Файл: За сохранение языков коренных малочисленных народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект

«За сохранение языков коренных малочисленных народов»

Место реализации: МБОУ «СОШ № 7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль Теучежского района Республики Адыгея

Автор проекта: Хачак Саида Байзетовна, учитель адыгейского языка и литературы, технологии

Участники проекта: учащиеся, родители, учителя

Срок реализации: 01.09.2022г.-31.05.2023г.

Цель проекта:

Задачи проекта: Содействие возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, обычаев и традиций адыгского народа путем изучения родного языка и литературы.

Целевая аудитория: учащиеся, родители, учителя

Актуальность: В настоящее время сохранение и развитие языковых и культурных традиций малых народов является очень важной задачей. Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, — или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно.

Обоснование социальной значимости: Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в школьном возрасте и рассматривается в современном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку выходит на национальный уровень. Перед отечественной системой образования ставятся новые задачи, обусловленные потребностями и перспективами развития социума третьего тысячелетия. Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей.

Язык - основное орудие познания и главное средство общения. Хорошо владея всеми его богатствами, говорящий осознает себя полноценной личностью.

Итоги проекта: Развитие у детей познавательного интереса к родному языку, к устному народному творчеству, к народной культуре.

Появиться уважительное отношение и гордость за родной язык, за свою страну.

Будет обеспечено взаимодействие с родителями учащихся по вопросу  приобщения детей к национальной культуре Республики Адыгея.
Самая большая ценность народа – язык,


язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(Д.Н. Лихачев)

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Поэтому, владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, в семье, в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек, в нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль. В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков малочисленных коренных народов, в том числе и адыгейского языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому очень важно выработать у обучающихся бережное отношение к родному языку, показать важность его знания. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа.

Адыгея - многонациональная республика, на ее территории проживают более 100 национальностей. По данным переписей населений 2010 года основное население – русские (61,5%) и адыгейцы (24.3%). Поэтому, Республика Адыгея является регионом критически важным для сохранения адыгейского (родного) языка.

Наша школа близко расположена с хутором Городского, где проживают люди разных наций. Это русские, армяне, татары, дагестанцы. В школе обучается 57% русскоязычных детей. Поэтому сохранение родного языка и национальной культуры – важное направление деятельности образовательной организации.

Деятельность школы, направленная на сохранение родного языка и национальной культуры.

МБОУ «СОШ № 7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль много делает для сохранения адыгейского (родного) языка и национальной культуры. Создана предметно-развивающая среда, в учебном плане увеличены часы по таким предметам, как (адыгейский) родной язык и литературное чтение на адыгейском (родном) языке, в рамках внеурочной деятельности ведется кружок «Адыгэ хабзэ» («Национальная культура»), ежегодно проводятся предметные недели по адыгейскому языку и национальной культуре.

С 01.09.2021 года стали проводить соревнования по национальным видам спорта, выставки декоративно-прикладного творчества. Организовано тесное сотрудничество с сельским домом культуры, где часто проводятся мастер-классы по обработке овечьей кожи, по золотому шитью, где ребята посещают студию «Вокальное пение» и танцуют в национальном ансамбле «Нарты».



Сегодня, во время развития информационных технологий школа предлагает во взаимодействии с родителями реализовать социальный проект «Моя Адыгея» с использованием современных образовательных технологий. Над проектом работает творческая группа педагогов школы.

Мы хотим представить родительской общественности данный проект с целью ознакомления, поддержки и совместного участия в реализации. В рамках реализации проекта планируется создание двух информационных накопителей: «Титарихъ» (Моя история) – стационарный баннер, размещенный на стене холла школы размером 2,5м на 3,5м, «1алъмэкъ» (интересная сумка) – переносная сумка, где будут лежать пластиковые листы формата А-4 с изображением QRкода, укомплектованные в папку с национальным орнаментом. Пластиковые листы будут содержать информацию о людях, одежде, кухне, праздниках, культуре, национальных видах спорта, об истории своего аула Джиджихабль.

Данный материал информационных накопителей можно использовать на уроках родного языка и литературного чтения на родном языке, на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности, при организации работы по дополнительному образованию детей, воспитательной работы обучающихся. С помощью камеры смартфона предполагается сканировать QR-код, а программа распознает код и выполнит зашитое в коде действие.

Цель данного проекта - создание условий в МБОУ «СОШ № 7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль для сохранения, развития и популяризации адыгейского языка и национальной культуры, для воспитания гражданственности и патриотизма, формирование позитивного отношения молодого поколения к сохранению адыгейского языка и национальной культуры.

Задачи проекта:

- провести совместно с родителями и обучающимися в дистанционном режиме исследовательскую работу и подобрать материал о людях, одежде, кухне, праздниках, культуре, национальных видах спорта, об истории родного аула Джиджихабль.

- систематизировать собранный материал, переработать и изложить его в доступной для обучающихся начальной школы форме, подобрать соответствующие каждой теме фотографий, картинки, схемы, изображения.

- оформить QR кода для каждой темы

- отправить обработанный материал в типографию для изготовления стенда «Титарихъ» («Моя история»).

Предполагается реализовать проект в 3 этапа: 1 этап – исследование, 2 этап – систематизация и обработка, оформление QR кода для каждой темы. Аббревиатура QR производная от англ. quick response, что переводится как «быстрый отклик». Основное достоинство QR-кода — лёгкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона). 3 этап – изготовление информационных накопителей «Титарихъ» («Моя история») и «1алъмэкъ» («Интересная сумка).


Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям. Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, так как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Итак, обязанность каждого из нас - знать и беречь родной язык, для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает адыгейская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему не будет.

 От знания и владения родным языком мы  ничего не потеряет, наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям.

Итак, родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Все мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.


Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

Литература.

  1. Г.А. Абумова. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001год

  2. И.Л. Бим. Формирование коммуникативной компетенции М.: Просвещение, 1998 год

  3. Т.А. Ильина. Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006 год

  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М,1998 год.

  5. Шолохов М.А. «Сокровищница народной мудрости» -М, 1960 год