ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Уголовно‒правовая характеристика нарушений правил охраны труда
Глава 2. Проблемы, возникающие при квалификации преступных нарушений правил охраны труда
2.1. Основания возбуждения уголовного дела
2.2. Отличие правонарушения от преступного деяния в сфере нарушений правил охраны труда
2 и нелегального бизнеса, работники которых привлекаются для осуществления трудовых обязанностей без соблюдения элементарных правил приема на работу, установленных ТК РФ: заключения трудового договора, прохождения медицинского осмотра, проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности и т.д. В особенности такая ситуация имеет место в отношении работников, получивших название «гастарбайтеры» (в дословном переводе с немецкого ‒ «работники‒призраки»). Поэтому на практике возникает вопрос, можно ли в качестве потерпевших от нарушения правил охраны труда рассматривать лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Для решения этого вопроса раньше необходимо было обращаться к положениям абз. 7 ч. 2 ст. 16 и ч. 2 ст. 67 ТК РФ. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 11 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. ТК РФ (в ред. Федерального закона от 9 мая 2021 г. № 45‒ФЗ) в ч. 1 ст. 11 предусматривалось, что трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Таким образом, изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ, позволяют относить к потерпевшим от нарушения правил охраны труда не только лиц, состоящих с работодателем в официально оформленных трудовых отношениях (независимо от оснований возникновения этих правоотношений), но и лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в порядке, предусмотренном ТК РФ. В последнем случае необходимо исходить из установления фактических трудовых отношений между работодателем и работником‒потерпевшим. В связи с этим поддерживаем законодателя в том, что абз. 7 ч. 2 ст. 16 ТК РФ признан утратившим силу и вводится соответствующая норма в виде самостоятельной части 3 указанной статьи. Согласно ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Считаем, что фактические трудовые отношения можно отнести к иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениям.
Доказательством расширения круга лиц
, которые могут быть признаны потерпевшими от преступных нарушений правил охраны труда, являются также коррективы, внесенные в ст. 227 ТК РФ. Формулировка «несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами» заменена на «несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя». Так, ч. 2 ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относит работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором; лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно‒производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ; членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности. В связи с этим следует отметить, что законодатель, называя данные категории работников, по сути приводит в соответствие положения ч. 2 ст. 227 ТК РФ с п. «г» ч. 1 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2020 г. № 73 1.
Одним из главных элементов преступного нарушения правил охраны труда является объективная сторона, которая в изучаемом составе преступления характеризуется тремя обязательными условиями: 1) общественно опасным деянием ‒ нарушение правил охраны труда; 2) наступившими общественно опасными последствиями и 3) причинно‒следственной связью между деянием и наступившими последствиями. Федеральным законом от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ были внесены изменения, которые имеют практическое значение для первого условия объективной стороны состава преступления, регламентированного ст. 143 УК РФ. В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты представляют интерес, если они содержат нормы трудового права. Тем самым законодатель прямо закрепляет обязанность следователя и судьи в процессе квалификации преступного нарушения правил охраны труда обращаться не только к ТК РФ, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства РФ, нормативно‒правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, но и к коллективному договору, трудовому соглашению и соответствующим локальным актам организации (приказам, распоряжениям, инструкциям и др.).
Подводя итог изложенному, можно сделать следующий вывод. Законодательные решения, выразившиеся в Федеральном законе от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ, в сфере охраны труда представляются жизненноважными, необходимыми и соответствующими насущным задачам правоприменителя при квалификации преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. Изменения, внесенные в ТК РФ, будут способствовать решению таких вопросов квалификации действий (бездействия) лица по нарушению правил охраны труда, как: 1) правильность установления непосредственного и дополнительного объекта; 2) признание в качестве потерпевших лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в порядке, предусмотренном ТК РФ, и состоящих с работодателем в фактических трудовых отношениях; 3) необходимость обращаться при определении нарушения конкретного правила охраны труда не только к законодательным и подзаконным нормативным правовым актам, но и к локальным актам предприятия, содержащим нормы трудового права; 4) рассматрение в качестве субъекта преступления индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, которая влечет административную или уголовную ответственность, и имеющих наемных работников. Решение названных вопросов поможет в следственной и судебной практике определить виновных в нарушении правил охраны труда лиц и назначить справедливое наказание.
Согласно рассматриваемым изменениям уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда наступает при условии, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143 УК РФ) или смерть человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ). Нарушение правил охраны труда, повлекшее причинение по неосторожности небольшой и средней тяжести вреда здоровью, подпадает под признаки административного или должностного проступка.
Для решения этого вопроса раньше необходимо было обращаться к положениям абз. 7 ч. 2 ст. 16 и ч. 2 ст. 67 ТК РФ. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 11 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. ТК РФ (в ред. Федерального закона от 9 мая 2021 г. № 45‒ФЗ) в ч. 1 ст. 11 предусматривалось, что трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Таким образом, изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ, позволяют относить к потерпевшим от нарушения правил охраны труда не только лиц, состоящих с работодателем в официально оформленных трудовых отношениях (независимо от оснований возникновения этих правоотношений), но и лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в порядке, предусмотренном ТК РФ. В последнем случае необходимо исходить из установления фактических трудовых отношений между работодателем и работником‒потерпевшим. В связи с этим поддерживаем законодателя в том, что абз. 7 ч. 2 ст. 16 ТК РФ признан утратившим силу и вводится соответствующая норма в виде самостоятельной части 3 указанной статьи. Согласно ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Считаем, что фактические трудовые отношения можно отнести к иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениям.
