Файл: Разработка урока по литературному чтению К. И. Чуковский. Телефон. Путаница. Инсценирование. Выставка книг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

ИМЕНИ А.Н.ЗОЗУЛИ»

Разработка урока

по литературному чтению

«К.И.Чуковский. Телефон.Путаница. Инсценирование. Выставка книг.»

1 класс

подготовила

Миненко Л.В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Луганск, 2019

Цели урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

- познакомить с отрывками из произведений «Телефон» и «Путаница»;

- формировать навыки литературного чтения;

- развивать связанную речь учащихся, образное мышление, воображение,

память и внимание;

- воспитывать чувство коллективизма и доброты.

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

- познакомить учащихся с отрывками из произведений К.Чуковского «Телефон» и «Путаница»;

- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;

- учить понимать юмор прочитанных произведений;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по

отрывкам и иллюстрациям;

- отрабатывать навыки выразительной речи, путём интонационных средств;

- закреплять умения детей читать стихотворения;

- совершенствовать творческие способности детей.

развивающие:

- развивать умение выделять главное, обобщать, логически рассуждать;

- развивать эмоциональные чувства учащихся;

- развивать внимание, память, кругозор;

- развивать образное мышление, слуховое восприятие, связную речь учащихся;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки, сотрудничества, умение

работать в группе и в паре;

- развивать дружелюбие в общении.

воспитательные:

- воспитывать интерес к отечественной литературе;

- прививать любовь к самостоятельному и выразительному чтению;

- воспитывать способность сопереживать, желание помогать;

- воспитывать чувство коллективизма и доброты.


Планируемые результаты:

личностные УУД:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- формировать способность к самооценке;

- развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

регулятивные УУД:

- учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу,

принимать её и осуществлять контроль по способу её решения;

- формировать навыки осознанного чтения;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника.

коммуникативные УУД:

- формировать умение договариваться при работе в паре, в группе;

- формировать умение приходить к общему решению в совместной

деятельности, учитывать разные мнения.

познавательные УУД:

- формировать умение отличать шутку от серьёзного;

- формировать умение выразительно читать стихотворный текст.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски животных,

карточки с заданиями для работы в группах, учебник «Азбука», В.Г.Горецкий,1 кл., ч. 2.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II.Артикуляционная, дыхательная и речевая разминка.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV.Постановка цели и задач урока. Самоопределение к учебной деятельности.

V.Актуализация знаний.

VI.Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

VII.Физкультминутка.

VIII.Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

IX.Рефлексия. Оценивание.

X.Итог урока.

Форма урока: в гостях у сказки.

Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок литературного чтения.

К нам пришли гости. Поприветствуйте их пожалуйста.

( уч-ся поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей )

Солнце доброе встаёт, Слайд 2

Светит к нам в окошко.

Значит с вами мы должны

Стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте,

Его друг другу передайте.

( уч-ся имитируют ловлю лучика руками и передают его друг дружке в руки )

- Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, т.к. сегодня на уроке литературного чтения мы отправляемся в гости к сказке. Сказки бывают народные, которые сочинил народ и авторские, которые придумал один человек – автор.



II.Артикуляционная, дыхательная и речевая разминка.

Учитель: Итак, в путь. Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком),

Слайд 3

потом на воздушном шаре (щёки надуть).

Наш шар вдруг лопнул (с-с-с). Мы быстро падаем, но для спасения успеваем быстро сказать хором скороговорку: « Сказка, сказка, сказочка – забавная рассказочка».

Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте попробуем его построить в виде чистоговорок.

Слайд 4

ИТ-ИТ-ИТ- добрый доктор… (Айболит)

ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ- злой разбойник… (Бармалей)

ЫР-ЫР-ЫР- любит воду… (Мойдодыр)

АН-АН-АН- рыжий и усатый… (Таракан)

ОН-ОН-ОН- у меня зазвонил… (Телефон)

ЦА-ЦА-ЦА- у зверей произошла … (Путаница)

Учитель: Молодцы, мостик прочный получился, мы выбрались из воды, но…

III. Мотивация учебной деятельности.

Что случилось? Вот беда!

Разлетелись все слова.

Вы названья соберите

И героев назовите.

- Работаем в группах. (дети образовали три группы)

-Вспомним правила работы в группе. ( дети называют вместе с учителем

правила, которые находятся на доске)

-Поиграем в игру «Кто есть кто?» Один из сегодняшних сказочных героев попросил меня передать для вас карточки с заданием, на которых надо понять кто есть кто из героев сказок и соединить их линиями. Слайд 5

1 ряд( 1 группа) 3 ряд (3 группа) 2 ряд( 2 группа)

Айболит Бармалей муха бабушка Мойдодыр таракан

разбойник доктор Федора Цокотуха Тараканище рукомойник

- Итак, начинаем. (уч-ся работают в группах и о готовности

показывают руками в «замочке») Слайд 5 +

- Проверяем, внимание на экран. (после ответа ответственного в группе на

экране появляются соединения)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему вы справились с заданием так быстро и

правильно?

