Файл: Реферат На тему Возрастная физиология Амирхаирова С. Б. Проверила Мукатаева Ж. М. г. Астана План.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евразийский Национальный университет им. Л.Н.Гумилева
Факультет Естественных наук
Кафедра Общая биология и Геномика
Реферат
На тему
Возрастная физиология
Выполнила: Амирхаирова С.Б.
Проверила: Мукатаева Ж.М.
г. Астана
План
1) Акселерация эпохальная и индивидуальная
2) Особенности крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков
3) Конституциональные (индивидуально-типологические) особенности организма и личности
Важной особенностью возрастного развития в настоящее время стала акселерация (лат. акселератио – «ускорение»). Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную. Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития, полового созревания и психического развития организма человека, которое наблюдается с конца XIX – начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин «секулярный тренд» (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в разных странах, в различных городах и сельской местности (рис. 49).
За последние 30–40 лет у новорожденных детей средняя длина тела увеличилась на 0,5–1 см и масса тела – на 100–150 г. В возрасте 1 года дети стали в среднем длиннее на 5 см и тяжелее на 1,5–2 кг, чем 50–75 лет назад.
Весьма объемное исследование, охватившее детей в возрасте 5–7 лет, было выполнено в различных странах (Северной Америке, Англии, Швеции, Польше) за длительный период времени – с 1800 до 1950 г. Оказалось, что дети этого возраста За каждое десятилетие в среднем увеличивались на 1,5 см в длину и на 0,5 кг массы тела.
Рис. 49. Эпохальная акселерация.
Рост юношей 19 лет – швейцарцев и японцев в 1910 и 1962 гг. (по: Т. Ishiko, 1973)
Подростки и юноши 14–17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 1960-1970-х годах по сравнению с 1923–1925 годами оказались выше на 10–13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди больше на 4,7 см.
Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки, на 1,5–2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8–9 лет).
В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16–19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20–26 годам. У 19-летних юношей в Швейцарии средние значения роста в 1888–1890 годах были 164 см, в 1962 г. – 173 см; в Японии эти показатели в 1910 г. составили 162 см, в 1962 г. – 167 см.
Соответственно раньше формируются и физические качества у подростков, особенно у юных спортсменов. Так, мальчики 14–14,5 лет, специально не занимающиеся спортом, прыгали в длину с места в 1927 г. на 178 см, в 1967 г. – на 191 см; результаты бега на 60 м в этом возрасте составили в 1938 г. 9,19 с, в 1962 г. -8,86 с.
Американские школьники 14-17-летнего возраста в 1963–1964 годах превосходили по силе сверстников, учившихся в той же школе в 1899 г., на 4–5 кг.
По вопросу о причинах эпохальной акселерации нет единого мнения. Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн, возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обусловливая эпохальные вспышки акселерации.
В результате акселерации изменяются стандарты мебели, одежды, обуви, пересматриваются сроки начала обучения в школе и начала спортивной специализации, режимы труда и отдыха детей. Обучение в школе начинается в настоящее время с 6–7 лет, а не с 8 лет, как в начальные десятилетия XX века. Значительно раньше во многих случаях начинаются занятия физической культурой и спортом: плаванием с первых дней жизни; фигурным катанием, гимнастикой – с 3–4 лет; теннисом – с 5–6 лет; баскетболом – с 6–7 лет.
Однако увлекаться этим нельзя, так как на общем фоне эпохальной акселерации существуют огромные индивидуальные различия в темпах созревания организма. В связи с этим, наряду с понятием эпохальной акселерации как общебиологического явления, существует и понятие об индивидуальной или внутригрупповой акселерации, т. е. явлении ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Реальный уровень развития организма человека не всегда соответствует его хронологическому или паспортному возрасту, т. е. количеству прожитых лет. Возникло понятие – биологический возраст, отражающее реальное состояние развития органов и систем организма в онтогенезе.
Биологический возраст определяют по общим размерам тела, темпам прорезывания молочных зубов и их замены на постоянные (зубной возраст), по степени зрелости костной системы (костный возраст) и по показателям развития вторичных половых признаков, выраженность которых оценивается в баллах.
При определении баллов полового развития для мальчиков отмечают степень оволосения лобка (Pubis), оволосения подмышечных впадин (Axillaris), оволосения лица (Facies), увеличение щитовидного хряща гортани – кадыка (Larinx) и изменение тембра голоса (Vox). Для девочек отмечают степень оволосения лобка, развитие волос в подмышечной впадине (Axillaris), развитие молочной железы (Mamma) и становление менструальной функции (Menses). Косвенным показателем биологического возраста является так называемый филиппинский тест. Он становится положительным в среднем около 5–6 лет, когда пальцами правой руки, положенной на голову при вертикальном ее поддержании, дети перекрывают левую ушную раковину.
