Файл: Дипломная работа Метод тестирования как средство педагогического контроля обученности старшеклассников оглавление.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью проведения формирующего эксперимента стала проверка на практике состоятельности и эффективности метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников. Проведение формирующего эксперимента шло на основе выявления динамики основных параметров качества обученности методами математической статистики.
Данная технология, прошла на данном этапе проверку в учебных группах в сочетании с контролем, предусмотренным учебными планами и программами образовательного учреждения. Существенным различием между контрольной и экспериментальной группами стало изменение характера и организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников за счет реализации метода тестирования как средства педагогического контроля.
Для нашего исследования мы использовали тестовую методику по основным предметам, цель которой:
1.Получение объективной информации по усвоению учащихся ЗУН.
2.Выяснение возникающих трудностей, устранение пробелов в знаниях.
3.Подготовка к ЕГЭ
Основные задачи:
1.Обучающая
2.Развивающая
3.Контролирующая
4.Воспитывающая
По целям использования выделили следующие группы тестов:
- Определяющий, предназначенный для оценки начальных способностей (применяется в начале года или четверти), несложный, охватывающий небольшой диапазон знаний;
- Формирующий. Используется за контролем процесса обучения, затрагивает ограниченный сегмент обучения, оцениваются результаты изучения определённой главы или раздела;
- Диагностический, предназначенный для определения трудностей обучения, фокусируется на распространённых ошибках учащихся, чётко ожидаемых результатах обучения, имеет очень невысокий уровень сложности;
- Суммирующий. Данный тест разрабатывается для оценки широкого диапазона результатов обучения, определяет степень достижений, содержит более сложные вопросы.
Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это определяющий, диагностический и суммирующий.
Принципы, на основе которых составляются тесты:
- познавательность;
- разноуровневость изучаемого материала:
1 уровень – репродуктивный;
2 – аналитический;
3 – творческий;
-успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик;
- логичность и последовательность;
- многовариантность
- полнота и всесторонность подачи материала.
Как правило, ребята при использовании тестовой методики работают более заинтересованно и продуктивно, чем на уроке: создаётся некая атмосфера доверия, ситуация успеха.
Работу с обучающимися строили по-разному в зависимости от уровня учебных возможностей группы и сложности учебного материала. Это были и повторение учебной темы перед самостоятельной работой, и коллективная работа с комментарием последовательности выполнения. Тесты позволяют наладить самоконтроль – самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.
Работа с тестами заметно улучшает образовательный процесс и может считаться способом удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, так как:
1.Предоставляет возможность обучающимся работать в своём темпе, на своём уровне сложности
2.Создаёт каждому обучающемуся ситуацию успеха
3.Позволяет приобрести опыт работы с тестами
4.Является залогом успешной подготовки к ЕГЭ
5.Даёт возможность обучающимся прогнозировать своё будущее
Для учителя применение тестовой методики– это:
-способ повышения качества обученности по предмету;
-средство осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
-возможность повышения квалификации.
С целью выявления степени влияния метода тестирования как средства педагогического контроля обученности по окончании формирующего эксперимента нами было проведено исследование динамики качества обученности. Полученные данные сравнивались в дальнейшем с показателями, полученными на констатирующем этапе эксперимента, что позволило не только выявить динамику отдельных показателей качества обученности, но и спрогнозировать возможности метода тестирования как средства педагогического контроля в целом.
2.2 Анализ результатов исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для сравнительного анализа соответствия полученных результатов поставленным целям учебно-познавательной деятельности до и после проведения формирующего эксперимента нами было проведено анкетирование школьников и итоговое тестирование. Были получены и проанализированы следующие данные: в контрольной группе – 78,9 средний балл от общих 150 баллов и экспериментальной группе 79,4 средний балл. Соответственно это составляет 52,6 % и 52,9 %. Полученные данные с учетом анализа их с применением аппарата математической статистики могут быть представлены в виде таблицы 2.
