Файл: Методические рекомендации для обучающихся по выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение высшего образования
«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА» (ЧОУ ВО АУП, АУП)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Для направлений 38.03.00
Москва
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1
Образец оформления последнего листа выпускной квалификационной работы 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 26
Примерная структура отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу 26
Оформление сносок на нормативно-правовые и литературные источники 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Оформление рисунков и таблиц ………………………………………..……..30
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа входит в блок 3 «Государственная итоговая аттестация», включает выполнение и защиту выпускной квалификационной работы.
Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется государственной экзаменационной комиссией, формируемой АУП в установленном порядке. Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
ВКР могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливаются к защите в завершающий период теоретического обучения. На выполнение, оформление и защиту ВКР отводится время, установленное в соответствии с учебными планами направлений подготовки бакалавров.
При выполнении ВКР обучающемуся необходимо помнить, что он лично отвечает за качество её подготовки и оформление.
Выполнение ВКР решает следующие задачи:
-
развитие познавательных, исследовательских, организаторских и коммуникативных
способностей;
-
закрепление, расширение, систематизация и интеграция у них теоретических и практических знаний, развитие навыков их применения при решении различных задач в избранном направлении подготовки; -
развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении профессиональных проблем; -
оценивание уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности; -
презентация навыков и умений публичной дискуссии, защиты научных идей, теоретических выводов, практических предложений и рекомендаций.
Представляемая к защите ВКР бакалавра должна соответствовать области, объектам, видам и задачам его профессиональной деятельности, определенных соответствующим ФГОС.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1 Руководство ВКР
Для подготовки ВКР обучающемуся назначается руководитель, который утверждается приказом Ректора ЧОУ ВО АУП. Руководителем могут назначаться профессора, доценты кафедр АУП. К руководству могут привлекаться практические работники из областей деятельности, к которым ведется подготовка выпускника, имеющие ученую степень.
Руководитель ВКР:
-
оказывает помощь обучающемуся в выборе темы ВКР, формулировке объекта и предмета, цели и задач, гипотезы и других элементов введения ВК, а также при составлении списка использованных источников по теме; -
оценивает и корректирует (в случае необходимости) предложенный обучающимся проект плана работы над ВКР, разбивки ВКР на формулировки разделов и подразделов, определяет их примерные объемы, сроки представления в первом варианте; -
рекомендует список научной литературы, нормативных правовых актов и других источников по теме ВКР для изучения и использования при выполнении ВКР; помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует обучающегося на составление списка использованных источников по теме, изучение практики и т.д.; -
проводит консультации, на которых обсуждает с обучающимся результаты проделанной работы, возникшие трудности и проблемы, дает рекомендации по их преодолению; -
определяет готовность ВКР к защите и представляет на неё отзыв.
2.2 Организация консультаций
Консультирование возможно при помощи электронной почты в сети Интернет или лично, при непосредственном контакте обучающегося с руководителем ВКР.
Различные виды консультирования (при помощи электронной почты, мессенджеров и личном контакте) позволяют обучающемуся и руководителю ВКР оперативно связываться друг с другом. Этим обеспечивается требуемое качество выполнения ВКР, независимо от местонахождения обучающегося.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
-
Этапы выполнения ВКР
Процесс выполнения ВКР включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
-
выбор обучающимся темы ВКР ; -
формирование обучающимся структуры и согласование с руководителем ВКР; -
сбор, анализ и обобщение обучающимся необходимых материалов по выбранной теме ВКР; -
формулирование предварительных теоретических выводов, практических рекомендаций по результатам анализа; -
подготовка первого варианта ВКР и представление его руководителю; -
доработка первого варианта ВКР с учетом замечаний руководителя; -
чистовое оформление ВКР, списка использованных источников, приложений; -
подготовка доклада для защиты ВКР на заседании государственной экзаменационной комиссии; -
подготовка презентации (по желанию).
-
Выбор темы ВКР
ВКР является заключительным этапом подготовки бакалавров в вузе. Выполнение и защита ВКР подтверждает готовность выпускника самостоятельно решать профессиональные задачи. В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы ВКР.
Тематика ВКР определяется централизованно АУП. Выбор темы ВКР осуществляется выпускником исходя из уровня понимания и осознания её актуальности, оценки теоретического
и практического значения. Обучающийся может выбрать тему из утвержденного перечня тем ВКР. Обучающийся может предложить свою тему исходя из собственных научных и практических интересов, не выходя за рамки направления подготовки и обосновав руководителю ВКР целесообразность её разработки (не позднее, чем за 7 месяцев до начала ГИА). Наименование инициативной темы ВКР должно быть в установленном порядке утверждено (не позднее, чем за 6 месяцев до начала ГИА). .
В любом случае тема ВКР должна быть актуальной, иметь теоретическую значимость и практическую направленность, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры.
Свобода выбора тем ВКР позволяет реализовать индивидуальные научные и практические
интересы выпускника.
При выборе темы обучающийся должен:
-
убедиться в доступности всех необходимых материалов по выбранной теме ВКР; -
выявить наличие не изученных или мало изученных проблем теоретического и практического характера в избранной области исследования; -
определить уровень собственной подготовленности по теме ВКР при выборе вида исследования: теоретического или практического.
Выбрав тему, студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 1), в котором просит утвердить тему, а также указывает, под чьим руководством хотел бы выполнить выпускную квалификационную работу.
3.3 Структура и объем ВКР. Разработка рабочего плана
ВКР является самостоятельной учебно-исследовательской работой обучающегося и должна характеризоваться выполнением следующих требований:
-
четкой целевой направленностью; -
логической последовательностью изложения материала; -
краткостью и точностью формулировок; -
конкретностью изложения результатов исследования; -
доказательностью теоретических выводов и обоснованностью практических рекомендаций; -
грамотным изложением и оформлением текста ВКР.
Для составления рабочего плана написания ВКР обучающийся должен хорошо представлять ее структуру, которая имеет следующий вид:
-
титульный лист и задание (приложение 2), -
содержание; -
введение; -
основная часть (2-3 главы); -
заключение; -
список литературы; -
приложения, -
последняя страница (приложение 2).
Примерное содержание ВКР представлено в Приложении 3. Отзыв о работе студента в период подготовки ВКР представляется руководителем после окончательного согласования (Приложение 4).
Объем ВКР (без приложений) должен составлять для бакалавров 55-60 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста. (Приложение 5. Унифицированные требования к оформлению выпускных квалификационных работ).
ВКР, как любое научное исследование, предполагает наличие плана ее осуществления. Выполнение студентом ВКР начинается с составления им рабочего плана, представляющего своеобразную наглядную схему (порядок, последовательность, алгоритм) предпринимаемого исследования.
Правильно составленный рабочий план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме ВКР и представить ее к защите в установленные сроки. Рабочий план выполнения ВКР составляется параллельно с отбором и анализом научной литературы. Он согласовывается с руководителем ВКР и имеет произвольную форму, позволяющую включать в него новые аспекты, появляющиеся в процессе выполнения ВКР.
3.4 Список использованных источников. Сбор, анализ и обобщение публикаций
Работа по выполнению ВКР начинается с формирования концептуального авторского замысла научного исследования, который отражается в рабочем плане обучающегося и оглавлении ВКР, а также со сбора и изучения публикаций - документов, доступных для массового использования. К публикациям относятся различные источники и научная литература. Сбор источников и научной литературы по теме ВКР должен сопровождаться формированием списка использованных источников.
Источниками для формирования списка могут быть:
-
перечень рекомендованной в качестве обязательной и дополнительной литературы по теме ВКР; -
электронные образовательные ресурсы в сети Internet; -
списки источников и сноски в учебниках, учебных пособиях, диссертациях, монографиях, научных статьях и т.п. по тематике ВКР; -
источники, рекомендованные руководителем ВКР; -
каталоги библиотек, к которым предоставляется доступ в режиме виртуального читального зала.
В первую очередь следует подбирать актуальную, отражающую современное состояние исследуемой области литературу и источники. Использование литературных и иных источников, изданных в ранние периоды времени, должно быть скорректировано применительно к современным концепциям ученых и специалистов, реалиям современной жизни.
Указание на научные источники по исследуемой теме можно обнаружить в сносках и в списке литературы уже изданных работ. Поиск статей в научных журналах следует осуществлять путем просмотра последнего номера соответствующего журнала за определенный год, так как в нем, как правило, помещается указатель всех статей, опубликованных в данном журнале за прошедший год. При выполнении ВКР особенно внимательно следует изучать профессиональные и специализированные периодические издания (журналы, газеты, сборники
научных трудов).
При выполнении ВКР обучающийся имеет возможность работать с литературой по теме, используя электронную библиотеку.
Работа начинается с изучения титульного листа, где приводятся данные об авторе и выходные сведения (год и место издания), а также с аннотации и оглавления. Год издания книги позволяет соотнести информацию, содержащуюся в ней, с существующими знаниями по данной проблеме на настоящее время. В аннотации и оглавлении книги раскрываются ключевые моменты ее содержания, логика и особенности изложения материала.
Далее необходимо ознакомиться с введением книги, где, как правило, формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание и направленность, раскрываются источники и способы исследования, другие атрибуты научного познания. Ознакомление можно завершить постраничным просмотром, обратив внимание на научный аппарат, частично расположенный в сносках, на определения ключевых понятий, полноту изложения заявленных в оглавлении проблем.
При изучении специальной научной литературы необходимо обращаться к энциклопедиям, словарям и справочникам в целях выяснения смысла специфических терминов и понятий, выписывая (конспектируя) те из них, которые в дальнейшем будут использованы в тексте ВКР и при составлении списка использованных источников.
Изучение и использование при выполнении ВКР нормативных документов - законов, подзаконных актов, постановлений - является обязательным, так как знание этих документов и умение работать с ними - залог успешной профессиональной деятельности выпускника.
В ходе анализа, собранного по теме ВКР материала обучающиеся, делают обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и систематизируют их по ключевым вопросам исследования.
3.5 Характеристика структурных частей ВКР
Каждая структурная часть ВКР (содержание, введение, разделы (главы), заключение, список использованных источников, приложения) имеет своё
назначение. Оформляя ВКР, автор должен помнить, что каждая структурная часть начинается
с новой страницы.
Содержание ВКР включает заголовки всех разделов и подразделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в ВКР. Обязательное требование: дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, и наоборот, в той же последовательности и соподчиненности. Примеры содержаний для выпускных квалификационных работ бакалавра приводятся в приказе.
Во введении ВКР обосновывается актуальность выбранной темы. Обосновать актуальность — значит аргументированно объяснить и доходчиво доказать, что выбранную студентом тему ВКР необходимо и важно изучать в настоящее время как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Во введении также формулируется научно-категориальный аппарат исследования: цель, задачи, объект, предмет, методы исследования.
Объект исследования - это явление (процесс, деятельность, система), которое автор ВКР избрал для изучения. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматривается?». При этом следует иметь в виду, что один и тот же объект исследования может изучаться многими исследователями. Однако новизна, оригинальность и значимость каждого исследования характеризуется предметом исследования.
Предмет исследования — это аспект, грань, сторона, часть изучаемого явления - объекта,
на которую непосредственно направлено внимание исследователя. Как правило, предмет исследования и тема ВКР по своему смыслу совпадают.
Объект исследования шире, чем его предмет; предмет исследования находится в границах объекта; рамки предмета исследования не должны «выходить» за объект.
Для изучения объекта и предмета исследования формулируются цель и задачи ВКР.
Цель исследования — это мысленно предвосхищаемый (прогнозируемый) автором целостный образ конечного результата; это предполагаемый итог всей проделанной работы, от её начала до конца. Цель исследования, особенно ВКР бакалавров, должка быть сформулирована таким образом, чтобы полученные результаты удовлетворяли практические потребности людей в решении актуальной научной задачи (темы ВКР). Формулировка цели исследования обычно начинается словами «обосновать...», «разработать...», «выявить...» и далее: особенности, условия, факторы, методику, модель, методы, механизмы, критерии, требования, технологию и т.п. При этом цель исследования должна коррелировать с названием темы ВКР и предметом исследования.
Задачи исследования — это прогнозируемый автором образ промежуточных результатов; это предполагаемый итог конкретной части (этапа, периода) работы исследователя. Задачи исследования определяются поставленной целью, они находятся в целевом поле исследования и их конкретизируют. Решение задач исследования, в конечном счете, позволяет добиться цели исследования. Формулировка задач исследования обычно начинается словами: проанализировать подходы к., обобщить точки зрения на…, систематизировать имеющиеся позиции по…, разработать классификацию..., установить зависимости ..., выявить состояние..., разработать предложения... и т.п. При этом задачи исследования должны коррелировать с названиями разделов и подразделов оглавления ВКР.
Далее во введении представляются методы исследования — это способы познания, позволяющие достигнуть цель, решить задачи и доказать гипотезу исследования; это своеобразные инструменты и механизмы нахождения и накопления фактического (эмпирического) материала, его анализа и объяснения, обоснования условий, факторов, путей, направлений и т.п. преобразования изучаемого явления.