Доказательством расширения круга лиц
, которые могут быть признаны потерпевшими от преступных нарушений правил охраны труда, являются также коррективы, внесенные в ст. 227 ТК РФ. Формулировка «несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами» заменена на «несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя». Так, ч. 2 ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относит работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором; лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно‒производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ; членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности. В связи с этим следует отметить, что законодатель, называя данные категории работников, по сути приводит в соответствие положения ч. 2 ст. 227 ТК РФ с п. «г» ч. 1 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2020 г. № 73 1.
Одним из главных элементов преступного нарушения правил охраны труда является объективная сторона, которая в изучаемом составе преступления характеризуется тремя обязательными условиями: 1) общественно опасным деянием ‒ нарушение правил охраны труда; 2) наступившими общественно опасными последствиями и 3) причинно‒следственной связью между деянием и наступившими последствиями. Федеральным законом от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ были внесены изменения, которые имеют практическое значение для первого условия объективной стороны состава преступления, регламентированного ст. 143 УК РФ. В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты представляют интерес, если они содержат нормы трудового права. Тем самым законодатель прямо закрепляет обязанность следователя и судьи в процессе квалификации преступного нарушения правил охраны труда обращаться не только к ТК РФ, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства РФ, нормативно‒правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, но и к коллективному договору, трудовому соглашению и соответствующим локальным актам организации (приказам, распоряжениям, инструкциям и др.).
Заключение
Подводя итог изложенному, можно сделать следующий вывод. Законодательные решения, выразившиеся в Федеральном законе от 30 июня 2020 г. № 90‒ФЗ, в сфере охраны труда представляются жизненноважными, необходимыми и соответствующими насущным задачам правоприменителя при квалификации преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. Изменения, внесенные в ТК РФ, будут способствовать решению таких вопросов квалификации действий (бездействия) лица по нарушению правил охраны труда, как: 1) правильность установления непосредственного и дополнительного объекта; 2) признание в качестве потерпевших лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в порядке, предусмотренном ТК РФ, и состоящих с работодателем в фактических трудовых отношениях; 3) необходимость обращаться при определении нарушения конкретного правила охраны труда не только к законодательным и подзаконным нормативным правовым актам, но и к локальным актам предприятия, содержащим нормы трудового права; 4) рассматрение в качестве субъекта преступления индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, которая влечет административную или уголовную ответственность, и имеющих наемных работников. Решение названных вопросов поможет в следственной и судебной практике определить виновных в нарушении правил охраны труда лиц и назначить справедливое наказание.
Согласно рассматриваемым изменениям уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда наступает при условии, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143 УК РФ) или смерть человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ). Нарушение правил охраны труда, повлекшее причинение по неосторожности небольшой и средней тяжести вреда здоровью, подпадает под признаки административного или должностного проступка.
Список использованной литературы
-
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63‒ФЗ (ред. от 10.05.2007)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. -
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года № 181‒Ф3. (утратил силу) //Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3702. -
Архив Первомайского районного суда города Краснодара. 2020. Дело № 395. -
Бередиских А.А. О работе Госинспекции труда в Кировской области // Справочник кадровика. ‒2019. ‒ № 9. С. 4-12. -
Варов В. О типичных нарушениях законодательства о труде // Хозяйство и право. ‒ 2021. ‒ № 7. ‒ С. 45-51. -
Грошев А., Смык О. Квалификация нарушения правил охраны труда несколькими лицами // Уголовное право. ‒2020. ‒№ 1. С. 29-32. -
Горовой С.А., Глебов В.Г. Проблемы государственной охраны труда // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2016. - №33. – С. 202-208. -
Кашепов В.П. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. - 2015. - №3. – С. 90-101. -
Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. М.: Правовая культура, 2020. ‒ 256 с. -
Князева Н.А. Защита трудовых прав групп работников // Журнал российского права. - 2016. - №11. – С. 133-140. -
Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 3: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2020. – 459 с. -
О производственном травматизме и условиях труда в Краснодарском крае: Аналитическая записка Краснодарстат. Краснодар, 2021. – 149 с. -
Обзор судебной практики по Саратовской области за 2021г. // Справочно‒правовая система «Консультант Плюс». -
Остроухов А. Во имя охраны труда... // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2021. - №42. – С. 10-11. -
Попов Ю.П. Охрана труда. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2019. – 224 с. -
Потапова Н.Л. Основания возбуждения уголовного дела при расследовании преступных нарушений правил охраны труда // Российский следователь, № 2, 2021. – 164 с. -
Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ по уголовным делам с комментариями и пояснениями / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: БЕК, 2020. – 288 с. -
Смык О.А. Преступные нарушения правил охраны труда в сфере незаконного предпринимательства: Проблемы теории и практики // Российский следователь. ‒ 2021. ‒ № 8. ‒ С. 45-52. -
Смык О.А. Проблемы уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда (по материалам судебной практики Краснодарского края): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2020. С.8. -
Совершенствование законодательства о труде: Теоретические проблемы // Журнал российского права. ‒ 2019. ‒ № 6. С. 7-15. -
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Т.Н. Волкова, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова и др.; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Изд. испр. и доп. – М.: Контракт, 2016. – 426 с. -
Щедрина А. Ответственность за нарушения правил охраны труда // Советская юстиция. 1963. № 13. С. 19. -
Яблоков Н. Расследование несчастных случаев, связанных с производством. М.: Профиздат, 1965. С. 84.