Файл: Инструкция. Ответами к заданиям является буква (буквы) правильного варианта ответа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 3210

Скачиваний: 131

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольно-измерительные материалы по теме «СССР в эпоху «застоя» (1964 – 1985 гг.)»

Инструкция. Ответами к заданиям является буква (буквы) правильного варианта ответа.

1.Прочитайте отрывок из письма, адресованного Л.И. Брежневу, и напишите название государства, об отношениях с которым идет речь:

…Решение конца 1979 года означает шаг в пучину, ибо умиротворение гражданской войны в горной стране с 16 млн. фанатичных воинственных мусульман потребует громадных усилий, времени и жизней, и кроме того поставит нас во враждебное положение ко всему мусульманскому миру... А ради чего? Чтобы принять на себя заботы о прокормлении разоренной страны, о непрошенном контроле над религиозным народом? Чтобы создать прецедент и соблазн военной «поддержки» очередных восстаний и «революций» в чужих странах? Чтобы пожертвовать жизнями своих солдат в чужой войне...?

А) Афганистан

Б) Турция

В) Иран

Г) Греция

2. Прочитайте текст и укажите событие, о котором идет речь:

…Этот вопрос долго обсуждался, решиться на такой шаг было не просто. Товарищи Андропов, Устинов, Громыко настаивали на принятии решения о свержении Амина и замены его более лояльным к СССР лидером, в качестве которого рассматривался Кармаль, ибо в противном случае мы потеряем дружественную страну на наших южных границах. Брежнев также придерживался этой точки зрения. Все понимали, конечно, возможные последствия этого ответственного шага.

А) «Пражская весна»

Б) Русская весна

В) ввод войск в ДРА

Г) ввод войск в ВНР

3. Прочитайте текст и укажите событие, о котором идет речь:

Предпринятая во второй половине 60-х гг. ...реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе… оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы.

А) Столыпинская реформа

Б) Косыгинская реформа

В) программа индустриализации

Г) «шоковая терапия»

4. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда происходило описываемое событие:

Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики… выражает категорический протест правительствам и парламентам пяти государств Варшавского договора… и перед лицом всей мировой общественности заявляет решительный протест правительствам и парламентам тех стран, которые принимают участие в оккупации...


А) 1947 г.

Б) 1954 г.

В) 1968 г.

Г) 1987 г.

5. Прочтите отрывок из информационных материалов Министерства обороны СССР и напишите название страны, пропущенное в тексте.

«В 6 часов 15 мин 4 ноября с. г. советские войска приступили к проведению операции по наведению порядка и восстановлению народно-демократической власти в ________ . Действуя по заранее намеченному плану, наши части овладели основными опорными пунктами реакции в провинции, какими являлись Дьер, Мишкольц, Дьендьеш, Дебрецен, а также другими областными центрами _______________. Советские войска, действующие в г. Будапешт, сломив сопротивление мятежников, заняли здания парламента, [центр радиовещания], а также радиостанцию в районе парламента. Захвачены три моста через р. Дунай, связывающие восточную и западную части города, и арсенал с оружием и боеприпасами. Весь состав контрреволюционного правительства Имре Надя скрылся. Ведутся розыски».

А) Югославия

Б) Румыния

В) Венгрия

Г) Албания

6. Прочтите текст и укажите, как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте:

Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций — заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом.

А) депутаты

Б) диссиденты

В) активисты

Г) общественники

7. Укажите, о каком процессе идет речь:

Период международных отношений 1940-1980-х гг., характеризовавшийся противостоянием двух блоков стран во главе со сверхдержавами США и СССР, сопровождался ядерным шантажом и локальными конфликтами, но не перерос в прямой военный конфликт сверхдержав.

А) «холодная война»

Б) биполярность мира

В) гонка вооружений

Г) постиндустриальное общество
8. На какое явление в жизни советских людей периода «застоя» указывает карикатура?



Извините, уважаемые, я только посмотрю, что дают!

А. хронический дефицит товаров широкого потребления

Б. низкий уровень социальной защиты населения

В. политическую активность старшего поколения

Г. акцию протеста
9. Рассмотрите карту - схему. Проанализируйте суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме:

А)

государство, обозначенное на схеме буквой «З», осуществляло помощь СССР в строительстве автомобильного завода в Горьком

Б)

государство, обозначенное на схеме буквой «Б», являлось членом СЭВ

В)

государство, обозначенное на схеме буквой «Г», являлось одним из учредителей

НАТО

Г)

государство, обозначенное на схеме буквой «В», в 1960-х гг. являлось членом ОВД

Д)

в стране, обозначенной на схеме буквой «Ж», в 1980 г. началось мощное движение рабочих, которое в дальнейшем привело к смене политического режима



10. Рассмотрите карту-схему. Проанализируйте суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме:



А)

политические лидеры, возглавлявшие обозначенные на схеме страны во время вооружённого конфликта, правили более 15 лет

Б)

в ходе вооружённого конфликта на стороне одной из стран в качестве военной силы активно участвовали США

В)

одна из стран, участвовавших в конфликте, обвиняла другую в ревизионизме и социалистическом империализме

Г)

между странами, обозначенными на схеме цифрами «2» и «3», улучшились отношения после доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС

Д)

в 1991 г. остров, обозначенный на схеме цифрой «1», отошёл к стране, обозначенной на схеме цифрой «2»


11. Рассмотрите карту-схему. Проанализируйте суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме:




А)

к 1991 г. территория СССР увеличилась по сравнению с той, которая обозначена на данной схеме

Б)

цифрой «3» обозначен нефтегазоносный район, разработка которого началась в 1960-х гг.

В)

гидроэлектростанция, обозначенная на схеме цифрой «4», была введена в эксплуатацию в 1930-х гг.

