Файл: Тема нашего сегодняшнего урока Соседи Римской империи. Давайте попытаемся вместе определить главную цель урока. Ответьте мне на такой вопрос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соседи римской империи

Тема нашего сегодняшнего урока: Соседи Римской империи. Давайте попытаемся вместе определить главную цель урока. Ответьте мне на такой вопрос:

- А кого мы называем соседями? (Тех, кто живет рядом с нами.)

- А если речь идет о стране? (Те народы, которые проживают рядом, с которыми имеется общая граница).

- Как правило, люди хотят знать своих соседей. Как вы думаете, зачем?

- А что, на ваш взгляд, нам интересно знать о своих соседях? (Ответы учащихся учитель записывает на доску. Как правило, в числе ответов звучит: как зовут соседей, как они выглядят, какой у них характер, как они живут, как выглядит их жилье, чем они любят заниматься, где работают, какие у них интересы.)

Прежде, чем мы перейдём к рассмотрению главного вопроса урока, давайте повторим:

А) Задание 71 в рабочей тетради

Б) Устно. 1.Рим после убийства Цезаря. 2.Борьба наследников за власть.

В) Задача на карточке: римский историк Светоний рассказывает, что Август в сенате председательствовал в панцире под плащом и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десятки самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему всегда допускали сенаторов по одиночке и после обыска. Объясните, чем была вызвана такая осторожность Августа?

4.Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний.

-Как мы видим, борьба между наследниками Цезаря закончилась полной победой Октавиана Августа.

А.Учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и, возможно, были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.

Б.Класс делится на группы по указанию учителя, при формировании групп учителю необходимо учесть психологические особенности учащихся, их роль в работе групп.

Созданные 5 групп получают названия:

  1. группа военных историков

  2. археологи

  3. этнографы

  4. политологи

  5. культурологи


Каждая группа получает конверт, в котором определено задание для данной группы и находится отрывок из сочинений Тацита о древних германцах. Военные историки, будут характеризовать оружие и военные обычаи германцев, археологи – жилища и занятия, политологи – управление племенами, этнографы – внешний вид, одежду, черты характера и обычаи,

культурологи - религию германцев.

Если класс слабый, целесообразно дать учащимся базовый текст, в который по мере изучения источника необходимо вписать нужные слова. Если же класс достаточно сильный и имеются навыки работы с подобными текстами, то учащиеся дают характеристику по плану.
Заготовки для ответов групп.


Наша группа военных историков проанализировала документ и сделала выводы:
1.У древних германцев было оружие: К оружию они относились
2. Германцы считали войну занятием.

Во время войн племенем управляли , которые раздавали своим воинам и устраивали

Вождь должен быть



Наша группа политологов характеризовала управление германскими племенами.
Наиболее важные вопросы древние германцы решали на

, которое проводилось так:
Были и люди, которые управляли племенами. Это и

. Они должны быть
Германцы относились к ним и должны были





Наша группа археологов характеризовала жизнь и занятия древних германцев.
Жили германцы в Их жилища строились

Дома стояли

Из занятий выделяется . Германцы

землю и выращивали
Германцы разводили и считали главным богатством.




В нашей группе собрались этнографы.

Этнография – это наука, которая изучает образ жизни людей, традиции, обычаи, национальную одежду и характер.
Древние германцы носили одежду из и .Воины сверхунадевали

Женщины носили .

Они украшали свой наряд .

Дети носили одежду, как у .

Германцы были народом. Они считали грехом

Наша группа культурологов характеризовала религиозные верования древних германцев. Мы пришли к выводу, что германцы были язычниками, так как …..(продолжите предложение)






Каждая группа получает отрывок текста римского историка Тацита и карточку-заготовку для ответа. Время на работу 12-15 минут. Затем заслушиваются выступления каждой группы. Учитель и учащиеся других групп могут задавать выступающим вопросы.

После того, как все выступления были заслушаны, учащимся предлагается физкульт-минутка (сделав вступление о том, что германцы - нецивилизованный народ - физически были более развиты, чем римляне. Мы - тоже дети цивилизации, и для нас единственный способ поддержать хорошую физическую форму - заниматься физкультурой.)