Основными методами научного исследования являются:
-
анализ источников и научной литературы; -
обобщение отечественной и зарубежной практики; -
систематизация различных теорий, концепций, подходов; -
моделирование изучаемого явления; -
сравнение (компаративистский метод); -
наблюдение и его разновидности (индивидуальное и групповое, кратковременное и длительное, непосредственное и опосредованное, включенное и др.); -
опросные методы (интервьюирование, анкетирование, тестирование и т.д.); -
анализ результатов (продуктов) деятельности; -
экспериментальные методы.
Автору ВКР целесообразно перечислить только те методы исследования, которые действительно нашли применение в данной работе.
Введение завешается представлением структуры ВКР: ВКР состоит из введения, двух (или трех) глав, заключения и т.д.
Объем введения для ВКР бакалавра составляет 3-5 стр.
Необходимо отметить важную рекомендацию: окончательное оформление введения целесообразно делать после завершения выполнения основной части и заключения ВКР.
Основная часть ВКР должна соотноситься с поставленными целью и задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы. Объем глав основной части должны быть соразмерны друг другу. Каждый раздел (глава) должен иметь не менее трех подразделов (параграфов).
Предварительная структура основной части ВКР (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования работы. Однако в ходе выполнения ВКР могут возникнуть новые идеи и соображения, которые потребуют не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание ВКР и увеличить ее объем.
Содержанием основной части исследования является теоретическое осмысление научной проблемы и изложение фактического эмпирического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от авторской концепции исследования (плана работы), согласованной с руководителем ВКР. Чаще вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме (этому посвящается первая глава ВКР), а затем - эмпирический материал, результаты экспериментальной работы и т.п., которые подтверждают изложенную теорию. Но возможна и другая последовательность изложения, когда вначале анализируется фактический материал, а затем делаются теоретические обобщения и выводы.
Как правило, в отдельный параграф основной части исследования выделяется анализ публикаций по теме исследования: источников и научной литературы. Источники — это тексты, которые являются специальным предметом исследования: исторические (архивные, мемуарные) документы, законодательные и иные нормативные акты. Научная литература — это публикации, которые используются при выполнении ВКР, но при этом не являются предметом исследования: учебники, учебные пособия, диссертации, монографии, статьи и т.п. Те и другие могут быть как в печатном, так и в электронном (цифровом) виде. Умение различать эти две группы публикаций чрезвычайно важно.
Излагать материал следует своими словами на грамотном русском языке. Допускается умеренное цитирование различных публикаций с обязательными подстрочными ссылками на автора(ов) и сами публикации. Недобросовестное заимствование текстов и результатов исследований у других авторов не допускается! Сноски в тексте печатаются одинарным межстрочным интервалом, размер (кегль) – 10 (Приложение 7).
Связь между абзацами в основной части ВКР обеспечивается как общей логикой рассмотрения темы (научной проблемы), так и специальными выражениями-связками, например:
-
Анализ научных источников свидетельствует, что ... -
Исследование практической деятельности показало ... -
Важное значение в рамках современных подходов к ... -
Важнейшим элементом рассматриваемого явления (процессов, системы и т.п.) является... -
Подобные исследования, проведенные в рамках ... -
Анализ научной литературы, изучение практики реализации ... -
Специалисты по этой проблеме сделали вывод о том, что ... -
В связи с тем, что ... -
Изучение данного вопроса дает возможность утверждать ...
В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы как результаты исследования, которые, как правило, начинаются словами «Таким образом, ...», «Итак, ...», «Следовательно, ...». Выводы по главам ВКР должны коррелировать с задачами исследования.
Объем основной части ВКР бакалавров – 50-60 страниц.
После основной части ВКР пишется заключение, которое обусловлено логикой проведения исследования, носит форму обобщения и синтеза накопленной в основной части теоретической и практической информации.
Заключение должно содержать краткую формулировку результатов, полученных в ходе исследовательской работы. Поэтому основные положения заключения ВКР должны коррелировать с целью и задачами исследования. Текст заключения не должен дублировать выводы по главам. В нем на новом, более высоком уровне обобщения представляются теоретические выводы и практические рекомендации, которые вытекают из проведенного исследования.
Объем заключения примерно равен объему введения.
Список использованных источников является обязательным атрибутом ВКР и отражает уровень самостоятельной творческой деятельности обучающегося.
В этот раздел в обязательном порядке включается библиографическое описание всех цитированных или упоминаемых в тексте ВКР публикаций (законодательных документов и нормативных актов, монографий и другой научной литературы). В качестве исключения могут
быть включены публикации, которые были изучены автором при выполнении ВКР и которые оказали влияние на выработку авторской концепции, но о них нет упоминания в тексте.
В списке использованных источников ВКР бакалавров следует привести не менее 30 наименований публикаций.