Г)

цифрой «6» на карте обозначена страна, занимавшая враждебные позиции по отношению к СССР в послевоенный период

Д)

в городе, обозначенном на карте цифрой «5», в годы восьмой пятилетки был построен автомобильный завод


Задания на множественный выбор

Инструкция. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
12. Выберите из списка политиков три фамилии тех, кто входил в высшее руководство СССР при Л. Брежневе.


А) Н. Булганин

Б) А. Громыко

В) М. Суслов

Г) М. Калинин

Д) Н. Подгорный

Е) Я. Свердлов

13. Выберите положения, которые легли в основу реформы в промышленности, проводимой в СССР в 1965 г.:

А) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

Б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции.

В) создание совнархозов

Г) создание предприятий с частным капиталом

Д) ликвидация отраслевых министерств

Е) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производства
14. Определите характерные черты развития международных отношений в 1970 – начале 1980 гг.:

А) подписание СССР, США и Великобританией договора о запрете испытаний ядерных вооружений в атмосфере, космосе и под водой

Б) при посредничестве США был подписан Кэмп-Дэвидский договор о мире между Египтом и Израилем

В) подписание в Париже «Хартии для новой Европы» с идеей о дальнейшем строительстве «общеевропейского дома»

Г) Р. Рейган объявил о начале разработки программы СОИ

Д) Генеральная Ассамблея ООН утвердила Договор о нераспространении ядерного оружия

Е) установление доминирования США в мире, борьба с международным терроризмом
15. Укажите составляющие «развитого социализма»:

А) построение коммунизма до 1980 г.

Б) ликвидация различий между физическим и умственным трудом

В) создание в СССР новой общности людей – советский народ

Г) слияние лучших черт социализма и коммунизма

Д) курс на политический и экономический плюрализм

Е) слияние государственной и кооперативно-колхозной собственности в единую общенародную
16. Выберите из списка три положения, которые нашли отражение в Конституции СССР 1977 г.:

А) закрепление руководящей роли КПСС в обществе

Б) советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов

В) в качестве социальной базы советского строя признавался союз рабочего класса и трудового крестьянства

Г) положение о всеобщем среднем образовании

Д) исключались пункты, связанные с демократическими свободами, как буржуазные атрибуты

Е) права общественных организаций были законодательно значительно сокращены
17. Какие из перечисленных событий относились к политике СССР в направлении разрядки международной напряженности в 1970-е годы?

А) введение советских войск в Чехословакию

Б) оказание «интернациональной помощи» Афганистану

В) обмен визитами руководителей СССР и США

Г) провозглашение советской программы мира

Д) подписание крупнейшими мировыми державами соглашения в Хельсинки о мирном сотрудничестве между государствами («Хельсинские соглашения»)

Е) поддержка революционных движений в мире
18. Определите понятия, характеризующие эпоху «застоя» в СССР:


А) самиздат

Б) продотряды

В) ваучеризация

Г) карательная психиатрия

Д) обязательное среднее образование

Е)басмачи


19. Укажите три причины обострения международных отношений в 70-80-х годах ХХ в.:

А) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

Б) разработка в США программы СОИ (стратегической оборонительной инициативы)

В) введение советских войск в Афганистан

Г) внешнеполитический курс администрации Р. Рейгана

Д) подписание Хельсинского соглашения

Е) обострение социальных проблем в США вследствие войны во Вьетнаме
20. Укажите, какие из перечисленных событий (процессов) характеризуют общественно-политическую жизнь СССР в период «застоя»:

А) создание Комитета прав человека в СССР

Б) «Дело Пастернака»

В) начало кампании против космополитизма

Г) создание первых оппозиционных политических партий

Д) принятие «Конституции развитого социализма»

Е) судебный процесс против писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля
Задания на заполнение пропущенных элементов таблицы, используя предоставленные в приведенном списке данные

Инструкция. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер необходимого элемента.

Выбранные цифры правильных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.

Внимание! Количество элементов в предложенном списке превышает количество вариантов, необходимых для ответа, на три элемента. Их цифровое обозначение не будет использовано при ответе.
21. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер необходимого элемента.


Государственный

деятель

Год избрания генеральным (первым) секретарём ЦК КПСС

Характерная черта

Л.И. Брежнев

(А)

Подавление «Пражской весны»

Н.С. Хрущёв

(Б)

(В)

(Г)

1982 г.

Кампания по наведению порядка и дисциплины

М.С. Горбачёв

(Д)

(Е)




А

Б

В

Г

Д

Е




















Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Пропущенные элементы:


1) вывод советских войск из Афганистана

2) 1964 г.

3) разрыв отношений с Югославией

4) 1975 г.

5) 1953 г.

6) Л.П. Берия

7) создание совнархозов

8) Ю.В. Андропов

9) 1985 г.


22. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер необходимого элемента.


Событие

Дата

Руководитель СССР

Принятие Конституции «развитого социализма»

(А)

Л.И. Брежнев

(Б)

1962 г.

(В)

(Г)

1945 г.

И.В. Сталин

Выступление ГКЧП

(Д)

(Е)


А

Б

В

Г

Д

Е




















Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Пропущенные элементы:

1) Н.С. Хрущев

2) начало освоения целины

3) 1991 г.

4) Ялтинская конференция

5) 1988 г.

6) К.У. Черненко

7) Карибский кризис

8) М.С. Горбачев

9) 1977 г.


23. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер необходимого элемента.


Государство

Год начала конфликта с участием войск СССР

Руководитель СССР

(А)

1979 г.

(Б)

КНДР

(В)

И.В. Сталин

(Г)

1968 г.

Л.И. Брежнев

Венгрия

(Д)

(Е)


А

Б

В

Г

Д

Е




















Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Пропущенные элементы: