ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• длина пробега — 170 м;
. • экипаж — 1—2 человека;
• полезная нагрузка - до 18 пассажиров или 2000 кг груза.
Салон примерно такой же ширины, как у Ан-2, но немного длиннее. Войти в салон и покинуть его можно через рампу или два боковых аварийных люка. Для выброски парашютистов аварийные люки не подходят из-за маленького размера, так что выпрыгнуть можно только в рампу. При подготовке самолета к выброске парашютистов створки рампы снимают на земле. Характерная особенность данного аппарата: после отделения в рампу парашютист сначала попадает в зону затенения, затем его ударяет потоком. Рампа узкая и совсем не такая удобная для отделения, как, например, на Ми-8. При скоплении большого количества парашютистов у рампы возможно «сваливание» самолета из-за смещения центра тяжести. В пассажирском салоне установлено 15 мягких кресел, которые при не- обходимости можно откинуть к бортам и таким образом превратить салон в грузовой отсек. Самолет достаточно надежен и имеет экономичные газотурбинные двигатели. На подъем 18 парашютистов на
4000 м он затрачивает около 20 мин. Ан-28 способен взлететь с полной нагрузкой на одном двигателе.
Ил-76Т (рис. 67). Транспортный самолет, используемый, в частности, для массовой выброски десантников. Работает с грунтовой ВПП, со снега, в любых климатических условиях. Берет на борт до
128 парашютистов. Для увеличения скорости выброски отделение десантников может осуществляться в четыре потока — два в рампу и по одному с каждого борта — в боковые двери.
Основные характеристики:
• снаряженная масса — 104 000 кг;
• максимальная взлетная масса -— 170 000 кг; ,
Рис. 67. Ил-76
• масса полезной нагрузки — 43 400—47 000 кг;
• тяга двигателей — 4x12 000 кгс;
• максимальная скорость — 850 км/ч;
• крейсерская скорость — 750—800 км/ч;
• практический потолок — 12 000 м;
• экипаж — 6—7 человек.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 19
ВЕРТОЛЕТЫ
Большинство вертолетов имеют по два газотурбинных двигателя, каждый из которых менее надежен, чем поршневой, но в сумме надежность получается высокой. При отказе первого двигателя вертолет может приземлиться на втором; в случае отказа обоих двигателей — на авторотации (в этом режиме несущий винт отключается от двигателей и раскручивается набегающим потоком). Приземление на авторотации жесткое, но все-таки обеспечивает спасение пассажиров и экипажа. Правда, при разрушении вертолета в воздухе он начинает вращаться и превращается буквально в мясорубку. К счастью, такие случаи очень редки.
Преимуществом перед самолетами является возможность работы с небольшой площадки (без ВПП).
Ми-8Т (рис. 68). Этот многоцелевой транспортный вертолет широко используется для выполнения всех видов прыжков с высот от 800 до 4000 м. С него прыгают и перворазники, и начинающие спортсмены, и профессиональные спортивные команды. Он быстро набирает высоту и может взять на борт до 30 парашютистов. Прыжки с Ми-8 можно совершать в боковую сдвигающуюся дверь и в рампу.
Если планируются прыжки в рампу, необходимо предварительно снять ее створки, так как они не рассчитаны на открывание
Рис. 68. Ми-8
в воздухе. Воздушные операторы часто прыгают с наружного топливного бака. Неоспоримое достоинство — большая вместительность. Недостаток — относительно высокий расход топлива.
Основные характеристики:
• нормальная взлетная масса — 11 100 кг;
• максимальная взлетная масса — 12 000 кг;
• мощность двигателей — 2 х 1257 кВт;
• максимальная скорость — 250 км/ч;
• крейсерская скорость — 225 км/ч;
• практический потолок — 4500 м;
• статический потолок — 1900 м;
• экипаж — 2—3 человека.
