ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
студенческих куполов к спортивным ему надо лишь немного скорректировать навыки, а не полностью менять технику управления парашютом.
Инструктор AFF постоянно опекает студента, подстраивается под него, а после окончания обучения начинающий спортсмен в некотором роде остается в одиночестве. Многие выпускники AFF, приступив к самостоятельным прыжкам, чувствуют себя в воздухе без инструктора настолько неуверенно, что перестают прыгать. Прыжки по «второй программе» выполняют ей группой, количество прыжков зависит от скорости и качества укладки парашюта каждого обучаемого, что! воспитывает в спортсменах дисциплинированность, ответственность и сплоченность. Часто спортсмены, обучавшиеся в одной группе, становятся крепкими друзьями по жизни. Примерно половина студентов, записавшихся на обучение по «второй программе», не заканчивает обучение, но практически все окончившие его остаются в парашютном спорте.
Условия обучения по «второй программе» можно назвать более спартанскими, а по AFF — тепличными, более подходящими для американского менталитета.
Обе программы обучения имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Желающих обу- чаться по этим программам много. Каждая программа занимает свою нишу, например, AFF обычно выбирают те, кто имеет высокий уровень доходов и очень мало времени на обучение. AFF широко практикуется в Московском регионе, в других регионах России на- много больше распространена классическая программа. На Западе подавляющее большинство спортсменов проходят подготовку по программе AFF.
Хотя спрос на обучение по «второй программе» немалый, в последнее время по России наметилась тенденция снижения числа обучающихся по ней. Одна из причин в том, что в этой программе, как правило, используется парашютная техника аэроклубов, доживающая последние годы своего календарного ресурса.
Многие спортсмены считают, что наилучшим вариантом обучения была бы комбинация «второй про- граммы» и AFF, вобравшая в себя все лучшее от обеих программ и включающая обучение небольшими группами, освоение нескольких типов парашютов, высотные прыжки (самостоятельные и с инструктором), азы групповой акробатики.
Инструктор AFF постоянно опекает студента, подстраивается под него, а после окончания обучения начинающий спортсмен в некотором роде остается в одиночестве. Многие выпускники AFF, приступив к самостоятельным прыжкам, чувствуют себя в воздухе без инструктора настолько неуверенно, что перестают прыгать. Прыжки по «второй программе» выполняют ей группой, количество прыжков зависит от скорости и качества укладки парашюта каждого обучаемого, что! воспитывает в спортсменах дисциплинированность, ответственность и сплоченность. Часто спортсмены, обучавшиеся в одной группе, становятся крепкими друзьями по жизни. Примерно половина студентов, записавшихся на обучение по «второй программе», не заканчивает обучение, но практически все окончившие его остаются в парашютном спорте.
Условия обучения по «второй программе» можно назвать более спартанскими, а по AFF — тепличными, более подходящими для американского менталитета.
Обе программы обучения имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Желающих обу- чаться по этим программам много. Каждая программа занимает свою нишу, например, AFF обычно выбирают те, кто имеет высокий уровень доходов и очень мало времени на обучение. AFF широко практикуется в Московском регионе, в других регионах России на- много больше распространена классическая программа. На Западе подавляющее большинство спортсменов проходят подготовку по программе AFF.
Хотя спрос на обучение по «второй программе» немалый, в последнее время по России наметилась тенденция снижения числа обучающихся по ней. Одна из причин в том, что в этой программе, как правило, используется парашютная техника аэроклубов, доживающая последние годы своего календарного ресурса.
Многие спортсмены считают, что наилучшим вариантом обучения была бы комбинация «второй про- граммы» и AFF, вобравшая в себя все лучшее от обеих программ и включающая обучение небольшими группами, освоение нескольких типов парашютов, высотные прыжки (самостоятельные и с инструктором), азы групповой акробатики.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 19
ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ
Отучившись по одной из программ, спортсмен имеет лишь минимальные необходимые навыки для вы-пблнения безопасных прыжков. Перед ним возникает ряд новых проблем:
• покупка парашютной системы;
• выбор одного из направлений парашютного спорта;
• выбор аэроклуба.
Первый вопрос подробно рассмотрен в разделе «Выбор парашютной системы», второй — бегло в разделе «Спортивные прыжки». Несколько слов о выборе аэроклуба. Многие спортсмены остаются прыгать на том аэродроме, где учились, поскольку уже привыкли к местным порядкам, со всеми знакомы и хорошо знают кроки аэродрома — расположение площадок приземления, различных объектов и др. Однако для накопления опыта стоит сделать несколько прыжков на разных аэродромах.
