Файл: Ответьте на следующие вопросы Назовите одну из центральных проблем пожилых людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите одну из центральных проблем пожилых людей.

Одна из центральных проблем пожилых людей – это чувство одиночества и ненужности.


  1. Почему баба Тося осталась совсем одна? Каковы причины одиночества в поздней зрелости?

Баба Тося осталась одна, по причине смерти дочери (единственный человек, которому она нужна была и которая ее могла защитить). Причина одиночества в поздней зрелости – это смена поколений, внуки живут в ритме другого времени, в других интересах и приобретают и культивируют совсем другие ценности.


  1. Как баба Тося справляется со сложной для нее ситуацией? Как это ее характеризует?

Стойко и твердо принимает все невзгоды. Подстраивается под любые условия.

Зависимый тип — также социально приемлем и хорошо адаптирован. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю по мощь.

Задание 2

Ответьте на вопросы:


  1. Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в старости с особенностями личности?

Личностный фактор имеет большое значение в процессе старения. Как человек прожил свою жизнь, как реализовывался. Какое имеет образование? Вел ли активный образ жизни, был ли общителен. Следил ли за своим здоровьем? Доволен ли в целом своей жизнью. Имеет большое значение также и жизненный опыт. Все эти факторы сыграют решающую роль человека к выходу на пенсию и к процессу старения.

Безусловно когнитивные изменения в старости связаны с особенностями личности.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях Я-концепции человека и обусловливает резко выраженные индивидуальные вариации. По результатам нескольких лонгитюдных исследований, при переходе от средней к поздней взрослости важные аспекты личности сохраняются неизменными. Постоянство относится, например, к таким характеристикам личности, как уровень нейротизма (тревожности, подавленности, импульсивности),
соотношение экстраверсии и интроверсии, уровень открытости опыту. По мнению ряда авторов, в старости редко вырабатывается новая жизненная позиция. Скорее, это заострение и модификация имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собою. В эмпирическом исследовании американских психологов были обследованы мужчины, находящиеся на пенсии или частично занятые. Были выделены пять основных типов личностных черт.


  1. Обозначьте тенденции изменения деятельности на протяжении периода старости.

- Пожилой, предпенсионный возраст

- Период выхода на пенсию

- Период собственно старости.

  1. Жизненная мудрость рассматривается как центральное новообразование старшего возраста. Покажите единство и взаимосвязь когнитивных и личностных аспектов этого психологического образования.

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства, в основе которого лежит кри­сталлизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека. Когда говорят о мудрости, имеют ввиду прежде всего способность взвешенных суждений по практическим неясным вопросам жизни.

Основные свойства мудрости, согласно П. Балтесу:

— это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы о смысле жизни);

— исключительно высокий уровень знаний, советов и суж­дений;

— необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях;

— это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы челове­чества;

— хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большин­ство людей без труда.

Единство и взаимосвязь когнитивных и личностных аспектов этого психологического образования очень хорошо можно проследить и увидеть в пожилых людях конструктивного типа — характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим. 4 Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятельности. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока, они

строят планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

Задание 3

Составьте памятку для людей старшего поколения на тему «Старость в радость». Укажите в памятке способы, которые помогут мягкому проживанию кризиса старения и выхода из него.

Задание 4

Напишите эссе на тему «Трудности психологического консультирования пожилых людей и возможности их преодоления».