ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Distance — спортсмен должен совершить максимально длинный пролет;
• Zone Accuracy — спортсмен работает на точность приземления, предварительно выполняет пролет над водой, касаясь ее.
ДРУГИЕ ВИДЫ ПРЫЖКОВ
Менее распространены, но тем не менее включаются в соревнования такие дисциплины, как пара-
ски (прыжок на точность, затем спуск на горных лыжах), парашютное многоборье (прыжок на точность, стрельба, плавание, кросс).
Есть некоторые виды спортивных прыжков, по которым пока не проводятся официальные соревнования.
Трехмерные формации — комбинация групповой акробатики и фрифлая, в свободном падении парашютисты выполняют построение фигур, не находясь при этом в одной плоскости, как, например в обычной групповой формации. Часть парашютистов падает, находясь в горизонтальном положении
(групповики), а часть — в вертикальном (фрифлаисты).
Вингсьют (wingsuit — крылатый костюм) — комбинезон с перепонками, соединяющими руки с корпусом, а ноги между собой. В таком костюме парашютист может летать подобно белке-летяге, с большой горизонтальной составляющей скорости и относительно небольшой вертикальной. У первых моделей были простые перепонки, а на современных вингсьютах перепонки имеют две оболочки и профиль крыла, создающий подъемную силу.
Скайбол (sky ball — небесный мячик) — прыжок с мячиком-скайболом, одно из направлений фрифлая.
Рис. 78. «Малая земля»
Парашютист прыгает со специальным мячиком с ленточкой и отпускает его в свободном падении.
Скайбол падает с постоянной скоростью, вертикально, а спортсмен перемещается относительно него.
Необходимой скорости падения скайбола добиваются изменением его массы и длины ленты.
Прыжки с малой высоты (спортсмены называют их «малая земля») обычно проводятся на различных показательных выступлениях, это очень эффектное зрелище (рис. 78). Отделение от летательного аппарата производится с высоты, минимально допустимой для используемого типа парашюта — как правило, это Д-1-5У, уложенный на принудительное раскрытие. Зрители хорошо видят парашютиста с самого момента отделения, наблюдают процесс раскрытия парашюта; снижение под куполом занимает несколько секунд. По действующим в данный момент руководящим документам к таким прыжкам допускаются только опытные спортсмены, имеющие звание инструктора- общественника.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
По сравнению с первыми образцами современные парашюты имеют высокотехнологичную конструкцию, дающую парашютисту широкие возможности управления. Обратной стороной медали являются сложность управления и неизбежная вероятность отказа. Аккуратной укладкой и четкими действиями вероятность отказа можно минимизировать, но полностью ее исключить возможно, только отказавшись от прыжка. Современные основные парашюты нельзя раскрывать из произвольного
положения, так как это многократно повышает вероятность отказа, а их высокая скорость связана с риском столкновений с землей, препятствиями и другими парашютистами.
Существуют несколько программ обучения, позволяющих научить человека обращаться с современной парашютной техникой, постепенно подготовить его к сложным условиям, используя специальные парашюты, планирующие с уменьшенной скоростью и имеющие упрощенное управление.
Во время обучения прыжки выполняются под присмотром инструкторов.
Для допуска к самостоятельным прыжкам выпускник любой программы обучения должен уметь правильно отделяться от летательного аппарата, уверенно выполнять фигуры индивидуальной акробатики (спирали и сальто), уметь выходить из беспорядочного падения и штопора, контролировать высоту в свободном падении по визуальным приборам, раскрывать парашют на заданной высоте, обеспечивать стабильное положение тела (без перекосов и вращений) при раскрытии парашюта; знать устройство парашютной системы, с которой совершает прыжки, уметь ею управлять, знать порядок действий в особых случаях.
Каждая из программ имеет свои достоинства и недостатки,
КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Эта программа появилась и получила развитие одновременно с совершенствованием парашютной техники.
Программа входит в Сборник программ по парашютной подготовке 1997 года (СППП-97) под номе- ром 2 и в Курс парашютной подготовки КПП-2003 под номером 6. Традиционно ее называют «второй программой».