Когда парашютист первый раз прыгает на другом аэродроме, он испытывает некоторый стресс из-за незнакомой местности. Перед прыжками необходимо изучить по рисункам и фотографиям кроки данного аэродрома, выяснить у инструкторов особенности местности, такие, как наличие незаметных с воздуха препятствий, расположение запасных площадок, а также местные особенности в порядке проведения прыжков. Желательно пообщаться с людьми, посмотреть с земли на несколько взлетов, и если обеспечение безопасности на аэродроме вызывает сомнения, то на нем лучше не прыгать.
Если спортсмен собирается выбрать аэроклуб для постоянных прыжков, можно рекомендовать следующее. В первую очередь нужно обратить внимание на серьезность подхода руководства аэроклуба к вопросам безопасности, а уж далее рассматривать такие аспекты, как стабильность работы, наличие тренеров по выбранному направлению спорта, удобство подъезда, наличие удобств (гостиница, столовая, баня и т.п.).
ВЫБОР ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ
Проходя обучение, начинающие спортсмены прыгают на студенческих (AFF) или круглых
(классическая программа) парашютах. Такие парашюты предоставляются аэроклубом во временное
пользование. Перейдя к самостоятельным прыжкам, спортсмен становится перед выбором, какую.систему приобрести. Конечно, делая всего десяток прыжков в год, парашютист может обойтись арендой студенческой системы, если же он занимается этим видом спорта более-менее серьезно, то арендная система не удовлетворит его своими характеристиками, да и стоимость аренды будет слишком высокой.
Некоторые парашютисты приобретают недорогую и не слишком сложную в управлении парашютную систему и периодически прыгают в свое удовольствие, не ставя себе целью достигнуть.каких-либо высот в спорте. Для них подойдет парашютная система с классическим
«крылом» либо с переходным основным куполом с небольшой загрузкой. С такой системой можно прыгать, даже если между прыжками случаются большие перерывы (несколько месяцев), поскольку она не требует особых навыков в управлении и позволяет приземляться в нужном месте.
Если же вы хотите получать удовольствие от управления куполом, следует более основательно подходить к выбору системы.
Общие рекомендации по приобретению парашютной системы таковы. Почти все парашютисты меня- ют одни парашютные системы на другие, при этом чем сложнее система, тем реже ее меняют. Поэтому на свою первую систему не стоит сильно тратиться, так как на ней, скорее всего, будет сделано не больше 50—100 прыжков. Можно приобрести ранец подходящих размеров, не обращая внимания на эстетику, а также подобрать недорогой купол, с которым уже совершено приблизительно 500 прыжков.
Главное, чтобы комплектующие системы отвечали требованиям безопасности, — перед приобретением всегда следует консультироваться с лицом, отвечающим за безопасность в организации, в которой вы собираетесь прыгать.
Если же на системе планируется сделать более 200 прыжков, то можно уже шить на заказ ранец нужных размеров и цвета, подбирать основной купол поновее (не более 200—300 прыжков).
При выборе отечественных или зарубежных комплектующих парашютной системы надо учитывать отношение к ним руководства авиационных организаций. Например, современные отечественные купола и ранцы не имеют сертификата качества (из-за отсутствия порядка такой сертификации). Из-за этого, например, многие отечественные парашюты запрещены к эксплуатации в аэроклубах РОСТО, хотя они ничем не хуже (даже намного лучше) разрешенных отечественных моделей (ПО-16).
Ресурс некоторых комплектующих парашютных систем определяется количеством применений и сроком службы. Например, изделия Ивановского завода «Полет» имеют календарный ресурс 10 лет, после чего их следует списывать. Срок службы продукции НПП «Звезда» — 5 лет, далее возможно продление в зависи- мости от состояния. Ограничений сроков службы иностранных куполов и ранцев в России нет, хотя фирма Performance Designs определяет срок службы своих запасных парашютов 15 лет, по истечении которых ежегодно проводится экспертиза состояния и определяется возможность его продления.
Еще одно замечание. Самые важные части парашютной системы — запасной парашют и подвесная система. Запасной парашют — это последний шанс парашютиста в случае возникновения каких-то про- блем. Подвесная система связывает парашютиста с парашютом, и, если она повреждена, парашютист может оказаться в воздухе «без всего». Этим двум компонентам надо уделять особое внимание.
