Файл: Занятие Методика изучения курса математики в старших классах средней школы (1011 классы). Блоки алгебра, начала анализа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) Устное фронтальное решение задач. б) Письменное решение задач с записью на классной доске, в) Письменное самостоятельное решение задач
г) Комментирование решения математических задач
При обучении математике задачи играют большое значение. Велика роль задач в развитии лог мышления уч-ся, формирования практических навыков применения математики, формирования диалектико-материалистического мировоззрения. При обучении математике задачи имеют большое и многостороннее значение: образовательное, практическое, воспитательное. Они являются основным средством развития пространственного воображения, алгоритмического мышления, эвристического и творческого начала.
-
Основные этапы работы над задачей в школьном курсе математики. Показать их реализацию на конкретном примере.
Этапа решения составных задач (схема Пойя):
усвоение содержания задачи (ознакомиться с условием и требованием задачи, при необходимости сделать чертеж или схему и обозначить на чертеже искомые величины, данные (если возможно); ввести иные подходящие обозначения.)
-
этап составления плана решения задачи, поиск решения, выявление хода решения (известна ли ученику аналогичная задача, составляя план решения, всегда следует задавать вопрос: все ли данные в задаче использованы, выявление неучтенных данных облегчает составление плана, можно применять систему подсказок)
-
этап реализации плана решения задач (план указывает лишь общий контур решения задачи. При реализации плана, т.е. осуществлении самого решения полезно следовать следующим советам: проверять каждый свой шаг, убеждаться, что он совершен правильно.
-
этап образно – называемый “взгляд назад”, т.е. анализа и проверки решения задач (можно отождествить с реализацией развивающей цели обучения)
Общее умение решать задачи складывается:
- из знаний о задачах, структуре задач, процессе решения и этапах решения, методах, способах и приемах решения;
- из умений выполнять каждый из этапов решения любым из приемов, помогающих решению.
При формировании у детей умения решать задачи определенных видов предметом изучения и основным содержанием обучения являются виды задач, способы и образцы решения задач конкретных видов. Необходимо формирование обоих типов умений. Это возможно при сочетании трех линий в содержании и организации деятельности учащихся:
-
накопление опыта решения разнообразных задач как с осознанием процесса и способа решения, так и без такого осознания, на интуитивной основе;
-
овладение компонентами общего умения решать задачи в специально организованной для этого деятельности;
-
выработка умения решать все виды простых задач
Обучение решению задач осуществляется по схеме: от накопления опыта решения разнообразных задач к обучению общим приемам и методам, а от них - к овладению способами решения конкретных видов задач.
-
Алгоритмы и правила в школьном курсе математики. Методика их изучения.
Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любых задач, принадлежащих определенному типу. С помощью алгоритма может выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий. Используя алгоритм можно всегда прийти к верному результату. Незнание алгоритма зачастую приводит к массе ошибок. Роль алгоритмических задач состоит в том, чтобы научить обучающихся важным алгоритмам и их применению, научить их действовать стандартно в соответствующих ситуациях. Ученик, хорошо усвоивший алгоритмы, может без труда использовать их при решении трудных задач.
Примеры.
Как работать с учебником математики.
-
найти задания по указанному оглавлению;
-
прочитать внимательно содержание;
-
провести необходимую запись выводов и доказательств в тетрадь;
-
повторить определения и формулировки вслух;
-
неясные вопросы выяснить сразу на уроке.
-
Организация обучения математике. Специфика урока математики. Требования к уроку. Типы уроков математики.
Чтобы каждый отдельный урок обладал интегративной функцией и целостными свойствами, необходимо, чтобы весь педагогический процесс функционировал как целостность. Таким образом, урок может быть значительно эффективнее, если он будет соответствовать высшему уровню своей целостности, а для этого ему необходимо обладать системными, целостными свойствами. Учебные программы по математике предусматривают решение определенных воспитательных задач. Для усиления воспитывающего влияния обучения учитель обязан тщательно анализировать воспитательные возможности математики и выделять воспитательную цель каждого урока.
