Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Несостоятельность (банкротство) юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обе названные особенности конкурсного производства введены законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.

Следующее мероприятие конкурсного производства - погашение требований кредиторов. Таковое построено на двух основных началах: очередности и соразмерности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена ст.134 Закона о несостоятельности. Так называемые текущие обязательства банкрота:

а) судебные расходы;

б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;

в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника бан­

кротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы подлежат погашению вне очереди.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Начало соразмерности расчетов сформулировано в п.3 ст.142 Закона о несостоятельности, согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

И, наконец, завершающим мероприятием, подлежащим реализации в отношении банкрота - юридического лица, выступает его ликвидация. Как говорит Закон, основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника является определение суда о завершении конкурсного производства. При этом конкурсный управляющий обязан в течение пяти дней с даты его получения представить текст определения в регистрирующий орган (соответствующий территориальный орган системы Федеральной налоговой службы РФ, на которую возложены функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а последний - в тот же срок с даты получения должен учинить запись о ликвидации. 15


2.6 Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., - вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Для утверждения сделки судом необходимо соблюсти и соответственно представить суду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается в том, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторов первой и второй очередей (п.1 ст.158 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)." Утверждение мирового соглашения производится судом в заседании, о дате и времени, проведения которого уведомляются все участники дела о банкротстве. При утверждении соглашения суд выносит определение об его утверждении, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировая сделка заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению п.4 ст.150 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)."

Поскольку мировое соглашение - это типичный гражданско-правовой договор, закон допускает возможность его расторжения, но только в отношении всех, а не отдельных кредиторов п.1 и 2 ст.164 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Основанием для расторжения мировой сделки по инициативе кредиторов может служить неисполнение или существенное нарушение условий соглашения, допущенное должником в отношении минимум одной четверти кредиторов, определяемой размером их требований. Инициатива о расторжении принимается во внимание только тогда, когда ее выражает та же четвертая часть кредиторов - участников сделки п.3 ст.164 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"


Заявление рассматривает тот же суд, который вел банкротное дело и утвердил ранее мировое соглашение.

Таким образом, Законодательством различаются следующие стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. На любой из указанных стадий, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение. Условия мирового соглашения могут быть совершенно различными, исходя из того компромисса, который достигли, заинтересованные лица: это может быть и рассрочка/отсрочка погашения долгов, и частичное прощение долга, и новация долгового обязательства в иное обязательство.

Решение о признании должника банкротом принимается только судом на основании отчетов арбитражного (конкурсного) управляющего и решений собраний кредиторов.

Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В качестве арбитражного управляющего на утверждение суда представляются три кандидатуры из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих (СРО). В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО).

Заключение

Таким образом, банкротство широко распространенная проблема, с которой сталкиваются в процессе деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица. Множество предпринимателей ежегодно подвергаются банкротству в нашей стране. На данный момент весьма актуальна помощь, оказываемая различными организациями лицам, столкнувшимися с данной проблемой.

В данной работе мною были изучены вопросы предупреждения несостоятельности и банкротства как способа сохранения правоспособности юридических лиц. Выявлены основные характеристики несостоятельности (банкротства), исследованы правовые возможности юридического лица при защите своих интересов.

Проанализирован Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве" в редакции Федерального закона от 30.12.2009 № 296-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.


В заключении подведу итог, Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве" банкротстве, обязал учредителей (участников, собственников имущества) организации-должника принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, осуществлять досудебную санацию (то есть меры по восстановлению платежеспособности организации-должника в целях предупреждения его банкротства), в том числе и путем предоставления организации-должнику необходимой финансовой помощи.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

2. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

3. Амиров А.С. Арбитражное право. - М.: Юридическая литература, 2005

4. Антикризисное управление. / Под ред.Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.: Изд-во "ПРИОР", 1998. - с.371.

5. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть. /Учебник - отв. ред. Г.А. Тосунян. - М.: Юристъ, 2001

6. Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. 1995. №3. С.25.

7. Докучаев Д.Н. Россия вступает в эпоху цивилизованных банкротств // Известия. 1998.28 февраля.

8. Дойников И.В. Коммерческое право РФ. - М.: Смарт, 2006

9. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций - М.: 2000.

10. Русак. Н.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования. - Минск: Высшэйм. шк., 1997. - с.105.

11. Степанов В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Великобритании, Германии. - М.: Статут, 1999.

12. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. - М.: Волтерс Клувер, 2004 - 377.

13. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. - М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1996. - с.210

14. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1996. С.418.

1 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

2 Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М,1996. С. 78.

3 Антикризисное управление./ Под ред Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. – с.13.

4 Русак. Н.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования. – Минск: Высшэйм. шк. , 1997. – с.105.

5 Теория и практика антикризисного управления / Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. - М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1996. – с. 10

6 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства, 2002., № 43., ст.4190.