Экономя на них, парашютист экономит на собственной безопасности. Например, в США, признанном законодателе мод в парашютном спорте, сертифицируются запасные парашюты и подвесные системы с ранцами, а основные парашюты сертификации не подлежат.
ОСНОВНОЙ ПАРАШЮТ
По тому, -как парашютисты управляют куполом, их можно поделить на две категории. Первым доставляет удовольствие просто «парить» под куполом, не делая резких маневров с сильной потерей высоты, чтобы летать подольше. Эти парашютисты не совершают разгонных приемов при посадке — им достаточно просто уметь безопасно приземлять парашют. Вторые желают получить максимальное удовольствие от пилотирования купола, его скорости, эстетическое удовлетворение от четких маневров и красивых пролетов на приземлении.
Для первой категории годится либо классическая техника (точностные парашюты — Parafoil, Хит,
Мальва), либо, если их не устраивает большой вес и маленькая скорость, — скоростные прямоугольные или полуэллиптические парашюты с загрузкой 1,2—1,4. Такие купола довольно легкие и компактные в уложенном виде, достаточно быстры для дохода до площадки против ветра при неудачной выброске и относительно просты в управлении (Spectre, Omega, Triathlon).
Некоторые парашютисты приобретают недорогую и не слишком сложную в управлении парашютную систему и периодически прыгают в свое удовольствие, не ставя себе целью достигнуть.каких-либо высот в спорте. Для них подойдет парашютная система с классическим
«крылом» либо с переходным основным куполом с небольшой загрузкой. С такой системой можно прыгать, даже если между прыжками случаются большие перерывы (несколько месяцев), поскольку она не требует особых навыков в управлении и позволяет приземляться в нужном месте.
Если же вы хотите получать удовольствие от управления куполом, следует более основательно подходить к выбору системы.
Общие рекомендации по приобретению парашютной системы таковы. Почти все парашютисты меня- ют одни парашютные системы на другие, при этом чем сложнее система, тем реже ее меняют. Поэтому на свою первую систему не стоит сильно тратиться, так как на ней, скорее всего, будет сделано не больше 50—100 прыжков. Можно приобрести ранец подходящих размеров, не обращая внимания на эстетику, а также подобрать недорогой купол, с которым уже совершено приблизительно 500 прыжков.
Главное, чтобы комплектующие системы отвечали требованиям безопасности, — перед приобретением всегда следует консультироваться с лицом, отвечающим за безопасность в организации, в которой вы собираетесь прыгать.
Если же на системе планируется сделать более 200 прыжков, то можно уже шить на заказ ранец нужных размеров и цвета, подбирать основной купол поновее (не более 200—300 прыжков).
При выборе отечественных или зарубежных комплектующих парашютной системы надо учитывать отношение к ним руководства авиационных организаций. Например, современные отечественные купола и ранцы не имеют сертификата качества (из-за отсутствия порядка такой сертификации). Из-за этого, например, многие отечественные парашюты запрещены к эксплуатации в аэроклубах РОСТО, хотя они ничем не хуже (даже намного лучше) разрешенных отечественных моделей (ПО-16).
Ресурс некоторых комплектующих парашютных систем определяется количеством применений и сроком службы. Например, изделия Ивановского завода «Полет» имеют календарный ресурс 10 лет, после чего их следует списывать. Срок службы продукции НПП «Звезда» — 5 лет, далее возможно продление в зависи- мости от состояния. Ограничений сроков службы иностранных куполов и ранцев в России нет, хотя фирма Performance Designs определяет срок службы своих запасных парашютов 15 лет, по истечении которых ежегодно проводится экспертиза состояния и определяется возможность его продления.
Еще одно замечание. Самые важные части парашютной системы — запасной парашют и подвесная система. Запасной парашют — это последний шанс парашютиста в случае возникновения каких-то про- блем. Подвесная система связывает парашютиста с парашютом, и, если она повреждена, парашютист может оказаться в воздухе «без всего». Этим двум компонентам надо уделять особое внимание.
Экономя на них, парашютист экономит на собственной безопасности. Например, в США, признанном законодателе мод в парашютном спорте, сертифицируются запасные парашюты и подвесные системы с ранцами, а основные парашюты сертификации не подлежат.