Обучение происходит в составе группы.
Обучаемый по программе осваивает:
• отделение от летательного аппарата (чаще всего это Ан-2);
• стабильное падение;
• контроль времени свободного падения;
• контроль высоты в свободном падении;
• управление телом в свободном падении (выполнение фигур «спираль», «сальто»);
• тактико-технические характеристики основных парашютов Д-1-5У, Т-4, УТ-15, классическое «крыло» (ПО-16, Мастер-Хит, Parafoil), запасных парашютов 3-5, 3-6П, ПЗ-81;
• управление всеми перечисленными парашютами;
• варианты укладки перечисленных парашютов;
• основы работы на точность приземления со всеми перечисленными типами основных парашютов;
• действия в особых случаях.
Процесс обучения проходит обычно в следующем порядке. Проводятся теоретические занятия, включающие лекции по всем темам программы, сдачу зачета. Инструктор проводит показательную укладку парашюта Д-1-5У, обучаемые тренируются и сдают зачеты. Студенты программы, сдавшие все зачеты и прошедшие медкомиссию, приступают к выполнению прыжков.
Перед прыжками проводится наземная подготовка — отработка элементов предстоящего прыжка на тренажерах, повторение правил безопасности, отработка действий в особых случаях.
Прыжки производятся в составе группы, инструктор-выпускающий отслеживает выполнение прыжка каждого спортсмена с борта летательного аппарата, при необходимости инструктор совершает контрольный прыжок — прыгает вместе с обучаемым и наблюдает его действия в воздухе, находясь рядом. Успешно выполнив задание на прыжок не менее двух раз, парашютист получает у инструктора очередное задание.
По мере увеличения опыта спортсмен получает допуск к прыжкам с более сложными типами парашютов — Т-4, УТ-15. Каждый следующий тип меньше предыдущего по площади купола, имеет меньшую массу, большую горизонтальную скорость, более требователен к положению тела при раскрытии. При каждом переводе на новую технику спортсмен также сдает зачет по укладке, техническим характеристикам, управлению и особым случаям при прыжках с данной парашютной системой. После уверенного выполнения всех необходимых упражнений спортсмен получает допуск к прыжкам с парашютом-«крыло», делает несколько прыжков под контролем инструктора, а затем ему
Существуют несколько программ обучения, позволяющих научить человека обращаться с современной парашютной техникой, постепенно подготовить его к сложным условиям, используя специальные парашюты, планирующие с уменьшенной скоростью и имеющие упрощенное управление.
Во время обучения прыжки выполняются под присмотром инструкторов.
Для допуска к самостоятельным прыжкам выпускник любой программы обучения должен уметь правильно отделяться от летательного аппарата, уверенно выполнять фигуры индивидуальной акробатики (спирали и сальто), уметь выходить из беспорядочного падения и штопора, контролировать высоту в свободном падении по визуальным приборам, раскрывать парашют на заданной высоте, обеспечивать стабильное положение тела (без перекосов и вращений) при раскрытии парашюта; знать устройство парашютной системы, с которой совершает прыжки, уметь ею управлять, знать порядок действий в особых случаях.
Каждая из программ имеет свои достоинства и недостатки,
КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Эта программа появилась и получила развитие одновременно с совершенствованием парашютной техники.
Программа входит в Сборник программ по парашютной подготовке 1997 года (СППП-97) под номе- ром 2 и в Курс парашютной подготовки КПП-2003 под номером 6. Традиционно ее называют «второй программой».
Обучение происходит в составе группы.
Обучаемый по программе осваивает:
• отделение от летательного аппарата (чаще всего это Ан-2);
• стабильное падение;
• контроль времени свободного падения;
• контроль высоты в свободном падении;
• управление телом в свободном падении (выполнение фигур «спираль», «сальто»);
• тактико-технические характеристики основных парашютов Д-1-5У, Т-4, УТ-15, классическое «крыло» (ПО-16, Мастер-Хит, Parafoil), запасных парашютов 3-5, 3-6П, ПЗ-81;
• управление всеми перечисленными парашютами;
• варианты укладки перечисленных парашютов;
• основы работы на точность приземления со всеми перечисленными типами основных парашютов;
• действия в особых случаях.