Ми-2. В пассажирском варианте вертолет имеет 8— 10 посадочных мест, не считая пилота. Для выполнения прыжков пассажирские сиденья и дверь снимаются. Этот небольшой вертолет применяется, как правило, для подъема небольшого количества парашютистов.
Основные технические характеристики:
• максимальная взлетная масса — 3659 кг;
• мощность двигателей — 2 х 298 кВт;
• максимальная скорость — 210 км/ч;
• крейсерская скорость — 194 км/ч;
• скороподъемность — 270 м/мин;
• практический потолок — 4000 м;
• статический потолок — 2000 м;
• экипаж — 1 человек.
АЭРОСТАТЫ
Прыжки с аэростатов дают очень своеобразные ощущения. Нет какой-то заметной начальной скорости, и управлять телом, опираясь на поток невозможно. Нет шума двигателя, только периодически
— шум пламени горелки. Аэростат летит по ветру, а не туда, куда хочет экипаж. Поэтому попасть в желаемую точку выброски не просто и часто приходится прыгать не там, где хотелось бы.
Отделяющаяся от аэростата масса не должна быть значительной, иначе оболочка аэростата может сложиться, так как, потеряв вес, воздушный шар сразу начинает набирать высоту. По этой причине отделение парашютистов должно происходить в режиме сниже- ния шара. Чем больше (то есть тяжелее) аэростат, тем проще условия выброски.
Рис. 69. «Шарпрыг»
Для прыжков подходят самые разные аэростаты (рис. 69), например АХ-8.
BASE
Англоязычная аббрейиатура расшифровывается так: Building (здание), Antenna (антенна), Span
(пролет моста), Earth (земля). Это означает прыжки с парашютом с различных объектов (на сленге — экситов), не являющихся летательными аппаратами. Для бейз-пръгжков используются специальные парашюты-«крыло», сильно отличающиеся от обычных. Вот наиболее заметные отличия:
• в ранец укладывается только основной парашют;
• свободные концы основного парашюта не предусматривают отцепки от подвесной системы
(запаски все равно нет);
• основной парашют укладывается без камеры (для ускорения раскрытия);
• вместо обычного слайдера используется сетчатый или крестовина (также для ускорения раскрытия)
Часто бейз-прыжки связаны с минимальным временем свободного падения, раскрытием купола на минимальной высоте (рис. 70). Времени на борьбу с отказом
Рис. 70. Бейз-прыжок с Останкинской башни парашюта в таких условиях нет, поэтому запасной парашют не используется, зато основной укладывается примерно как запасной — долго и тщательно. При совершении бейз-прыжков с очень высоких объектов (1000 ми выше), например в горах, можно использовать обычные парашютные системы.
Интерес к данным прыжкам объясняется именно их опасностью. Обычные прыжки с летательных аппаратов относительно безопасны, здесь же все по-другому: земля близко, секунда промедления — и парашют не успеет раскрыться; ошибка на укладке — и единственный имеющийся купол не наполняется нормально; неаккуратность на укладке — купол при раскрытии совершает доворот-и несет парашютиста на объект. В общем никакой небрежности не допускается, даже в мелочах.
В большинстве цивилизованных стран бейз запрещен. В России это занятие законом не регламентировано, его как бы нет — так же, как не было секса в СССР. Поэтому в настоящее время бейзеров ловят только как хулиганов.
СПОРТИВНЫЕ ПРЫЖКИ
Парашютные, в том числе спортивные, прыжки в настоящее время доступны как никогда. Стать спортсменом-парашютистом может любой более-менее здоровый человек, не страдающий ожирением, готовый отдать этому занятию существенную часть своей жизни. Было бы желание. Со спортивными парашютами прыгают даже инвалиды. В 2004 году в Самаре проводились соревнования, в которых участвовали парашютисты без ног и один — без кисти руки.
Конечно, для занятий прыжками именно как спортом необходимо приложить очень много усилий.