ОСНОВНОЙ ПАРАШЮТ
По тому, -как парашютисты управляют куполом, их можно поделить на две категории. Первым доставляет удовольствие просто «парить» под куполом, не делая резких маневров с сильной потерей высоты, чтобы летать подольше. Эти парашютисты не совершают разгонных приемов при посадке — им достаточно просто уметь безопасно приземлять парашют. Вторые желают получить максимальное удовольствие от пилотирования купола, его скорости, эстетическое удовлетворение от четких маневров и красивых пролетов на приземлении.
Для первой категории годится либо классическая техника (точностные парашюты — Parafoil, Хит,
Мальва), либо, если их не устраивает большой вес и маленькая скорость, — скоростные прямоугольные или полуэллиптические парашюты с загрузкой 1,2—1,4. Такие купола довольно легкие и компактные в уложенном виде, достаточно быстры для дохода до площадки против ветра при неудачной выброске и относительно просты в управлении (Spectre, Omega, Triathlon).
Для второй категории необходимо осваивать приемы пилотирования и постепенно, по мере повыше- ния мастерства, переходить на более продвинутые типы куполов, увеличивать загрузку, не забывая tipn этом о безопасности (о пилотировании скоростных парашютов рассказывается в разделе «Управление парашютом»). В этом случае подойдут относительно небольшие семи- или девятисекционные прямоугольные, полуэллиптические или эллиптические купола, в зависимости от опыта. Загрузка также должна соответствовать опыту. Рекомендуемые модели куполов: Safire, Sabre-2, Sentry, любые эллиптические (кроме Action, который имеет особенности управления).
При выборе купола следует знать отличия отечественных и иностранных образцов. Иностранные парашюты, как правило, более качественно изготовлены, меньше дешевеют со временем и медленнее изнашиваются. Отечественные купола значительно дешевле и стоят столько же, сколько не сильно подержанные иностранные аналоги, некоторые модели по своим характеристикам мало уступают иностранным в своем классе. Чаще всего выгоднее приобрести бывший в употреблении зарубежный парашют, правда, не всегда удается подобрать желаемую модель необходимого размера и цвета. Если вы не ограничены в средствах, можно сшить на заказ отечественный или импортный купол.
Главное при выборе парашютной системы — не поддаваться рекламным призывам, не торопиться.
Оста- навливаться на каком-то из вариантов следует, только проконсультировавшись с несколькими авторитетными специалистами.
ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ
Выбор запасного парашюта не особо сложен. Все современные запаски делятся на три вида:
• «крылья»;
• круглые;
• ПЗ-81.
Практически все запаски-«крыло» состоят из семи секций, изготовлены из ткани с низкой воздухопроницаемостью F-111 (или аналогичной) и почти одинаково укладываются. У некоторых старых моделей было пять или девять секций, но сегодня такие модели не производятся, так как пятисекционный купол имеет слишком малое аэродинамическое качество, а девяти-секционный недостаточно стабилен. Исключение — девятисекционный «Резерв» Ивановского завода «Полет». При выборе импортной запаски-«крыла» нужно руководствоваться датой изготовления (не стоит приобретать запаску, возраст которой приближается к пятнадцати годам), количеством применений (не желательно, чтобы оно превышало 10). При равной площади запаски-«крыло» отличаются укладочным объемом. Конструктивные особенности запаски — отделяемый вытяжной парашют с камерой, широкая стренга, скользящая резиновая сота на камере (кроме К-15), укладка строп без резиновых сот — повышают уровень надежности раскрытия по сравнению с основным куполом. Импортные запасные парашюты-«крыло» обеспечивают высоту раскрытия 70 м, независимо от вида отказа — полного или частичного. Девятисекционный «Резерв» Ивановского завода «Полет», замет-но отличающийся от других запасок-«крыло» конструкцией и укладкой, имеет высоту раскрытия 150 м. Его покупают обычно из соображений экономии.
Круглые запасные парашюты (например, LoPo) в спортивных системах почти не используются — они стоят на некоторых не совсем новых студенческих системах. Их особенности: невозможность совместной работы запасного и основного «крыла», нетребовательность к уровню подготовки парашютиста, нулевая или небольшая горизонтальная скорость.
Круглые запаски в отдельном ранце переднего рас? положения, предназначенные для использования совместно с круглым основным парашютом (Д-6, Д-1-5У, Т-4 и т.п.), а также ПО-16, как правило, являются собственностью авиационных организаций и предоставляются в аренду начинающим парашютистам.