Процесс обучения проходит обычно в следующем порядке. Проводятся теоретические занятия, включающие лекции по всем темам программы, сдачу зачета. Инструктор проводит показательную укладку парашюта Д-1-5У, обучаемые тренируются и сдают зачеты. Студенты программы, сдавшие все зачеты и прошедшие медкомиссию, приступают к выполнению прыжков.
Перед прыжками проводится наземная подготовка — отработка элементов предстоящего прыжка на тренажерах, повторение правил безопасности, отработка действий в особых случаях.
Прыжки производятся в составе группы, инструктор-выпускающий отслеживает выполнение прыжка каждого спортсмена с борта летательного аппарата, при необходимости инструктор совершает контрольный прыжок — прыгает вместе с обучаемым и наблюдает его действия в воздухе, находясь рядом. Успешно выполнив задание на прыжок не менее двух раз, парашютист получает у инструктора очередное задание.
По мере увеличения опыта спортсмен получает допуск к прыжкам с более сложными типами парашютов — Т-4, УТ-15. Каждый следующий тип меньше предыдущего по площади купола, имеет меньшую массу, большую горизонтальную скорость, более требователен к положению тела при раскрытии. При каждом переводе на новую технику спортсмен также сдает зачет по укладке, техническим характеристикам, управлению и особым случаям при прыжках с данной парашютной системой. После уверенного выполнения всех необходимых упражнений спортсмен получает допуск к прыжкам с парашютом-«крыло», делает несколько прыжков под контролем инструктора, а затем ему
оформляют документы (допуск в рабочей книжке), дающие право самостоятельных прыжков на любом аэродроме в соответствии с достигнутым опытом.
Типичный процесс обучения:
• освоение отделения от самолета «на мотор». (Д-1-5У, укладка «на веревку» — принудительное раскрытие, высота отделения от летательного аппарата — 800 м);
• освоение стабильного падения после отделения (Д-1-5У, укладка на «расчековку», высота отделения — 800 м);
• освоение более длительного стабильного падения, контроля времени свободного падения, раскрытия парашюта через заданное время после отделения — 3—5 с (Д-1-5У, укладка на ручное раскрытие, высота отделения — 900-1000 м);
• освоение стабильного падения в течение 10 с, контроля времени падения (по секундомеру) или высоты (по высотомеру), освоение элементов управления телом в свободном падении (парашют Д-
1-5У или Т-4, укладка на ручное раскрытие, высота отделения — 1200 м);
• освоение стабильного падения в течение 20 с, контроля времени и высоты, освоение управления телом в свободном падении — выполнение фигур «спираль», «сальто» (парашют Д-1-5У, Т-
4 или УТ-15, ручное раскрытие, высота отделения — 1600 м);
• освоение контролируемого падения в течение 30 с, закрепление навыков управления телом в свободном падении, освоение падения и выполнения комплекса фигур в группировке (парашют
Д-1-5У, Т-4, УТ-15, «крыло»; ручное раскрытие, высота отделения — 2200 м).
Недостатки «второй программы»:
• как правило, инструктор не имеет возможности работать индивидуально с каждым спортсменом;
• инструктору сложно контролировать прыжки каждого спортсмена группы (часто инструктор запоминает только прыжки спортсменов, которым следует повысить или понизить уровень сложности задания);
• первые прыжки осуществляются с тяжелыми и медлительными парашютами Д-1-5У;
• относительно большое число прыжков по программе, а следовательно, и большие расходы на эти прыжки.
Достоинства:
• стоимость обучения самая низкая из всех программ (общие расходы порядка $400—500 в зависимости от способностей обучаемого и интенсивности обучения);
• относительно большое количество прыжков по программе, а следовательно, достаточное время на адаптацию к свободному падению;
• освоение укладки нескольких типов куполов, а также управления ими, что положительно сказывается на изучении парашютной техники в дальнейшем (многие принципы в укладке и управлении одинаковы для всех парашютов), на закреплении знаний процесса раскрытия парашютов и возможных проблем;
• спортсмен, обучавшийся по этой программе, все или почти все прыжки совершил сам, в воздухе помощи ждать было не от кого, поэтому по сравнению с выпускником AFF он более самостоятелен и лучше подготовлен к сложным ситуациям.
