Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Мичуринский педагогический колледж

Специальность 050704Дошкольное образование
Ингова Елена Николаевна
Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество»


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель

Маслова Татьяна Юрьевна __________

(подпись)

Выполненная работа представлена «02.06» 2012г.

Заместитель директора по научной работе _____________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Мичуринск. 2012

Учеба станет проще, если к ней сделать правильный подход.

А.П.Архипов

Содержание.

Введение……………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы……………………..................................................................................6


    1. Структура и уровни развития познавательной активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………6




    1. Способы и приемы рисования на занятиях в детском саду………………..8

    2. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности………………………………………………………………………11




    1. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании……15


Глава 2. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество»………………….…………………………………………………...23
2.1 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе предметного рисования………………………………………………………………………...23
2.2 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования………………………………………………...27
Глава 3. Экспериментальные исследования занятий по рисованию как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

3.1 Методы, цели и задачи исследования………………………………………

3.2 Анализ результатов исследования ………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34


Введение.
Общение с детьми - это великий полет души, мысли, фантазии. Если мы воспитываем человека с доброй, отзывчивой душой, он станет художником жизни. Если мы воспитываем человека мыслящего, он станет художником - творцом! Если мы разовьем в маленьком человеке умение фантазировать, он сделает мир сказочным. А если это все будет в одном человеке, это непременно будет великий человек.

Рисование - любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания, на бумаге, создавать образы, которые его волнуют и интересуют. Без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность и теряют интерес к изобразительной деятельности.

Только методически грамотное руководство изобразительной деятельности детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей проявляется только тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально - нравственных переживаний. В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. [http:festival.1september.ru/articles/507620/]

М.И. Лысина и А.М. Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее

. [http://festival.1september.ru/articles/507620/]

Исходя из выше сказанного, целью нашей дипломной работы является изучение приёмов, способствующих развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество».
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.

  2. Определить основные приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество».

  3. Выявить условия эффективности применения разнообразных приемов в образовательной области «Художественное творчество».

Объект исследования: образовательная область «Художественное творчество» Предмет исследования: приёмы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Гипотезой исследования послужило предположение, что если целенаправленно в образовательной области «Художественное творчество» использовать разнообразные приемы, то развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста будет проходить более успешно и эффективно.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.


В своей работе мы будем рассматривать активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности.

Актуальность работы состоит в том, что воспитатель ДОУ прежде всего должен оказывать влияние на развитие ребенка, сохранять и развивать познавательную потребность детей, обеспечить познавательные средства, необходимые для достижения поставленной цели.

Понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений , оптимизации познавательных интересов детей, взаимоотношений детей со сверстниками и воспитателем; роли воспитателя и личностных факторов в развитии познавательной активности дошкольников. Среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (М.И. Лисина, Н.А. Половникова). Приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности. [http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179694_0.html].

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы.


    1. Структура и уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста.

-Структура познавательной активности:

1. Эмоциональный - особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания. Внешнее выражение эмоций(радость, горе, увлечение, безучастность)

2. Волевой – волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий. Стремление, настойчивость, устойчивость, преодоление трудностей.

3. Мотивационный – мотивы потребности, установки, интересы, цели, результат. Отношение к заданию, отношение к результату деятельности.


4. Содержательно–операционный – объем знаний, умений, навыков, способов действий и способность их применить. Оптимальность деятельности, скорость и качество выполнения заданий, включенность в деятельность.

5. Социальной ориентации – общественная направленность познавательной деятельности. Социальная ответственность, самосовершенствование.

-В познавательной активности выделяются следующие уровни:

1) как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся в систему ориентировочно-исследовательской деятельности;

2) как исследовательская познавательная активность, вызываемая в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении, профессиональной деятельности;

3) как личностная активность, выражающаяся в форме «интеллектуальной инициативы», «надситуативной активности», «самореализации» личности. Проблема развития познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дети проявляют познавательную активность. Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. Старший дошкольный возраст является предшествующей ступенью школьного обучения, предъявляющего высокие требования к познавательному аспекту развития творческой познавательной активности. Проявление творчества в познании как способности действовать в умственном плане начинается уже в старшем дошкольном возрасте. Однако, условия успешного развития творческой познавательной активности в педагогическом процессе. Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию. Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом. Так, биологи рассматривают