ПЗ-81 — треугольная запаска, так называемое од -нооболочковое «крыло» (рис. 79). Ее особенности:
Рис. 79. ПЗ-81
высота раскрытия 150 м, неотделяемый вытяжной парашют (при возникновении дуги парашют не сможет работать), невысокая требовательность к уровню подготовки парашютиста. Еще одна особенность — бескамерная укладка, благодаря которой ПЗ-81 издавна любима куполыциками: эта запаска может наполняться из «вязанки» (когда парашютисты обмотаны куполами). Подробнее ПЗ-81 описана в разделе «Технические характеристики парашютов». Стоимость этой запаски порядка 200 долларов.
Итак, если позволяют средства, стоит приобретать новую запаску-«крыло» производства США,
Германии, Франции. Ее размер должен соответствовать вашему опыту и массе. Расходы при этом будут около $1000. Минимальными средствами (порядка $200) можно обойтись, если приобрести подержанную ПЗ-81, не забыв при этом обратить внимание на дату изготовления. Ее календарный ресурс — 12 лет, по истечении этого срока парашют не допускается к эксплуатации.
РАНЕЦ
Подобрать подержанный ранец сложнее: надо, чтобы он подходил по размерам подвесной системы, контейнеров основного и запасного парашютов, удовлетворял расцветкой. Некоторые отечественные ранцы мало уступают зарубежным в конструктивном отношении и при этом сильно выигрывают в цене
(рис. 80). Разброс цен достаточно велик, но, как правило, цена соответствует качеству. Отечественные ранцы стоят $300—900, иностранные — 1200—2000. Самые дешевые отечественные ранцы
Ивановского завода «Полет», конструкция и качество которых вызывают немало нареканий.
Рис. 80. Отечественные ранцы (слева направо): Retal-M (НПП «Звезда», Томилино), Комфорт (завод
«Полет», Иваново), Status-4 («ПараЗона», Москва)
Наиболее популярными отечественными ранцами являются Status и Spirit. При разработке и производстве ранцев Status-4 и Status-Pro фирмы «ПараЗона» наибольшее внимание уделяется безопасности, при этом не забывают о комфорте и эстетике. Фирма Paraavis изготовляет ранцы Spirit-
Micro и Element, используя самые модные детали и дизайн. НПП «Звезда» производит недорогие ранцы
Retal, стараясь не сильно уступать в качестве.
Из иностранных ранцев самые популярные Javelin фирмы Sun Path и Mirage от Mirage Systems.
Javelin имеет простую и надежную конструкцию, очень аккуратно выглядит, подходит для любых прыжков. Mirage тоже выполнен в современном дизайне и весьма безо- пасен. Некоторое время назад очень популярны на Западе были ранцы Racer фирмы Jump Shack, сейчас — гораздо меньше. Они считаются самыми безопасными благодаря некоторым конструктивным особенностям — например, двухшпилечная зачековка запасного парашюта с внешним расположением вытяжного парашюта и очень мягкие клапаны контейнеров, практически исключающие какие-либо зацепы, раскрывающийся конвертом контейнер основного и другие (к сожалению, эти особенности не украшают ранец, впрочем, это — дело вкуса).
Заказывая ранец, следует обращать внимание на следующие опции, часть которых влияет на безопасность при некоторых видах прыжков, другие — несут чисто эстетическую нагрузку.
Коллапсирующий (складной) вытяжной парашют нужен почти всегда, так как большинство современных парашютов летают со скоростью более 10 м/с.
Подвесная система с кольцами дает парашютисту больше свободы движений, что важно для некоторых дисциплин. Хотя и подвеска без колец не создает никаких проблем. В целом можно считать преимущество подвесной системы с кольцами в значительной мере психологическим. Существует несколько вариантов установки колец — в зависимости от предполагаемого вида прыжков (групповая акробатика или freefly). Чаще всего устанавливают два кольца (на бедрах) для крепления ножных обхватов и реже четыре кольца (на бедрах и груди) — для достижения максимальной гибкости (рис. 81).
•
Свободные концы могут быть различной длины — стандартной и уменьшенной (на несколько сантиметров). В большинстве случаев стандартная длина оптимальна, но некоторым парашютистам небольшого роста с короткими руками бывает сложно дотягивать-
Рис. 81. Подвесная система: а — без колец, б — с четырьмя кольцами ся до клевант, поэтому им лучше заказать короткие свободные концы.