AFF (ACCELERATED FREE FALL - УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ)
Эта программа создана в США. Главная особенность — индивидуальная работа со студентом, обу- чающимся по программе. Этим объясняются самое короткое время обучения и самая высокая стоимость. Все прыжки выполняются со студенческим парашютом типа «крыло» с высоты 4000 м.
Обучаемый по программе осваивает:
• отделение от летательного аппарата (Ми-8, Л-410, Ан-28);
• стабильное падение;
• контроль высоты в свободном падении;
» управление телом в свободном падении (выполнение фигур «спираль», «сальто»);
• управление студенческим парашютом-«крыло» (PD 9-cell, Falcon, Manta);
• основы работы на точность приземления;
• действия в особых случаях.
Типичный процесс обучения:
• освоение отделения от самолета «на мотор». (Д-1-5У, укладка «на веревку» — принудительное раскрытие, высота отделения от летательного аппарата — 800 м);
• освоение стабильного падения после отделения (Д-1-5У, укладка на «расчековку», высота отделения — 800 м);
• освоение более длительного стабильного падения, контроля времени свободного падения, раскрытия парашюта через заданное время после отделения — 3—5 с (Д-1-5У, укладка на ручное раскрытие, высота отделения — 900-1000 м);
• освоение стабильного падения в течение 10 с, контроля времени падения (по секундомеру) или высоты (по высотомеру), освоение элементов управления телом в свободном падении (парашют Д-
1-5У или Т-4, укладка на ручное раскрытие, высота отделения — 1200 м);
• освоение стабильного падения в течение 20 с, контроля времени и высоты, освоение управления телом в свободном падении — выполнение фигур «спираль», «сальто» (парашют Д-1-5У, Т-
4 или УТ-15, ручное раскрытие, высота отделения — 1600 м);
• освоение контролируемого падения в течение 30 с, закрепление навыков управления телом в свободном падении, освоение падения и выполнения комплекса фигур в группировке (парашют
Д-1-5У, Т-4, УТ-15, «крыло»; ручное раскрытие, высота отделения — 2200 м).
Недостатки «второй программы»:
• как правило, инструктор не имеет возможности работать индивидуально с каждым спортсменом;
• инструктору сложно контролировать прыжки каждого спортсмена группы (часто инструктор запоминает только прыжки спортсменов, которым следует повысить или понизить уровень сложности задания);
• первые прыжки осуществляются с тяжелыми и медлительными парашютами Д-1-5У;
• относительно большое число прыжков по программе, а следовательно, и большие расходы на эти прыжки.
Достоинства:
• стоимость обучения самая низкая из всех программ (общие расходы порядка $400—500 в зависимости от способностей обучаемого и интенсивности обучения);
• относительно большое количество прыжков по программе, а следовательно, достаточное время на адаптацию к свободному падению;
• освоение укладки нескольких типов куполов, а также управления ими, что положительно сказывается на изучении парашютной техники в дальнейшем (многие принципы в укладке и управлении одинаковы для всех парашютов), на закреплении знаний процесса раскрытия парашютов и возможных проблем;
• спортсмен, обучавшийся по этой программе, все или почти все прыжки совершил сам, в воздухе помощи ждать было не от кого, поэтому по сравнению с выпускником AFF он более самостоятелен и лучше подготовлен к сложным ситуациям.
AFF (ACCELERATED FREE FALL - УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ)
Эта программа создана в США. Главная особенность — индивидуальная работа со студентом, обу- чающимся по программе. Этим объясняются самое короткое время обучения и самая высокая стоимость. Все прыжки выполняются со студенческим парашютом типа «крыло» с высоты 4000 м.
Обучаемый по программе осваивает:
• отделение от летательного аппарата (Ми-8, Л-410, Ан-28);
• стабильное падение;
• контроль высоты в свободном падении;
» управление телом в свободном падении (выполнение фигур «спираль», «сальто»);
• управление студенческим парашютом-«крыло» (PD 9-cell, Falcon, Manta);
• основы работы на точность приземления;
• действия в особых случаях.