В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения и прежде всего содержание урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и др. Специфика учебного предмета "математика" такова, что изложение математического материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике.
Выбор оптимальных методов обучения – одна из трудных методических задач. В педагогической литературе имеются рекомендации по выбору оптимальных методов обучения. Вот одна из таких рекомендаций:
Выбор метода не будет оптимальным, если он не удовлетворяет хотя бы одному из условий, от которых он зависит:
1) цель урока (обучающая, воспитывающая и развивающая);
2) особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер);
3) особенности учащихся класса (уровень развития мышления, уровень знаний, умений, сформированность навыков учебного труда уровень воспитанности учащихся и др.);
4) оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса и т.д.);
6) индивидуальные особенности учителя (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, его отношения с классом).
Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с организационными формами обучения каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом общие (работа со всем классом), групповые (звено, бригада и т.д.) и индивидуальные формы ее. Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
-
комбинированные (смешанные) -
изучения новых знаний -
формирование новых умений -
обобщение и систематизации изученного -
контроля и коррекции знаний, умений
-
Уроки – лекции, практикумы, семинары, консультации, зачеты …
Лекция (лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.
ПРА́КТИКУМ, практикума, муж. (от греч. praktikos - деятельный) (книжн., пед.). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу, преим. в высшем учебном заведении. Практикум в клинике. Лекции и практикум по политэкономии.
Семина́р (от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Консультация – это специальное занятие, которое проводит преподаватель по своему предмету с целью помочь учащимся в усвоении материала, подготовки к экзамену и т. п.
Зачёт – форма проверки знаний обучающихся в вузах и средних профессиональных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, колледжах).
-
Внеклассная и внешкольная работа по математике. Цели и формы внеклассной и внешкольной работы по математике.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель уроков все же состоит в обучении определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные и внешкольные формы занятий по математике. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширения или углубления фактических знаний по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс и т. д.
Ниже будет дана краткая характеристика тех форм внеклассной и внешкольной работы по математике, которые направлены в первую очередь на общее развитие учащихся. Поэтому вне рассмотрения останутся такие возможные формы работы, как, например, подготовка к вступительным экзаменам в вузы.
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы. Существуют разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Их можно систематизировать следующим образом: 1) внеклассная работа; 2) внешкольная работа; 3) заочная работа. Остановимся на их краткой характеристике.
-
Дифференциация и индивидуализация обучения математике.
Заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения школьников.
Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества вызывается:
-
стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей учащихся; -
заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном удовлетворении интересов личности; -
требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня специальной подготовки рабочих и инженеров; -
необходимостью дальнейшего совершенствования средней школы.
Следует отметить, что в условиях классно-урочной формы обучения уровень изложения материала, темп, рассчитанный на среднего ученика, не соответствуют познавательным возможностям учащихся с замедленным темпом усвоения и учащихся с хорошими способностями к изучению математики. Учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В связи с этим большого внимания заслуживают те средства, которые представляют возможность учащимся в условиях классно-урочной формы обучения проявлять свой опыт, свои способности.
В связи с проблемой совершенствования обучения в настоящее время все большее распространение получила дифференциация обучения на уроке. Это позволяет создавать оптимальные условия для проявления способностей и интересов учащихся в условиях коллективной работы.
Известно из психологии, что учащиеся отличаются своими задатками, типами памяти, темпом работы, мышлением, особенностями восприятия материала. Дифференциация обучения необходима при выборе методов, средств обучения в целях максимального развития всех учащихся.
В практике обучения появились различные формы дифференциации на уроке. Так, в последние годы получили применение самостоятельные работы по вариантам, которые отличаются по-своему содержанию сложностью и рассчитаны на разный уровень подготовленности учеников, уровень их самостоятельности.