Дети: -Знаем сказки и смогли быстро узнать героев.

- Работали дружно.

Учитель: У всех этих персонажей есть один папа, который их придумал,

автор сказок.

IV. Постановка цели и задач урока. амостоятельная постановка учащимися учебной задачи.

- Возьмите конверт с зелеными и белыми полосками. Соедините зеленую полоску - название сказки с белой полоской, на которой написано, чему она учит маленьких читателей.

Проверка + слайд.

Бармалей – слушаться родителей

Федорино горе – поддерживать порядок доме

Мойдодыр – следить за чистотой своего тела и


одежды

Муха-цокотуха – быть осторожным при выборе

друзей

Телефон -

- Что обнаружили? (нет полоски для произведения Телефон)

- Поставьте учебную задачу на урок. Что нам необходимо выяснить на уроке? (Прочитать «Телефон» и узнать, чему хотел научить нас Чуковский)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К.Чуковского, почитаем его произведение «Телефон».

Самоопределение к учебной деятельности.

( На экране появляется портрет Чуковского без фамилии) Слайд 6

Учитель: Чей это портрет?

Дети: Не знаем.

Учитель: А хотите узнать?

Дети: Хотим!

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?

Что хотим узнать?

Дети: Я хочу познакомиться с автором сегодняшних произведений.

Я хочу узнать какие произведения сегодня мы будем изучать?

Учитель: Чему будем учиться на этом уроке?

Дети: Будем продолжать учиться выразительно читать и отвечать на вопросы.

V. Актуализация знаний.

Учитель: А узнать писателя – автора сегодняшних произведений нам

поможет стихотворение Валентина Берестова, которое прочитает Данил.

Данил: Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых важных книг?

Учитель: Кто же догадался о ком это стихотворение?

Чей же это портрет?

Дети: Чуковский. Слайд 6+

( на слайде 6 появляется Ф.И О. писателя.)

Учитель: Правильно – автор сегодняшних произведений Корней Иванович

Чуковский. А почему он не читал этих сказок?

Дети: Потому, что он же сам их и написал.

VI. Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

  1. Рассказ учителя о писателе. Слайд 7

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети страны.

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский

Это его литературный псевдоним, т.е. ненастоящее имя, а настоящее его имя-

Николай Васильевич Корнейчуков.

Детским поэтом и сказочником Корней Чуковский стал случайно.

Однажды случилось так,что писателю пришлось ехать
Слайд 8

со своим маленьким сыном, который заболел,и у которого была высокая температура, в вагоне поезда. Чтобы мальчик не хныкал, отец стал рассказывать … «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…»

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть этот рассказ.

Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 9

А его маленькая дочка не хотела умываться и отец часто ей говорил:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появилась сказка «Мойдодыр».

Чуковский любил и животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц и насекомых.

  1. Знакомство с отрывком из сказки «Телефон».

Учитель: И сейчас давайте же узнаем с каким первым произведением

познакомимся. Для этого мы все вместе выполним задание, которое

называется «Прочитай скрытое слово по первым буквам» - с какой

буквы начинается название животного,и собираем из этих букв

слово – название сказки, ставя их по порядку слева направо.

(Дети называют название животного и первую букву, а учитель на доске открывает буквы.)

тигр енот лев ехидна фазан осёл носорог

Т Е Л Е Ф О Н

- И хором прочитаем название сказки. Три-четыре.

Дети: (хором) Телефон.

Учитель: На этом уроке мы познакомимся с отрывком из этой сказки, а

почти в конце 1 класса мы будем изучать всю эту сказку.

Сказку «Телефон» Корней Чуковский написал очень давно в 1944г.

Это 75 лет тому назад. Я предлагаю всем послушать отрывок из

этой сказки в исполнении самого автора.

(Прослушивание отрывка в записи .)

VII.Физкультминутка ( двигательная )

  1. Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, откройте учебник по закладке и переверните на следующую

страницу 96.

а) жужжащее чтение;

б) работа в парах; -Вспомним правила работы в паре.

Учитель: Найдите слова автора и слова слона.

(Ученики показали «замочки» руками)

в) выразительное чтение диалога;

Учитель: С какой интонацией читает автор?

Дети: Автор читает с вопросительной интонацией.

Учитель: А с какой интонацией читает слон?

Дети: Слон читает с интонацией просьбы.

Учитель: Представим, что в руках у нас телефоны. ( держим руку около уха)

Я читаю слова автора, а вы слова слона.

( Учитель и ученики читают диалог)

Учитель: Кто из вас желает в паре прочитать?

(Желающие дети 1-2 пары читают)

г) словарная работа и анализ прочитанного отрывка.