Обучение делится на восемь уровней. Каждый уровень включает самостоятельное изучение теоретического материала (учебника), теоретическое занятие с инструктором, отработку упражнения на земле, отработку действий в особых случаях и непосредственно прыжок. Минимальное количество прыжков, за которое можно окончить обучение по программе AFF, равно количеству уровней, хотя, как правило, на некоторых уровнях приходится делать несколько прыжков. После прохождения всех уровней спортсмен продолжает прыгать под присмотром инструктора, и фактически курс обучения может быть окончен после выполнения не менее 20 прыжков и присвоения студенту категории «А». Только тогда он получает право на самостоятельные прыжки. На каждом этапе студент приобретает определенные навыки:
0-й уровень — тандем-прыжок (AFF-тандем). Ознакомление со свободным падением, в процессе которого обучаемый (тандем-пассажир) выполняет все действия, отработанные на земле, — поза, контроль высоты, имитация раскрытия парашюта, а тандем-инструктор может корректировать действия студента.
1-й уровень — освоение стабильного падения, контроля высоты, имитация раскрытия парашюта, обеспечение безопасного приземления. Обучаемый прыгает со студенческой парашютной системой в сопровождении двух инструкторов, которые придерживают его в течение всего прыжка. При этом студент выполняет отработанные в процессе подготовки на земле действия. После раскрытия студент самостоятельно управляет парашютом и приземляется. Чтобы инструктор мог подсказать правильные действия по управлению куполом, используется радиосвязь с обучаемым.
2-й уровень — повороты на 90 градусов, контроль высоты, самостоятельное раскрытие парашюта, изучение управления куполом. Студент начинает осваивать приемы управления телом в свободном падении. Для обеспечения безопасности и коррекции правильности действий студента придерживают два инструктора. После раскрытия студент также самостоятельно управляет куполом, пользуясь подсказками по радио.
3-й уровень — контроль ног, падение без поддержки инструкторами, контроль горизонтального положения, самостоятельное раскрытие, улучшение навыков управления куполом. На этом этапе инструкторы отпускают студента в свободном падении, оставаясь те не менее рядом. То есть студент падает самостоятел! но. При этом он отрабатывает необходимые действ*
4-й уровень — расчет точки выброски, развороты бс лее 90 градусов, движение вперед, отмашка, работа точность приземления. Студент пробует рассчитать, где необходимо произвести отделение от самолета; во время прыжка он выполняет усложненные элементы — развороты на 180 градусов, планирование (движение в направлении инструктора). Как и во время всех остальных прыжков, студент должен постоянно контролировать высоту, раскрывать парашют самостоятельно на заданной высоте.
Прыжок выполняется с одним инструктором.
5-й уровень — спираль (горизонтальный разворот на 360 градусов), движение вперед, обеспечение безопасного раскрытия (отмашка и осмотр пространства перед раскрытием). Студент выполняет еще более сложные элементы управления телом в свободном падении. Инструктор не держит его, а просто находится рядом, контролируя правильность действий и следя за безопасностью прыжка.
б-й уровень — расчет точки выброски, самостоятельное отделение, сальто назад, обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка, осмотр пространства перед раскрытием). Студент осваивает выполнение сальто назад и дополнительных элементов, обеспечивающих безопасность групповых прыжков.
7-й уровень — комплекс фигур (сальто назад, вперед, разворот на 360 градусов влево и вправо), обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка осмотр пространства перед раскрытием), совершенствование навыков работы на точность. Студент демонстрирует все освоенные навыки в комплексе.
Недостатки AFF:
• все прыжки совершаются в присутствии инструктора, студент привыкает, что рядом всегда есть тот, кто сможет помочь в нештатной ситуации. Данная привычка может подвести после окончания обучения и начала самостоятельных прыжков;
• стоимость обучения самая высокая (примерно
$1000);
• из-за короткого срока обучения студент не всегда успевает хорошо усвоить большой объем информации, знания оказываются поверхностными;
• укладка парашюта не входит в стоимость обучения.