Прошли времена, когда государство вкладывало большие деньги в спорт. Сегодня лишь небольшая группа избранных, наиболее способных парашютистов, попавших в сборные команды страны, занимается этим бесплатно и даже получает за это зарплату. Остальные спортсмены и спортивные команды сами оплачивают свои прыжки или ищут спонсоров. Значительных успехов добиваются лишь те, кто действительно живет парашютами и посвящает им все свободное время.
Между тем много парашютистов прыгают, осваивая понемногу разные дисциплины парашютного спорта, не ставя перед собой задач установления рекордов, ведь сами по себе прыжки могут вызывать массу положительных эмоций.
Безусловно, для выполнения спортивных прыжков необходимо предварительно пройти обучение по од- ной из программ для получения базовых навыков безопасных прыжков со спортивной техникой.
После этого перед человеком открывается множество направлений для дальнейшего совершенствования.
КЛАССИКА
Это самая старая из ныне существующих дисциплин. Она включает в себя выполнение комплекса фигур индивидуальной акробатики в свободном падении и работу на точность приземления.
Комплекс фигур представляет собой последовательность левых, правых спиралей и заднего сальто.
Существует четыре комплекса: левый и правый комплекс, левый и правый крест. Последовательность левого комплекса: левая спираль, правая спираль, сальто, левая спираль, правая спираль, сальто.
Правый крест: правая спираль, левая спираль, сальто, левая спираль, правая спираль, сальто. Таким образом, каждый комплекс содержит шесть фигур индивидуальной акробатики. То, какой комплекс следует выполнять, на соревнованиях, определяет жребий перед каждым прыжком. Судьи оценивают время выполнения комплекса и четкость фигур. Лучшие результаты выполнения комплекса — около 6 с. Для достижения больших скоростей выполнения фигур парашютисты-классики после отделения от самолета сначала выполняют разгон — примерно 15 с падения, чаще всего в вертикальном положении, затем переходят в Плотную группировку (колени и локти поджаты к телу). Такое положение не- устойчивое, но позволяет увеличить скорость падения (из-за меньшей площади) и уменьшить момент инерции тела. Большая скорость увеличивает плотность набегающего потока воздуха и таким образом эффективность управляющих воздействий.
Рис. 71. Работа на точность приземления
Для работы на точность приземления необходим точностной (классический) парашют, такой, как
Parafoil, Мастер-Хит, Мальва и т.п. На соревнованиях нулевая отметка (цель) имеет диаметр 3 см, а худшим результатом является приземление далее 16 см от центра мишени («ВК» — вне круга).
Опытные точнисты могут прыжок за прыжком приходить в «ноль» (рис. 71).
ГРУППОВАЯ АКРОБАТИКА
Один из самых популярных видов спортивных прыжков, подразумевает построение группой парашютистов плоских фигур в свободном падении.
Рис. 72. Групповая акробатика
На соревнованиях выступают команды-четверки (рис. 72) и восьмерки, выполняющие скоростное перестроение заданных фигур в свободном падении. Судьи оценивают прыжок по видеосъемке. Работа воздушного оператора очень важна, он является членом команды и получает награды наравне с остальными.
Кроме того, на соревнованиях местного масштаба могут выступать другие команды, например двойки.
Еще одно направление групповой акробатики — построение больших формаций. Иногда количество спортсменов в формации настолько велико, что выброска производится сразу с нескольких самолетов.
Текущий мировой рекорд — 357 человек.
КУПОЛЬНАЯ АКРОБАТИКА
Построение спортсменами фигур под раскрытыми, куполами. Соревнования включают три дисциплины: четверка — ротация, четверка — скоростные перестроения, восьмерка — скоростное построение.
Ротация: команда строит этажерку, затем верхний спортсмен отделяется от нее и перестраивается вниз. Перестроение сверху вниз повторяется всеми членами команды циклически. Задача — выполнить максимальное количество перестроений за рабочее (максимальное) время (90 с).
