителей. Лидеры организации должны иметь видение, построить четкие задачи, конкретные и ориентированные на клиента. Важно обеспечить приверженность руководителя этим целям и реализовать его личное лидерство руководителя в качестве члена организации. Благодаря непосредственному участию в мероприятиях, таких как планирование, обзор деятельности организации, закрепление работы сотрудников, лидеры укрепляют ценности организации и поощряют творчество персонала. Управление качеством представляет собой комплекс мероприятий, общих управленческих функций, где руководитель определяет политику в области качества и её цели. Он выполняет свои обязанности с помощью таких мер, как планирование качества, контроль качества, гарантии качество и улучшение качества в рамках системы качества. Таким образом, в осуществлении эффективного управления и поддержании системы управления качеством деятельность руководства имеет решающее значение. Принцип 3: Вовлечение работников
Люди, персонал являются наиболее важным ресурсом предприятия, и активное участие работников в обеспечении качества продукции, их знания и опыт имеют определяющее значение для успешности бизнеса. Предприятие выступает как операционная система, в которой участвуют все члены предприятия, от вклада и усилий которых зависит успех предприятия. В этой связи предприятие необходимо рассматривать как социально-экономическую систему, в которой эффективность деятельности зависит как от технологических, так и от социальных факторов, обеспечивающих развитие человеческого капитала. Развитие человеческого фактора в организации является по сути развитием внутренних ресурсов для роста мощности организации на пути достижения более высокого качества. В системе управления качеством весь коллектив компании, от верхнего уровня до низового звена, одинаково играет важную роль во внедрении и поддержании системы качества. Все члены коллектива должны постоянно заботиться о повышении качества продукции и услуг, предоставляемых клиентам. Каждый уровень персонала должен выполнять функции в соответствии со своей позицией. Высшее руководство: определить место проблем качества в компании. Представляет информацию каждому члену компании, чтобы все могли понять концепцию качества организации и требования к своей работе. Менеджеры строят планы, чтобы делать работу в своем отделе (в соответствии с другими ведомствами), строят конкретные стандарты качества, руководят сотрудникам и осуществляют работу в отделе. Они же проводят мониторинг обеспечения качества. В зависимости от конкретной ситуации менеджеры могут участвовать в работе по реализации требований по обеспечению наилучшего качества, контролировать и обеспечивать требуемое качества.
Сотрудники выполняют задания напрямую, строго придерживаются стандартов качества, активно содействуют выработке предложений по улучшению качества работы, взаимодействуя со всеми руководителями. Принцип 4: Процессный подход.
Эффективно достичь желаемые результаты возможно, когда ресурсы и связанная с нею деятельность управляются как процесс. Процесс представляет собой совокупность мероприятий, связанных друг с другом и осуществляемых в логической последовательности, чтобы генерировать ценные результаты / продукты для организации. Для того, чтобы эффективно функционировать, организации должны определять и управлять соответствующими и взаимодействующими друг с другом процессами. Обычно выход из одного процесса предполагает формирование входа для следующего процесса. Определение и управление процессами, осуществляющимися в организации, особенно управление взаимодействием между этими процессами, называется «процессный подход». Управление качеством должно рассматриваться как процесс, так как хорошие результаты управления будут достигаться тогда, когда соответствующие виды деятельности управляются как процесс. Процесс представляет собой последовательность событий, которая преобразует входы на выходы. Для того чтобы процесс был эффективным, значение выхода должно быть больше, чем на входе, а это означает, что процесс обеспечивает добавленную стоимость.
Принцип 5: Системный подход к управлению.
Данный подход предполагает понимание и управление качеством как управление системой процессов, связанных общей целью, что обеспечивает эффективность предприятий. Организации не могут решить проблему качества каждого фактора, влияющего на качество по отдельности, но необходимо учитывать все факторы, которые синхронно и систематически влияют на качество. Систематический метод управления состоит в мобилизации и координации всех ресурсов для достижения общих целей организации.
Принцип 6: Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение является целью, а также методом любого предприятия. Чтобы иметь конкурентоспособность и самый высокий уровень качества продукции и услуг, предприятия должны постоянно совершенствовать свою работу. Качество ориентируется на клиента. Однако требования и желания клиента всегда имеют тенденцию к изменениям в соответствии с ростом удовлетворения своих потребностей, так что требования к качеству всегда необходимо изменять. Чтобы иметь обновление и улучшение качества, оно должно постоянно и непрерывно совершенствоваться. Улучшение может быть осуществлено небольшими шагами. Например, можно улучшить методы управления, совершенствовать инновационные процессы, оборудование, технологии, ресурсы, даже произвести передислокацию структуры управления. Однако улучшения должны быть тщательно просчитаны и придерживаться целей организации.