Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации (Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование
1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации
2. Оценка деятельности потребительского общества
2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации
2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо
2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества
3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации
3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе
ВВЕДЕНИЕ
На фоне общеэкономического кризиса в России отмечается развитие некоторых отраслей хозяйствования и экономических систем, которые самостоятельно ищут пути выживания, сохранения своих позиций на рынке на основе использования даже небольших конкурентных преимуществ. К одной из многоотраслевых экономических систем относиться потребительская кооперация, также испытывающая значительные финансовые затруднения этапа реформирования экономических отношений.
Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (Часть первая) в общих чертах. Производственных - несколько детальнее, потребительских - совсем скудно. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах.
Сегодня мы испытываем сложности в законотворчестве и правоприменительной практике по проблемам кооперации потому, что у государства нет вполне ясной программы поддержки кооперативного сектора, четкого представления о направлениях его развития.
Во всем мире кооперативы выполняют большие социальные задачи. Они помогают бороться с нищетой, безработицей, создавая новые рабочие места, способствуют поднятию образовательного, культурного уровня своих членов, обеспечивают повышение жизненного уровня бедных слоев населения.
Пришло время и России сойти с обочины мирового кооперативного движения. Необходимо, чтобы и у нас как власть предержащие, так и общественность, средства массовой информации осознали, что подлинные кооперативы, использующие в своей деятельности выработанные 150 лет назад и живущие до сих пор принципы и ценности кооперативной демократии, способны внести свой весомый вклад в решение многих экономических и социальных проблем страны. Кооперативам, конечно, нужна поддержка государства так же, как и малому предпринимательству. Но еще больше им нужно, чтобы не мешали, не ставили палки в колеса, преграды на пути объединения людей в организации, основным девизом которых являются совместное участие и взаимопомощь, демократия и разумная экономическая выгода. По мере дальнейшего развития рыночных отношений и соблюдения классических кооперативных принципов будут формироваться необходимые условия, при которых потребительская кооперация станет для населения основной реальной формой удовлетворения своих экономических и культурных потребностей.
В центре внимания данной работы стало изучение потребительского кооператива как субъекта предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является внутренняя и внешняя среда Куженерского районного потребительского общества (Куженерское райпо).
Целью данной работы является изучение деятельности Куженерского райпо во взаимодействии с внутренней и внешней средой.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
- изучение современного состояния и проблем развития потребительской кооперации как в целом по стране, так и в Республике Марий Эл;
- оценка системы управления и среды деятельности Куженерского райпо;
- оценка позиций потребительской кооперации в регионе и перспектив ее развития;
- оценка работы Куженерского райпо, выявление резервов повышения эффективности деятельности с разработкой программы мероприятий.
Усиление позиций потребительской кооперации в конкурентной борьбе зависит от качества управления. В связи с этим крайне актуальной является проблема рассмотрения предприятия как объекта управления его внутренней и внешней средой. Поэтому в раскрытии темы работы приоритетным является подход к рассмотрению управления организацией с позиций наиболее эффективного использования человеческого потенциала, для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющимся окружении.
1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование
1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов
Общее понятие кооператива дано, например, в заявлении Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности (принято на Международном конгрессе, посвященном 100-летию МКА): кооперативы — это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. При этом под ассоциацией (объединением) людей имеются в виду объединение не только отдельных людей (физических лиц), но и групп людей — юридических лиц, наделяемых такими же правами как и индивидуальные члены. Вопрос членства — дело самого кооператива. Нормы о кооперативах в Гражданском кодексе следовало бы сосредоточить в разделе о юридических лицах и дать общее понятие кооператива и его отдельных разновидностей.1
Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (часть первая) в общих чертах. Производственных — несколько детальнее, потребительских — весьма лаконично. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах, а также в соответствии с Федеральным законом о введении в действие ГК РФ — законом о сельскохозяйственной кооперации [4]. Последний принят и введен в действие с 1 января 1996г.
Основное различие между закрепленными в ГК производственными и потребительскими кооперативами состоит не в том, что для одних извлечение прибыли — основная цель, а для других — нет, а в том, что производственные кооперативы изготовленный в результате совместного труда продукт (работу, услугу) продают на сторону, удовлетворяют потребности членов за счет полученной прибыли, а члены потребительских кооперативов сами являются потребителями изготовленных созданными кооперативом организациями или его обособленными подразделениями, либо приобретенных ими товаров, услуг, результатов работ.
Организация и деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ", который отменил действие на территории Российской Федерации Закона СССР "О кооперации в СССР" в части, относящейся ко всем потребительским кооперативам. Этот закон закрепил правовой статус только потребительских обществ и союзов, то есть кооперативов, действующих в сфере торговли, заготовок и т.п.