Скоростное перестроение:
четверка парашютистов должна построить определенную последовательность плоских купольных фигур. Последовательность определяется жребием и может содержать фигуры: этажерка, ромб, пеленг (рис. 73) и др. Необходимо за рабочее время (150 с) построить максимум фигур.
При скоростном построении восьмерки задача — за кратчайшее время построить фигуру, определяемую жребием перед прыжком. Рабочее время — 120 с.
Рис. 73. Схема фигур купольной команды-четверки (слева направо): «этажерка», «ромб», «пеленг»
Рис. 74. Фигура купольной акробатики «веер»
Рис. 75. Фигура купольной акробатики «колокол»
Кроме фигур, выполняемых на соревнованиях, ку-| польщики могут строить такие фигуры, как
«веер>И (рис. 74), «колокол» (рис. 75), «самосвал», «зеркало»»] Эти фигуры эффектно смотрятся и обычно используются на показательных выступлениях.
Как и в групповой акробатике, возможно построение больших формаций. На сегодняшний день мировой рекорд представляет ромб из 70 куполыциков.
АРТИСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПРЫЖКОВ
Некоторые направления спортивных прыжков содержат в себе элементы артистизма, который оцени- вается наряду с четкостью и скоростью выполнения акробатических фигур.
Фристайл (freestyle) — одиночная акробатика, называемая еще воздушным балетом.
Акробатические фигуры выполняются во всех плоскостях. Набор фигур гораздо больше, чем в классике. Спортсмен прыгает с воздушным оператором, судьи просматривают видеосъемку и оценивают сложность выполняемых фигур, четкость их выполнения, артистизм. Результат сильно зависит от мастерства обоих членов команды.
Фрифлай (freefly) — групповая дисциплина, появившаяся в результате эволюционного развития фристайла. Команда — два спортсмена и оператор. Спортсмены выполняют акробатические фигуры и взаимные перестроения. Базовые фигуры — положения стоя, сидя, вниз головой.
Скайсерф (skysurf) — прыжки с лыжей. Эти прыжки можно сравнить с такими наземными занятиями, как серфинг или сноубординг. Плоская лыжа позволяет спортсмену в свободном падении с вертикальным положением тела развивать значительную горизонтальную скорость, выполнять некоторые фигуры, свой- ственные только этому направлению. Например, «вертолет» — вращение вокруг вертикальной оси в положении вниз головой. Разбежка в данном виде совсем не похожа на обычную, а выполняется с использованием лыжи.
ПИЛОТИРОВАНИЕ (SWOOP)
Это, пожалуй, самое молодое направление в парашютном спорте. Оно появилось в результате совершенствования аэродинамики скоростных куполов. Современные скоростные купола при грамотном управлении (которое называют пилотированием) позволяют пилоту совершать длинные пролеты параллельно ровной площадке приземления на малой высоте, почти касаясь (или касаясь) ее поверхности (рис. 76, 77).
Чтобы совершить длинный пролет, купол предварительно разгоняют, обычно совершая разворот.
При
Рис. 76. Swoop. Парашют с косыми нервюрами «Вжик»
этом парашютист стремительно пикирует к земле, как охотящийся орел, а потом плавно переходит в горизонтальный полет. Именно такое пикирование обозначает иностранное слово swoop.
Особенности данного направления заключаются как в красоте техничного исполнения, так и в повы- шенной опасности — пилот приближается к земле на огромной скорости, порой превышающей 100 км/ч. Управление куполом должно быть очень четким, малейшая ошибка приводит к столкновению с землей. Поэтому такие прыжки могут выполнять только опытные пилоты, в совершенстве владеющие управлением куполом. Парашютист, совершивший всего 100—200 прыжков, свупером быть не может.
Заход на приземление стараются производить над водоемом, специально для этого предназначенным.
Существует три дисциплины по данному направлению:
Рис. 77. Swoop. Парашют Icarus Crossfire
• Speed — спортсмен должен показать максимальную скорость пролета контрольного участка;