Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт дошкольного и начального образования

Кафедра Теории и методики начального и дошкольного образования.
КАЛИНКИНА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ

(бакалаврская работа)

Квалификация – бакалавр

Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

Профиль подготовки – Начальное образование и иностранный язык (английский)

Форма обучения – очная
РУКОВОДИТЕЛЬ_________________к.п.н., доцент В.А. Хопренинова

подпись И.О. Фамилия

«___»___________ 20__г.

Нормоконтроль пройден ___________ __________________________

подпись И.О. Фамилия

«___»___________ 20__г.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой_________________________________________________

наименование кафедры

______________________ ________________________________________

подпись И.О. Фамилия

«___»___________ 20__г.

Оренбург, 2021 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений………………………………………………………………..



6

1.1 Сущностные характеристики навыка чтения; компоненты качества выразительного чтения……………………………………………………….


6

1.2. Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра…………………………………………………………


12

1.3. Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно- методической литературе……………………………………………………



19

Глава 2. Опыт деятельности по обучению выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений в 3 классе………………………………………………......



27

2.1 Диагностика уровня сформированности выразительного чтения младших школьников в 3 классе…………………………………………….


27

2.2 Комплекс методов и приемов, направленных на формирование выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений…………………………………………………..




Заключение…………………………………………………………………..




Литература…………………………………………………………………...




Приложения.....................................................................................................





Введение

Литературное чтение играет огромную роль в обучении младших школьников. Данный учебный предмет способствует не только общему развитию учащихся и пробуждению интереса к чтению художественной литературы, но и формирует общеучебный навык чтения, а также умение работать с текстом. В связи с этим, научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению становится актуальной задачей начального образования. Об этом свидетельствует федеральный государственный образовательный стандарт и требования примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются узкопредметные задачи, а также достигаются метапредметные планируемые результаты, применимые младшими школьниками как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Уверенное владение навыком чтения, компонентом которого является выразительное чтение, – одно из основных условий успешности учащихся в усвоении необходимых планируемых результатов в начальной школе.

Каждая деятельность школьника базируется на чтении – правильном, осознанном, выразительном и беглом. Поэтому овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем.

Большое значение выразительное чтение играет при изучении лирики. Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы, ведь именно она приобщает младшего школьника к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях. Особенно актуально это сейчас, когда в современном мире альтернативой книге стали телевизор, компьютер и другие гаджеты, чаще всего не имеющие связи с реальным миром. Поэтому тема формирования навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений очень актуальна.

А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И Розум в своем труде «Психология и педагогика» рассматривают такие важные процессы как память, мышление, воображение в педагогике, М. Р. Львов в работе «Методика преподавания русского языка в начальных классах» дает практические рекомендации педагогам русского языка и литературного чтения. Н.Ф. Бунаков в своем руководстве для учителя «В школе и дома» говорит о том, что чтение – главное орудие начальной школы. Г.В. Артоболевский в книге «Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности» четко и емко раскрывает сущность понятия «лирика» и ее важность в процессе развития навыка выразительного чтения младших школьников.



Многие другие психологи, педагоги и методисты также уделяли особое внимание данной проблеме, рассматривая выразительное чтение как обязательный компонент уроков литературного чтения в начальной школе.

Проблема бакалаврской работы заключается в том, что, несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о формировании выразительного чтения младших школьников, трудности в практике обучения выразительному чтению произведений разных жанров в начальной школе по-прежнему остаются.

Таким образом, наличие проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями».

Цель данного исследования теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по формированию выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений.

Объектом исследования данной работы является процесс обучения и воспитания на уроке литературного чтения в начальных классах.

Предметом исследования работы является возможность использования разработанного комплекса мероприятий, состоящего из упражнений на развитие дыхания, голоса, отработки дикции, соблюдения пауз и логических ударений, направленного на формирование выразительного чтения младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что навыки выразительного чтения учеников начальной школы будут формироваться в процессе работы над лирическими стихотворениями.

Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач исследования:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу, а также выявить основные понятия по теме исследования;

  • провести диагностическое исследование уровня сформированности выразительного чтения младших школьников;

  • разработать комплекс упражнений по формированию выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленный на формирование навыка выразительного чтения у учеников начальной школы. Материалы могут быть использованы учителями на уроках литературного чтения для решения задач по формированию выразительного чтения в процессе работы на лирическими стихотворениями.


Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две основные части, заключение, приложения, список литературы (… источников).

Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

1.1 Сущностные характеристики навыка чтения. Компоненты качества выразительного чтения

В своем пособии для учителей «В школе и дома», представитель отечественной методики начального обучения, Н.Ф. Бунаков излагал такую точку зрения: «Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»[Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. –С.3.].

В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, продолжал мысль Н.Ф. Бунакова: «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе»[Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания //Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: ИздательскийДом Шалвы Амонашвили, 2005 – 237с.].

Чтение – это источник знаний, способ развития познавательных и речевых способностей, а также творческих сил ребенка. А выразительное чтение является могущественным средством воспитания и развития нравственности и эстетики у ребенка.

Необходимо владеть определенными умениями для того, чтобы читать выразительно. Они базируются на анализе текста и компонентах выразительного чтения.

Эту точку зрения высказали известные теоретики и методисты Т.Ф. Завадская[Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с.] и Л.А. Горбушина[Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.], которые считали, что основой выразительного чтения является понимание смысла, «видение» и сопереживание. «Только зная цель повествования (т.е. куда оно идет и зачем все это рассказывается) и образно представляя содержание в своем воображении, чтец сможет вовлечь слушателей в круг тех событий, о которых идет речь, сделать их «сопереживателями» этих событий»[Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. -М.: Просвещение, 1985 г.
].

Комплекс умений, который в школе называется «навык чтения» представлен общей схемой:



Главное место в этом комплексе занимает осознанность, то есть понимание того, что было прочитано. Ведь чтение осуществляется ради того, что бы извлечь явное содержание, понять смысл и тему прочитанного текста.

Навык чтения включает в себя несколько составляющих – смысловые, то есть понимание содержания высказывания и технические, то есть способ чтения, правильность, выразительность и скорость чтения.

Смысловая сторона чтения – это понимание чтецом значения слов, содержания каждого предложения, основного смысла всего прочитанного текста, а также способность уловить связь между предложениями и объяснить свое отношение к прочитанному [Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. - М. Просвещение,1950 - 220 с].

Техническая сторона (способ чтения, темп, правильность и выразительность) подчинена смысловой стороне (пониманию). Каждый из компонентов имеет свои особенности, которые сказываются на процессе чтения. Важным компонентом технической стороны чтения является способ чтения:

  • послоговое;

  • плавное слоговое;

  • целыми словами;

  • плавное слитное.

Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние два способа – продуктивные. Их необходимо отрабатывать и побуждать детей к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения.

Важным компонентом является скорость чтения. В учебных программах для каждого из начальных классов указаны ориентировочные показатели по темпу (скорости) чтения:

1 класс – 30-40 слов в минуту в конце учебного года;

2 класс – 55-60 слов в минуту в конце учебного года;

3 класс – 75-80 слов в минуту в конце учебного года;

4 класс – 90 и выше слов в минуту в конце учебного года.

Если результаты показателя ниже, это сигнал недоработки педагога. При методически верной работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных в программе показателей скорости, но и обогнать их.

Правильность чтения нужно формировать на всех этапах овладения навыком чтения, потому что на каждом этапе ученик может допускать ошибки. Одни из них появляются из-за непонимания читаемого текста, другие – из-за нетвердого усвоения графического образа букв.