По степени соотношения биологического и паспортного возраста различают акселератов (или акселерантов) – детей и подростков с ускоренным развитием, когда биологический возраст опережает паспортный; медиантов – соответствующих паспортному возрасту, и ретардантов – отстающих в развитии от паспортного возраста. В среднем около 13–20 % от общего количества детей, относящихся к данному возрасту, представляют собой акселератов. Столько же примерно детей относится к ретардантам. Основную же массу составляют медианты.
Для акселератов характерны более высокий рост, большая мышечная сила и объем сердца, более высокие значения жизненной емкости легких, более длительная задержка дыхания, более раннее половое созревание и ускоренное психическое развитие. У детей и подростков, опережающих по росту и развитию своих сверстников, отмечаются ускоренные темпы формирования физических качеств. Они имеют преимущество при занятиях баскетболом, волейболом, теннисом, греблей, плаванием.
Различия биологического и паспортного возраста могут достигать у акселератов 3–5 лет. Например, юные баскетболисты и пловцы 13 лет по показателям роста и развития могут соответствовать 18-летним спортсменам. Однако чрезмерное ускорение созревания не всегда положительно отражается на состоянии ряда функций организма. У акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела, что может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Избыточное выделение гормона роста (соматотропина передней доли гипофиза), обеспечивающее сверхвысокий рост, сопровождается недостаточностью половых гормонов, что требует особого внимания к предъявлению нагрузок гигантам.
Для ретардантов характерно отставание в половом созревании и уменьшение доли жирового компонента тела. Замедленный рост длины и массы тела у детей-ретардантов создают им преимущество в развитии относительной силы и прыгучести. Благодаря меньшему весу и большей гибкости девочки-ретардантки предпочтительны в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании.
В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у акселератов заканчиваются раньше, а у ретардантов продолжаются значительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардантов может оказаться больше, чем у акселератов.
Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренированных сверстников.
Имеются отдельные сообщения, что в последние десятилетия (с 1980-х годов) явления эпохальной акселерации несколько менее выражены.
Особенности крови, кровообращения и дыхания
В дошкольном и младшем школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма.
Количество крови у дошкольников относительно массы тела заметно больше (в 4г— 11 % от массы тела, в6-7л— 10%),, приближаясь к взрослому уровню в период младшего школьного возраста (в 11л — 8%, у взрослых — 5-8%).
По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается (табл. 19). У дошкольников в составе лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов. Соответственно, у них снижена фагоцитарная функция, и наблюдается высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Затем количество нейтрофилов повышается, а лимфоцитов снижается до взрослого уровня к моменту полового созревания. Количество тромбоцитов с возрастом практически не изменяется.
Сердце летей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела.
При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нарастание имеет постепенный характер.
Таблица 19
Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста
(по: Аганянц Е. К. и др., 1991)
Показатели | 4 года | 7 лет | 11 лет |
Количество крови (% от массы тела) | 11 | 10 | 8 |
Количество эритроцитов (10|2/л) | 4.7 | 4.8 | 4.9 |
Содержание гемоглобина (г/л) | 126 | 128 | 132 |
Количество лейкоцитов (109/л) | 11.0 | 10.0 | 8.2 |
Частота сердцебиений (уд./мин) | 100 | 85 | 80 |
Минутный объем крови (л/мин) | 2.8 | 3.0 | 3.1 |
Артериальное давл., макс, (мм рт. ст.) | 95 | 98 | 103 |
Артериальное давл., мин. (мм рт. ст.) | 47 | 53 | 62 |
Частота дыхания (вд./мин) | 27 | 22 | 21 |
Жизненная емкость легких (л) | 1.1 | 1.9 | 2.1 |
Дыхательный объем (мл) | 100 | 156 | 175 |
Минутный объем дыхания (л/мин) | 3.4 | 3.8 | 6.8 |
Макс, вентиляция легких (л/мин) | - | 50 | 60 |
Макс, потребление кислорода (л/мин) | - | 1.8 | 2.1 |
Задержка дыхания на вдохе (с) | - | 26 | 39 |
Задержка дыхания на выдохе (с) | - | 17 | 20 |
Суточный расход энергии (ккал) | 2000 | 2400 | 2800 |
Становая сила (кг) | 18 | 29 | 46 |
Время реакции на звук (мс) | 396 | 301 | 203 |
Теппинг-тест (дв./10с) | 48 | 54 | 62 |
PWC (I(кгм/мин) | 232 | 285 | 533 |
Гибкость, наклон вперед (см) | +4 | +5 | + 11 |