Достоинства:
• индивидуальная работа инструктора с обучаемым, студент тратит свое время наиболее рационально;
• все прыжки совершаются в присутствии инструктора, который может помочь в сложной ситуации, что означает достаточно высокий уровень безопасности начальных прыжков;
• все прыжки контролирует находящийся рядом инструктор, который отслеживает ошибки и может на месте скорректировать действия студента;
• все прыжки производятся с высоты порядка 4000 м, следовательно, рабочее время свободного падения в каждом прыжке составляет немного меньше минуты;
• все прыжки производятся с парашютом типа «крыло».
STATIC-LINE
Эта программа похожа на классическую программу обучения с тем отличием, что прыжки сразу производятся с парашютами типа «крыло». Обучение проходит в группах от 10 человек. Стоимость и срок обучения — средние между классической программой и AFF, В России обучение по программе
Static-Line сопровождалось достаточно большим количеством происшествий. В настоящее время эта программа признана недостаточно безопасной и в России почти нигде не практикуется.
ВЫБОР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Ввиду разного подхода к обучению уровни подготовки выпускников разных программ заметно отличаются друг от друга. Попробуем сравнить результаты обучения по двум основным практикуемым в России программам — классической и AFF.
В целом выпускники классической «второй программы» лучше подготовлены в вопросах безопасности, более самостоятельны. Выпускники AFF лучше подготовлены с точки зрения спортивной работы, имеют минимальные навыки групповой акробатики. Для примера возьмем типичных выпускников: «второй программы» с 35 прыжками и AFF — с 12 прыжками. Выпускник классической программы имеет за плечами 35 раскрытий-приземлений и около 10 мин самостоятельного свободного падения, из которых приблизительно 4 мин использованы малоэффективно, то есть не на изучение управления телом в свободном падении, а на разгон и подготовку к раскрытию. Оставшиеся 6 мин используются также не с максимальной отдачей, поскольку инструктор наблюдает за студентом с боль- шого расстояния (с борта самолета или с земли в оптический прибор) и не может скорректировать мелких нюансов. Выпускник AFF имеет 12 раскрытий-приземлений и примерно 12 мин свободного падения, из которых приблизительно 10 мин были использованы максимально эффективно — на освоение управления телом под контролем инструктора, находящегося рядом. Понятно, что бывший студент AFF должен уметь лучше управлять телом в свободном падении, а под куполом более уверенно будет чувствовать себя «второ-программник».
Различия в процессе обучения также накладывают заметный отпечаток на будущих спортсменов.
Прыжки по классической программе выполняются с относительно небольшой высоты (до 2500 м), парашютисты должны успеть выполнить задание за достаточно небольшое время и приучаются получать от каждого прыжка максимум пользы.
Студента AFF не учат самостоятельно укладывать парашют. При желании он может пройти отдельный курс обучения укладке (за отдельную плату). Практика показывает, что парашютист, которого изначально не приучили укладывать парашют самостоятельно, и в дальнейшем предпочитает прыгать на чужой укладке, доверяя ей больше, чем своей. Студенты «второй программы», как правило, с самого начала самостоятельно укладывают как основной, так и запасной парашюты. Укладывая парашют, спортсмен лучше понимает взаимодействие его частей при раскрытии. Во время прыжка он на себе ощущает результаты своей работы, задается вопросом, как уложить «помягче» или, наоборот, чтобы парашют раскрывался быстрее.
Медленные круглые парашюты с ограниченными возможностями маневрирования заставляют спорт- сменов «второй программы» максимально использовать полученные знания по управлению куполом, чтобы приземлиться в желаемую точку. Студент AFF, прыгая с более летучим куполом, имеет больше свободы выбора места приземления и поэтому находится в более выгодных условиях с точки зрения безопасности.
Круглые парашюты приземляются относительно жестко, и выпускник «второй программы» уже подготовлен к жестким приземлениям, с которыми иногда приходится сталкиваться и при прыжках на
«крыле». Выпускник AFF имеет некоторый опыт управления «крылом», и при переходе от