Файл: Житина Наталья Владимировна, учитель первой категории с. Зеньковка 20222023 уч г. рабочая программа курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласовано на Методическом Совете Утверждено

«____»_______________ 2022 г. МОУ Зеньковской СОШ

Руководитель МС______________(Ролдугина Р.В.) И.О. директора ___________________(Дворцова Е.В.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и

календарно - тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»

1 класс

авторы: М.К. Антошин

.

Количество часов:

в неделю –1 час

всего – 33 часа

Житина Наталья Владимировна,

учитель первой категории

с. Зеньковка

2022/2023 уч. г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»

(1 класс)
Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы НОО.

Методического пособия для общеобразовательных организаций Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы», М.: Просвещение, 2019 года и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».


Задача программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

Учебный курс предназначен для обучающихся 1-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год.

Формы работы:

Познавательная деятельность:

— познавательные беседы;

— познавательные игры;

— дискуссии;

— дидактический театр;

— экскурсии.

  1. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

  2. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Форма подведения итогов: работа с текстом (тест).

Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды

  • библиотечные уроки

  • путешествия по страницам книг

  • проекты

  • уроки-спектакли.


Содержание курса внеурочной деятельности

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)



Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)

Экскурсия в библиотеку (3ч.)

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» соответствуют ФГОС НОО и направленно на решение основной задачи курса — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

и различные виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые):

1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные игры; — дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии.

2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.


4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Первый год обучения

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

  • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

  • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Личностные

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов
, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); Обучающийся получит возможность научиться:

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на занятии и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы.

Познавательные:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;

- правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);

- в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

- воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; Обучающийся получит возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме