Файл: Занятие Методика изучения курса математики в старших классах средней школы (1011 классы). Блоки алгебра, начала анализа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1.1. Методика изучения курса математики в старших классах средней школы (10-11 классы). Блоки: алгебра, начала анализа.
Задания:
-
Предмет методики преподавания математики. Цели обучения математике. Стандарт среднего математического образования.
ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Слово методика в переводе с древнегреческого означает способ познания, путь исследования. Метод – это путь достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи.
Существуют разные точки зрения на содержание понятия методика. Приведем несколько определений:
-
методика преподавания математики – наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп и способностей;
-
методика обучения математике – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения математике. Она изучает и исследует процесс обучения математике в целях повышения его эффективности и качества. Методика обучения математике рассматривает вопрос о том, как надо преподавать математику;
-
методика преподавания математики – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определенном уровне ее развития в соответствии с целями обучения подрастающего поколения, поставленными обществом. Методика обучения математике призвана исследовать проблемы математического образования, обучения математике и математического воспитания.
Цель методики обучения математике заключается в исследовании основных компонентов системы обучения математике в школе и связей между ними. Под основными компонентами понимают цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике.
Предметом методики обучения математике являются цели и содержание математического образования, методы, средства и формы обучения математике.
На функционирование системы обучения математике оказывает влияние ряд факторов: общие цели образования, гуманизация и гуманитаризация образования, развитие математики как науки, прикладная и практическая направленность математики, новые образовательные идеи и технологии, результаты исследований в психологии, дидактике, логике и т. д.
Основными задачами методики преподавания математики являются:
-
определение конкретных целей изучения математики по классам, темам, урокам; -
отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся; -
разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей; -
выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя математики.
Методика преподавания математики призвана дать ответы на три вопроса: зачем надо учить математике? Что надо изучать? Как надо обучать математике?
-
Содержание школьного курса математики. Анализ школьных программ по математике. Школьные учебники.
Содержание школьного курса математики определяется Программами для средней школы. Программа является основным документом, которым руководствуется учитель в своей работе. На её основе осуществляется тематическое и поурочное планирование процесса обучения.
Ядро школьного математического образования составляют следующие содержательные линии:
-
Числа и вычисления. -
Выражения и их преобразования. -
Уравнения и неравенства. -
Функции. -
Геометрические фигуры и тела, их свойства. Измерение геометрических величин. -
Начала математического анализа.
Наряду с содержательными линиями можно выделить методологические линии, в которых содержание прослеживается с точки зрения развития общих методологических понятий и идей, а именно: математические методы и приёмы рассуждений; математический язык; математика и внешний мир; история математики.
В связи с развитием науки и техники, с изменением потребностей общества содержание школьной математики расширяется. Так в последние годы в новых учебниках нашли отражение элементы математического моделирования, некоторые вопросы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики. Как же обеспечить качественное усвоение материала, если время, отведённое на изучение математики, остаётся неизменным или даже сокращается? Это достигается, прежде всего, за счёт совершенствования методов и средств обучения, а также за счёт генерализации (обобщения) изучаемых понятий и фактов.
Программа по математике имеет 3 раздела.
Первый раздел – «Объяснительная записка».
В ней раскрывается роль математики в современном мире, формулируются цели и задачи обучения математике, излагается структура школьного курса математики.
Систематическое изучение математики начинается с 5-ого класса и продолжается до окончания школы. Выделяется две ступени обучения: основная школа (5-9-й класс) и старшая школа (10-11-й класс). В 5-6-ых классах учебный предмет называется «Математика», с 7-го класса – «Алгебра» и «Геометрия», с 10-го класса – «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». В объяснительной записке сформулированы цели изучения каждого предмета.
Второй раздел – «Требования к математической подготовке учащихся».
По каждой из содержательных линий здесь перечислены основные умения, которыми должны овладеть школьники. Например, по линии «Выражения и их преобразования» для основной школы в Программе выдвигаются следующие требования:
«В результате изучения курса математики учащиеся должны:
-
правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»; -
составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать одни переменные через другие; -
выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями, многочленами, алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращённого умножения; -
выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни».
Третий раздел – «Содержание обучения».
В этом разделе задаётся минимальный объем знаний, обязательных для изучения в школе. Содержание излагается в соответствии со ступенями обучения и содержательными линиями. В старшем звене перечень знаний приводится в соответствии с количеством часов изучения математики в неделю. В последние годы в программе появился четвёртый раздел: «Тематическое планирование». Он ориентирован на основные действующие учебники. Здесь содержание излагается в том порядке, который принят в конкретном учебнике, то есть не по содержательным линиям, а по темам. По каждой теме указывается количество часов, отведённых на её изучение.
-
Дидактические принципы обучения и особенности их реализации в обучении математике.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения – это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса.
Дидактические принципы обучения математике представляют по существу совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике: принцип научности; принцип воспитания; принцип наглядности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип прочности усвоения знаний; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип учета возрастных особенностей; принцип индивидуализации обучения; принцип воспитывающего обучения. В основу концепции математического образования сегодня положены следующие принципы:
-
научности в обучении математике; -
сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике; -
доступности в обучении математике; -
наглядности в обучении математике; -
всеобщность и непрерывность математического образования на всех ступенях средней школы; -
преемственность и перспективность содержания образования, организационных форм и методов обучения; -
систематичности и последовательности; -
системности математических знаний; -
дифференциация и индивидуализация математического образования, создание таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения математики; -
гуманизация математического образования; -
усиление воспитательной функции обучения математике; -
практической направленности обучения математике; -
применения альтернативного учебно-методического обеспечения; -
компьютеризации обучения и т.д.
-
Научные методы в обучении математике. Наблюдение, опыт, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
В обучении математике используются общедидактические методы, разработанные в специфических условиях преподавания данной дисциплины. Основой многих из них являются научные методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, наблюдение и опыт (эксперимент), сравнение, аналогия.
Так как процесс изучения математики в школе неотделим от процесса ее преподавания, то нам предстоит изучить научные методы исследования и выявить их место и значение в обучении математике.
Противоречие заключается между необходимостью правильного выбора научных методов обучения математики и их стихийного применения в процессе обучения на уроках математики.
Проблема: какие научные методы необходимо использовать на уроках математики?
Объект исследования: методы обучения математике.
Предмет исследования: научные методы в обучении математике.
Противоречие и проблема исследования позволили сформировать цель исследования.
-
Сравнение и аналогия в обучении математике.
Сравнение и аналогия - логические приемы мышления, используемые как в научных исследованиях, так и в обучении.
С помощью сравнения выявляется сходство и различие сравниваемых предметов, то есть наличие у них общих и не общих (различных) свойств.
Например, сравнение треугольника и четырехугольника раскрывает их общие свойства: наличие сторон, вершин, углов, столько же вершин и углов, сколько сторон, а также различие: у треугольника три вершины (стороны), у четырехугольника - четыре. Сравнение обыкновенных и алгебраических дробей выявляет их сходство: наличие числителя и знаменателя, отсутствие значения, когда знаменатель обращается в нуль, и т. д., - и различие: в одном случае числитель и знаменатель - числа, в другом - алгебраические выражения.
Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия:
-
сравниваемые понятия однородны -
сравнение осуществляется по таким признакам, которые имеют существенное значение.
-
Математические понятия (содержание, объем, определения понятия, классификация).
Примеры математических понятий: число, фигура, прямая, угол, треугольник,
пирамида и др.
Основные логические характеристики понятия – содержание и объем.
Содержание понятия – это множество всех существенных признаков данного
понятия. Например, содержанием понятия «куб» является следующие признаки: 6 граней, являющихся равными квадратами, противоположные грани параллельны, 8 вершин, все плоские углы при которых – прямые, 12 ребер.
Объем понятия – множество объектов, к которым применимо данное понятие.
Например, объем понятия «куб» – это все кубы, о которых шла речь или не шла, вне зависимости, мы видели или не видели.
-
Методика введения и формирования математических понятий. Примеры.
Например, рассмотрим понятие «параллелограмм». В объем понятия входят все виды параллелограмма, в том числе ромб, прямоугольник, квадрат. Содержанием являются признаки параллелограмма: выпуклый четырехугольник, параллельность противоположных сторон, и др. Добавим новый признак – равенство всех углов – т.е. расширим содержание данного понятия. Тогда объем уменьшится, теперь мы имеем дело с прямоугольниками, т.е. с частью параллелограммов.
Если объем некоторого понятия целиком входит в объем другого понятия, то первое понятие называется видовым по отношению ко второму, а второе – родовым. Например, понятие «параллелограмм» является родовым по отношению к понятию «ромб». Но, в то же время, оно является видовым по отношению понятия «четырехугольник».
Заключительным этапом в формировании понятия является его определение. Сформировать понятие – значит раскрыть его содержание в той мере