Файл: Внеурочное занятие для обучающихся 57 классов по теме Обычаи и традиции моего народа как прошлое соединяется с настоящим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово учителя.

« Семья – это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.

Беседа по предварительным вопросам

Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам:

  • Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?

  • Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?

  • Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?

  • Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?

  • Что вы делаете? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей».

Просмотр видеоролика

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто
посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»

Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:

1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.

2. Про доброе дело говори смело.

3. Худо жить без ласкового слова.

4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.

6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

7. Жизнь дана на добрые дела.

8. Тёплое слово и в мороз согревает.

9. Добрый человек придет, словно свету принесет.

Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?

Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники

, а дети и родители.

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Учитель: согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?

(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)

Учитель:А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Беседа

  • Что такое традиции?

  • Почему люди соблюдают традиции?

  • Какие семейные традиции вы знаете?

  • Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?

  • Важно ли сохранять семейные традиции?

(Ответы учащихся)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

IV. Семейные традиции

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.
Вайнахи, чтят свои обычаи и традиции, законы гостеприимства, знают историю своего народа, культуру, родной язык, соблюдают религиозные обряды, уважительно относится к старшим, другим народностям.

Вайнахи помнят, через что им пришлось пройти, чтобы достичь все то, что сейчас имеют. И грядущие поколения должны соблюдать незыблемые законы гор!

Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Учитель:

А какие семейные династии нашего города вам знакомы?

Ответы детей… 

Учитель:

В знаменитую книгу Рекордов Гиннесса люди попадают с разными рекордами. У кого самый длинный прыжок, кто дольше всех протанцует...

Чеченская же семья семья Дудаевых в книгу Рекордов Гиннесса попала как самая большая семья по количеству врачей. Ведь у Дудаевых 26 человек в семье - медики! И все - стоматологи!

В этом достижении чеченцы оставили далеко позади даже семью Джекобсонов из США, у которых в одном поколении имеется сразу восемь зубных врачей.
У основателя семьи Магомеда и Зои Дудаевых было 19 детей: 12 сыновей и 7 дочерей. Все стали врачами-стоматологами. Всего же род Дудаевых насчитывает 57 человек

Один из их далеких предков Такли Дудаев был известным врачом-хирургом еще в ХIХ веке в Санкт-Петербурге, работал рядом с великим Николаем Пироговым в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Их дед Джебраил Дудаев в 1918 году поплатился жизнью за то, что лечил и красных, и белых, ни капли не обращая внимание на политические взгляды своих пациентов...
Так случилось, что будучи корнями из Урус-Мартана, Дудаевы сейчас живут Дудаевы в Казахстане, в Алма-Ате. Потому попали еще отдельно и в казахстанскую книгу рекордов «КИНЭС»

так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Учитель: Традиция - Отношение к старшим:

Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «Большой отец", а бабушку чаще всего - «Нани" или «Баба". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.

Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Учащиеся рассказывают о своих отношениях к старшим.

Гостеприимство.

"Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость". Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. В каждом доме чеченца имеется "комната гостя", она всегда чистая, готовая к приему гостей. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.
Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Папаха-символ чести

У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.
Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

Учитель: Вы знали об этом?

Рассказ учащихся.

Учитель: Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят. (ответы и предположения учащихся)

Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?

Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.

В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.