5.Проверка понимания учащимися новых знаний. Учащиеся подбирают прилагательные, которые характеризовали бы германцев, как соседей римлян. В тетради делается запись: «Германские племена - …….. соседи Римской империи». (Как правило, учащиеся подбирают прилагательные: грозные, опасные, страшные, непредсказуемые и т.п.)

6.Закрепление знаний учащихся.

1. Предположить, какие продукты питания были на столе у германцев, исходя из знаний об их занятиях.

2. Вы - советник Августа. Какие меры для предотвращения опасности со стороны германских племен вы ему посоветуете предпринять?

3. Предложить две картины (есть в старых комплектах, или - сканировать из учебников 6 класса): - славянский поселок и поселок германцев. Пусть попробуют определить, на каком изображен германский поселок, с доказательством.

7.Домашнее задание.§54, пересказ

При разборе домашнего задания учитель обращает внимание учащихся, что в параграфе говорится еще о двух соседях римлян – Парфянском царстве и славянских племенах. Их нужно охарактеризовать дома (при этом необходимо пояснить учащимся, что столь полной характеристики, как характеристика германцев, не получится из-за небольшого объема материала в учебнике, то есть охарактеризовать нужно те стороны жизни этих народов, которые нашли отражение в параграфе). Девочкам предлагается охарактеризовать славянские племена, мальчикам – Парфянское царство. В тетрадях на следующем уроке после проверки данного задания, делаются записи: “Славянские племена - …….. соседи Римской империи”, “Парфянское царство - ……… сосед Римской империи”.


Приложение.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Группа: историки.

Римский историк Корнелий Тацит о древних германцах.

На этих же собраниях производятся также выборы старейшин и вождей. Вождями становятся наихрабрейшие. Юноши получают из рук старейшин щит и копье, таким образом, становятся взрослыми…

Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью своей дружиной, дружине же стыдно не сравняться с вождем, вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, - значит, на всю жизнь покрыть себя позором…

Если племя, в котором они родились, долгое время живет без войн, то многие из знатных юношей отправляются к тем племенам, которые в то время ведут какую-нибудь войну, так как этому народу покой противен, да и легче отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной. Дружинники же от своего вождя получают и боевого коня, и победоносное копье, а вместо жалованья для них устраиваются пиры. Их легче убедить вызвать на бой врага и получать раны, чем пахать землю и ждать урожая; даже больше – они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью.

У германских племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов.

Группа: политологи

Римский историк Корнелий Тацит о древних германцах.

О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных – все. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожиданного и внезапного, а именно: в новолуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела, и счет времени ведут не по дням, а по ночам, ибо думают, что ночь ведет за собой день. На собрание собираются два-три дня, пробираются из своих удаленных поселений через леса и болота. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Затем выслушивается вождь или кто-либо из старейшин. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если нравится, то потрясают копьями: восхвалять оружием является у них почетнейшим способом одобрения.

Перед народным собранием можно выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь.


На этих же собраниях производятся также выборы старейшин и вождей. Вождями становятся наихрабрейшие. …… У германских племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов.

Группа: археологи.

Римский историк Корнелий Тацит о древних германцах.

Деревни они устраивают не по-нашему. Живут в длинных домах из жердей, которые покрывают соломой. Каждый окружает свой дом пространством. Германцы не выносят, чтобы их жилища соприкасались друг с другом, селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, где кому приглянулся какой-нибудь ручей, или поляна, или лес. Пашни устраивают на прибрежных лугах, сеют ячмень, просо, овес, лен. Они каждый год меняют пашню.

Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали.

Группа: этнографы.

Римский историк Корнелий Тацит о древних германцах

Ни один народ не является таким щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями по своему достатку. Когда угощения не хватает, то тот, кто сейчас хозяин, делается провожатым, и они идут в ближайший дом, без всякого приглашения, обоих принимают с одинаковой сердечностью.

Рассмотреть иллюстрации костюмов в §54 учебника.
Группа: культурологи.

Прочитать в §54 учебника пункт 3 и рассказать о религиозных верованиях древних германцев.