Таким образом, Кодекс различает лишь производственные кооперативы (артели) - коммерческие организации и потребительские кооперативы - некоммерческие организации, устанавливая при этом, что правовое положение производственных кооперативов определяется в соответствии с данным кодексом законами о производственных кооперативах, а потребительских кооперативов - законами о потребительских кооперативах.
Как справедливо отмечалось в литературе, проводимое ГК разделение кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские) достаточно условно (особенно, как нам кажется, в отношении сельскохозяйственной кооперации). Извлечение прибыли не является самоцелью в кооперативе любого вида. Прибыль есть средство для наиболее полного удовлетворения различных жизненных интересов членов кооператива (в некоторых дореволюционных работах по кооперации вообще отрицалась правомерность использования термина "прибыль" применительно к кооперативам).
Можно выделить временной ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность потребительской кооперации в различные периоды современных преобразований общества и экономики в России.
В 1992 году был принят первый Закон о потребительской кооперации России.
В 1994 году принятие Постановления Правительства Российской федерации «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» внесло значительные изменения в систему потребительской кооперации. Впервые отношения между органами власти и потребительской кооперацией стали строиться на основе соглашений, стал создаваться Фонд развития потребительской кооперации. Сегодня сложно представить развитие потребительской кооперации без возможности образования этого фонда.
Всего было принято более 30 государственных решений по поддержке потребительской кооперации: об освобождении от уплаты подоходного налога, о праве покупки у юридических лиц товаров за наличные до 5 млн. р., о привлечение заемных средств населения, об отнесении на издержки внутрихозяйственных отчислений и фонда подготовки кадров и др.
В 1995 году в специальном Федеральном законе задолженность потребительской кооперации по кредитам и начисленным процентам была переоформлена на внутренний и государственный долг, а в 1998 году согласно Закону «О Федеральном бюджете на 1998 год» погашение долга еще раз отсрочено до 1 декабря 2005 года.
В 1996 году Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» № 795 провозгласил поддержку потребительской кооперации одним из направлений государственной политики. Поддержка потребительской кооперации осуществлялась и по линии законодательной ветви власти: в Аграрном комитете Государственной Думы по предложению Центросоюза был создан подкомитет по вопросам потребительской кооперации.
В 1997 году был принят второй Закон о потребительской кооперации [2]. В нем особое внимание уделено пайщикам как основе потребительской кооперации. В нем закреплено обязательное заключение соглашений между органами исполнительной власти и организациями потребительской кооперации всех уровней. В законе заложено реформирование потребительской кооперации, повышение ответственности и укрепление исполнительной дисциплины, коренное изменение структуры распорядительно-представительных органов – Советов и исполнительных – Правлений.
Новым импульсом повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами стало принятие Правительством РФ Постановления «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (№ 24 от 7 января 1999 г.). Данным Постановлением предусматривается оказание поддержки организациями потребительской кооперации в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовителых пунктов.
При предоставлении отсрочек и рассрочек таможенных платежей по ввозимому в Российскую Федерацию технологическому оборудованию для производства пищевых продуктов в соответствии с Постановлением правительства РФ от 12.11.98г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ» будут рассматриваться и организации потребительской кооперации.
В числе хозяйствующих субъектов, освобожденных от применения контрольно-кассовых машин (при определенных обстоятельствах, оговоренных в постановлении Правительства РФ от 3.09.98г. № 1027), при продаже в сельской местности товаров через передвижную сеть, названа потребительская кооперация. Кроме того, продлен срок эксплуатации контрольно-кассовых машин (выпуск 1994 года) без фискальной памяти до 1 сентября 2000 года.
Заявлено о рассмотрении вопросов прав собственности организаций потребительской кооперации на колхозные рынки, переданные им безвозмездно в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 29.04.87 г. № 173 «О мерах по улучшению работы колхозных рынков и увеличению закупок сельскохозяйственной продукции у населения организациями потребительской кооперации».
Правительство РФ ориентирует органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на реализацию мер государственной поддержки потребительской кооперации, указанных в Постановлении от 24.01.94г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации РФ». Свидетельством поддержки кооперативного движения, отвечающего идеологии рыночных реформ является новое Постановление Правительства РФ от 7.01.99 г. «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». В нем предусмотрено выделение средств из фонда льготного кредитования, чтобы потребительская кооперация могла – часть деньгами, а часть товарами и услугами – проавансировать по договорам с населением поставки сельхозпродуктов.
Таким образом, для успешного функционирования и развития всей потребительской кооперации в целом и Куженерского райпо в частности существует уже сформированная законодательно-правовая база. В соответствии с данными актами организована и функционирует предпринимательская деятельность Куженерского райпо.