Грудная перемычка может иметь разную длину и ширину. Длина грудной перемычки важна для спортсменов, занимающихся прыжками на точность приземления и пилотированием. Длинная грудная перемычка, ослабляемая после раскрытия парашюта, позволяет куполу принять более ровную форму.
Ширина грудной перемычки — дело вкуса. Кто-то считает более удобной широкую, кто-то — наоборот.
Подушка ПЗ, мягкое кольцо — опция, важная для фрифлаистов, куполыциков. По сравнению с металлическим кольцом вероятность случайно вытащить эти приспособления при контакте парашютистов гораздо меньше.
Петли управления со шпильками требуются на некоторых парашютах с узкими кольцами слайдера, чтобы предотвратить саморасчековку клевант при опускании слайдера на свободные концы.
Такие опции, как прошитая спинка, кожаный мячик на медузе, блестящая металлическая фурнитура из нержавейки и т.п., — это уже чисто эстетические моменты, которые зачастую стоят дорого, но на безопасность, практичность и функциональность не влияют.
СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР
Отличия приборов подробно описаны в разделе «Страхующие приборы». Основным критерием выбора являются цена прибора и его эксплуатации, а также планируемые виды прыжков.
Cypres, Vigil, Astra подходят для любых видов прыжков и хорошо справляются со своей задачей, требуя к себе минимального внимания. Их слабая сторона —-высокая цена. Cypres наиболее распространен и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Vigil появился недавно и еще страдает
«детскими болезнями», поэтому отношение к нему неоднозначное. Основное неудобство прибора Astra
— внешняя установка пульта управления.
ППК-У значительно дешевле электронных приборов, но менее надежен и пригоден не для всех видов прыжков, например, с ППК-У запрещается прыгать на freefly. К тому же если производить все положенные регламентные работы, эксплуатация ППК-У выйдет не такой уж дешевой. Стоимость самого прибора низкая только при покупке различными «окольными» путями, заводская же цена составляет около 65% от цены Cypres.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРАШЮТНОЙ ТЕХНИКИ
Грамотная эксплуатация парашюта продлит срок его надежной работы. В хороших руках современный купол может прослужить тысячу прыжков и больше, в, плохих — превратится в хлам за сотню прыжков.
Некоторые детали парашютных систем являются расходными материалами, то есть относительно быстро выходят из строя и нуждаются в периодической замене. К ним относятся: резиновые соты и ранцевые резины, петли зачековки ранца, некоторые люверсы, липучка. Другие детали замене не подлежат. Третьи — могут не меняться никогда (купол, ленты подвесной системы), их следует беречь больше всего.
КУПОЛА
Перкалевые парашюты больше всего боятся сырости (читай — плесени). Если парашют намок, необходимо сразу же позаботиться о его просушке.
Синтетические материалы (различные капроны, из. которых шьется большинство современных куполов) хуже впитывают влагу, но могут пострадать от долгого пребывания на солнечном свете. От облучения ультрафиолетом ткань выцветает и теряет прочность. Так же сильно капрон боится ожогов
— например, из-за трения взаимодействующих частей парашютной системы в процессе раскрытия. При укладке парашюта следует устранять возможность трения деталей. Там, где трение неизбежно, синтетические детали парашютов защищают хлопчатобумажными накладками.
Отличия капрона от хлопчатобумажных тканей
Внешние отличия: На ощупь капрон более скользкий, на вид — более блестящий.
Вес и компактность. Имея большую прочность, капрон тоньше, а значит, легче и в уложенном виде занимает меньший объем.
Аэродинамика. Капрон более скользкий и, следовательно, обтекаемый. Для скоростных характеристик современных парашютов это свойство очень важно:
Условия хранения и эксплуатации. Капрон больше всего боится прямых солнечных лучей — от них он выгорает и становится хрупким. Хлопчатобумажные ткани боятся сырости, они плесневеют и от этого ветшают и теряют прочность. Капрон имеет низкую температуру плавления. Например, если в процессе раскрытия не вполне грамотно уложенного (или сконструированного) парашюта какая-либо стропа с большой скоростью скользит по капроновой ткани, последняя, скорее всего, прожжется насквозь. Во избежание этого в местах взаимодействия частей парашюта капрон обычно прикрывается хлопчатобумажными накладками.