Файл: Реферат На тему Возрастная физиология Амирхаирова С. Б. Проверила Мукатаева Ж. М. г. Астана План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минутный объем крови у 4-11 -летних детей примерно в 2раза мень­ше, чему взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый систолический (ударный) объем крови (20-30 мл), а в сочетании с высокой эластичностью и широким просве­том сосудов — низкий уровень артериального давления (см. табл. 19).

Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпати­ческих влияний на сердце обусловливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, раз­личных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр.). Ве­личина ЧСС у новорожденных достигает 120-150 уд./мин, у дош­кольников — порядка 100 уд./мин, в младшем школьном возрасте — около 90 уд./мин. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вы­зывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя.



Рис. 48. Длительность дыхательного цикла и дыхательный объем у мальчиков и мужчин

(по А.З. Колчинской, 1973)

При небольшой длине кровеносного русла время кругооборота крови очень невелико — у новорожденных всего 12с, у 3-летних— 15с

(у взрослых 20-22с).

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыха­тельны й ап п арат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сфор­мировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеетмалую экскурсию, а дыхатель­ные мышцы слабы. Все это затрудня­ет внешнее дыхание, повышает энер­готраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыха­тельный объем дошкольника в 3-5раз меньше, чем у взрослого человека (рис. 48). Он постепенно увеличива­ется в младшем школьном возрасте (см. табл. 19), но еще заметно отстает от взрослого уровня.

Из-за неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мерт­вого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. И з ал ьвео-лярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода и много его оказы­вается в выдыхаемом воздухе. Кисло­родная емкость крови в результате мала — 13-15 об.% (у взрослых — 19-20об.%).

Частота дыхания у детей повы­шена. Она постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбуди­мости детей частота дыхания чрезвы­чайно легко нарастает при умствен­ных и физических нагрузках, эмоци­ональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается нерит­мичным, появляются задержки ды­хания.


Вплоть до 11-летнего возраста отмечается недостаточность произ­вольной регуляции дыхания. Особен но это отражается на речевой функции дошкольников.

Наиболее интенсивно размеры альвеол, объем и масса легких растут на протяжении первого года жиз­ни. От 1 года до 8 лет объем легких увеличивается в 2 раза, но он еще наполовину меньше, чем у взрослого.

Такие показатели, как длительность задержки дыхания, макси­мальная вентиляция легких, ЖЕЛ определяются удетей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание.

Жизненная емкость легких дошкольников в 3-5 раз меньше, чем у взрослых, а младшем школьном возрасте — в 2 раза меньше (см. табл. 19). В возрасте 7-11 лет отношение ЖЕЛ к массе тела (жизненный показатель) составляет 70 мл/кг (у взрослого — 80 мл/кг).

Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младше­го школьного возраста постепенно растет.

Этот показатель за счет вы­сокой частоты дыхания удетей меньше отстает от взрослых величин:

в 4 года — 3.4 л/мин, в 7 лет — 3.8 л/мин, в 11 лет — 4-6 л/мин.

Продолжительность задержки дыхания у детей невелика, так как у них очень высокая скорость обмена веществ, большая потреб­ность в кислороде и низкая адаптация к анаэробным условиям. У них очень быстро снижается содержание оксигемоглобина в крови и уже при его содержании 90-92% в крови задержка дыхания пре­кращается (у взрослых задержка дыхания прекращается при значи­тельно более низком содержании оксигемоглобина — 80-85%, а у адаптированных спортсменов — даже при 50-60%). Длительность задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) в возрасте 7-11 лет по­рядка 20-40 с (у взросл ых — 30-90 с), а на выдохе (проба Генча) — 15-20 с (у взрослых — 35-40 с).

Величина МВЛдостигает в младшем школьном возрасте всего 50-60 л/мин (у нетренированных взрослых людей она порядка 100-140

л/мин, а у спортсменов — 200 л/мин и более).

На протяжении первого года жизни у детей преобладает грудной тип дыхания, а в возрасте 3-7 лет начинает формироваться брюшной тип. Уже с возраста 7-8 лет начинают проявляться половые различия в показателях внешнего дыхания: у мальчиков ниже частота дыха­ния, больше глубинадыхания, ЖЕЛ, МОД, дыхание более эконо­мично.

Индивидуальные типологические особенности организма человека.

1

. Физическое развитие как критерий здоровья. Оценка физического развития. Роль наследственных и средовых факторов в контроле над ростом. Понятие об акселерации и ретардации.

2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.

3. Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.

1. Физическое развитие как критерий здоровья. Оценка физического развития. Роль наследственных и средовых факторов в контроле над ростом. Понятие об акселерации и ретардации.

Физическое развитие - естественный процесс возрастного изме­нения морфологических и функциональных свойств организма человека в тече­ние его жизни. Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе есте­ственного возрастного развития и под воздействием средств физической куль­туры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических ка­честв, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропо­метрии.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологи­ческих и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

- соматометрические; рост, масса тела, окружности тела, диаметры тела

- физиометрические;экскурсия грудной клетки, показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), показатель силы сжатия кисти, показатель становой силы, функциональной работоспособности.

- соматоскопические (наружный осмотр тела) включает изучение состояния кожи, видимых слизистых оболочек, мышечной, костной систем, степени полового созревания.

Для комплексной оценки физического развития применяют следующие методы оценки:

- ориентировочные методы оценки (показатели антропометрических индексов),

- методы сравнения результатов антропометрических измерений со стандартными величинами данного пола и возраста (метод сигмальных отклонений,


- метод оценки с помощью таблиц-шкал регрессии, центильный метод оценки).

Наследственность - свойство живых существ и клеток организма передавать свои признаки(анатомо-физиологические особенности) потомкам. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы.

Человек, как и все живые организмы, существует в определенных условиях окружающей среды. Среда человека, или экосистема, включает:

  • Естественные биологические факторы( все живое , что окружает человека, -микробы, животные, птицы, насекомые, растения и т.д.)

  • Естественные абиотические факторы( химический состав и физическое состояние воды, почвы, метеофакторы)

  • Искусственные факторы, связанные с производственной деятельностью человека(загрязнение воды, почвы, воздуха, продуктов питания вредными химическими и биологическими веществами, шум, вибрация, электромагнитное поле)

  • Для человека важную роль социальные факторы( материальное положение, состояние жилища, одежда, производственные помещения), способствующие развитию многих заболеваний(простудных и др.)

Под акселерациейразвития (от латинского acceleratio - ускорение) понимают ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.


Главные проявления акселерации следующие:

  1. Длина тела и вес ребёнка при рождении большие, чем в предыдущие годы.

  2. Ускорение развития грудных детей

  3. Ускорение роста у детей школьного возраста.

  4. Более раннее завершение роста и т.д.

Причины акселерации:- миграция населения;- смешанные браки;- сменившиеся биологические ритмы жизни;- изменение особенностей питания - гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов);- сменившийся температурный режим в жилых помещениях ;- урбанизация - наследственные механизмы.

Ретардация развития — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков

Ссылки и литература

  1. https://bio.wikireading.ru/hXKAhlkInc?ysclid=lghvnj6roe502891866

  2. https://studfile.net/preview/3355901/page:164/

  3. https://studfile.net/html/2706/485/html_nNO72vwjfc.fb1V/img-yqbEAp.png\

  4. https://studfile.net/preview/1608811/page:6/

Смотрите также файлы