Чтобы дать оценку эффективности метода тестирования как средства педагогического контроля после завершения эксперимента, было проведено повторное анкетирование школьников контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 2
Сравнительный анализ исходного уровня обученности в контрольной и экспериментальной группах
Группа | | | , % |
Контрольная группа | 78,9 1,7628 | 13,65462884 | 1,762805004 |
Экспериментальная группа | 79,4 1,7104 | 13,24885739 | 1,710420135 |
В результате эксперимента произошло перераспределение школьников по уровням обученности (рисунок 2).
Рис. 2 Распределение старшеклассников контрольной и экспериментальной групп по уровням обученности в начале и конце эксперимента
Количество старшеклассников, находящихся на низком уровне обученности контрольной и экспериментальной групп соответственно – 78% и 53%, на среднем уровне – 20% и 43%, на высоком уровне обученности также произошло увеличение и в контрольной и в экспериментальной группах – 2% и 4%, однако, в экспериментальной группе увеличение произошло в 2,15 раза, а в контрольной только в 1,1.
Результаты применение аппарата математической статистики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика обученности школьников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Группа | | Динамика | | , % |
КГ | 82,3 1,77801 | 3,4 | 13,77663078 | 16,7463097 |
ЭГ | 91,3 1,71042 | 11,9 | 13,24885739 | 20,853441 |
Для нашего исследования качество приобретенных знаний, умений и навыков является существенной характеристикой обученности. В этой связи мы рассматриваем качество приобретенных знаний, умений и навыков как показатель качества обученности в целом и для его выявления были предложены комплексные диагностические тесты с заданиями различных уровней. Кроме того, был проведен комплекс контрольных мероприятий на выявление параметров качества обученности старшеклассников: правильность ( ), систематичность ( ), полнота ( ), глубина ( ), гибкость ( ), оперативность ( ) и прочность знаний. Применение аппарата математической статистики позволяет проанализировать и сопоставить данные исследования качества приобретенных знаний, умений и навыков, полученные на начальном, а затем на завершающем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ качества обученности старшеклассников в начале и конце эксперимента, динамика обученности
Коэф. | Гр. | В начале эксперимента | В конце эксперимента | Динам. | Кр. Стьюд | |||||||
Ср.зн. δ ν,% | Ср.зн. δ ,% | |||||||||||
| КГ | 0,59 0,05 | 0,172 | 30 | 0,71 0,04 | 0,17 | 23,9 | 20,3 | 2,66 | |||
ЭГ | 0,58 0,04 | 0,179 | 29,5 | 0,79 0,04 | 0,15 | 19,5 | 36,2 | |||||
| КГ | 0,65 0,04 | 0,18 | 26 | 0,73 0,04 | 0,17 | 22,7 | 12,3 | 2,29 | |||
ЭГ | 0,65 0,05 | 0,17 | 27,6 | 0,8 0,03 | 0,14 | 17,3 | 23,1 | |||||
| КГ | 0,52 0,06 | 0,23 | 43,6 | 0,59 0,05 | 0,2 | 33,5 | 13,5 | 2,69 | |||
ЭГ | 0,52 0,06 | 0,22 | 43,4 | 0,69 0,05 | 0,19 | 28,0 | 32,7 | |||||
| КГ | 0,54 0,05 | 0,23 | 28,5 | 0,74 0,05 | 0,24 | 25,5 | 33,4 | 2,67 | |||
ЭГ | 0,56 0,05 | 0,24 | 29,5 | 0,78 0,05 | 0,25 | 24,9 | 37,8 | |||||
| КГ | 0,55 0,05 | 0,18 | 28,5 | 0,72 0,05 | 0,20 | 24,8 | 28,4 | 2,34 | |||
ЭГ | 0,57 0,06 | 0,19 | 29,2 | 0,78 0,04 | 0,22 | 23,6 | 30,1 | |||||
| КГ | 0,54 0,05 | 0,21 | 23,6 | 0,79 0,04 | 0,23 | 20,6 | 23,6 | 2,60 | |||
ЭГ | 0,54 0,05 | 0,23 | 23,8 | 0,8 0,03 | 0,25 | 19,8 | 24,8 | |||||
Коэф. Проч. | КГ | - | - | - | 0,88 0,02 | 0,08 | 9,0 | - | 2,91 | |||
ЭГ | - | - | - | 0,92 0,02 | 0,06 | 6,8 | - |