ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Уголовно‒правовая характеристика нарушений правил охраны труда
Глава 2. Проблемы, возникающие при квалификации преступных нарушений правил охраны труда
2.1. Основания возбуждения уголовного дела
2.2. Отличие правонарушения от преступного деяния в сфере нарушений правил охраны труда
Содержание
Введение 3
Глава 1. Уголовно‒правовая характеристика нарушений правил охраны труда 5
Глава 2. Проблемы, возникающие при квалификации преступных нарушений правил охраны труда 18
2.1. Основания возбуждения уголовного дела 18
2.2. Отличие правонарушения от преступного деяния в сфере нарушений правил охраны труда 19
2.3. Изменения Трудового кодекса РФ и их влияние на квалификацию преступных нарушений правил охраны труда 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Охрана труда ‒ это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‒экономические, организационно‒технические, санитарно‒гигиенические, лечебно‒профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда ‒ это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими1.
Правовым основанием привлечения виновного лица к уголовной ответственности за несоблюдение требований законодательства в области охраны труда выступает ст. 143 УК РФ.
Конституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитию соответствующих государственных приоритетов препятствует, а порой и создает угрозу нормальному существованию соответствующих отношений в характеризуемой сфере человеческой жизнедеятельности простое игнорирование государственных предписаний в области охраны труда, а отчасти их умышленное попрание с целью скорейшего достижения поставленных целей при минимальных затратах.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения по поводу нарушений правил охраны труда.
Предметом исследования - правовые акты, регулирующие правила охраны труда.
Цель данной курсовой работы рассмотреть уголовно‒правовую характеристику нарушений правил охраны труда, а также проблем отграничения преступного деяния от правонарушения в сфере трудового законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать уголовно‒правовую характеристику нарушений правил охраны труда.
2.Определить и рассмотреть проблемы, возникающие при квалификации преступлений при нарушении правил охраны труда.
трТеоретической основой для данной работы послужили труды различных ученых правоведов, например такие как О.А. Смык, С.А. Горовой, Н.Л. Потапова и т.д.
Глава 1. Уголовно‒правовая характеристика нарушений правил охраны труда
-
Понятие охраны труда и ее место в системе российского
законодательства
Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность уголовного наказания лиц, виновных в нарушении правил охраны труда. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ1 последняя наступает вследствие нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, при условии, что результатом таковых действий явилось неосторожное причинение тяжкого2 вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) или повлекло его смерть (ч. 2 ст. 143 УК РФ).
Общественная опасность этого преступления определяется тем, что посягательство осуществляется на предусмотренное Конституцией РФ право на безопасные условия труда, практически исключающие возможность получения производственного травматизма и соответствующих заболеваний.
При характеристике соответствующей уголовно‒правовой нормы обращаем ваше внимание на то обстоятельство, что законодательство не содержит перечня конкретных проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам техники безопасности или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере. Следователь, прокурор или суд, формулируя обвинение, должны назвать пункты соответствующих правил охраны труда, которые были нарушены.
Правила по технике безопасности и иные правила охраны труда устанавливаются правительством, министерствами и ведомствами по согласованию с профессиональными союзами и содержат требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников. Как показала практика, наиболее распространенными являются следующие нарушения: отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения производственных работ, допуск к работе неинструктированного, необученного или недостаточно обученного работника, отсутствие предохранительных сооружений, оборудования, устройств и других средств защиты.
Правила по технике безопасности и правила охраны труда весьма многообразны и в значительной степени определяются спецификой как отрасли, так и конкретного производства. Они могут быть общими, установленными для любых организаций, и специальными, предусмотренными для конкретных объектов различных отраслей.
Особое внимание рекомендуется обращать на такие несчастные случаи на производстве, как: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар, ожог, обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся; телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли1:
1) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и тому подобное перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
2) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;
3) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель‒сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и т.п.);
4) при работе вахтово‒экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
5) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
6) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия труда. Вторым объектом преступного посягательства выступает жизнь и (или) здоровье граждан, занятых в тех или иных отраслях экономической жизни.
В числе потенциальных потерпевших могут оказаться: работники, выполняющие работу по трудовому договору; граждане, выполняющие работу по гражданско‒правовому договору; студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно в соответствии с должностным регламентом возложена обязанность обеспечить соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ. Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий также несут ответственность, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда,
либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил1.
Вместе с тем в процессе судебной практики сложилось единое и не подвергающееся сомнению мнение, что соответствующие лица могут быть освобождены от ответственности при условии, что возлагаемые на них обязанности были выполнены надлежащим образом, а наступивший преступный результат ‒ исключительная вина потерпевшего, который своими действиями нарушил требования инструктажа и допустил грубую небрежность.
Для ответственности по ст. 143 УК РФ необходимо установить наступление указанных в ней последствий. При этом является обязательной причинная связь между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими последствиями. Необходимо тщательно и всесторонне исследовать причинную связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями.
Такими последствиями являются причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) и его смерть (ч. 2 ст. 143 УК РФ). Причинение средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью человека при нарушении правил охраны труда уголовной ответственности не влечет, но может рассматриваться как административное или дисциплинарное правонарушение.
В КоАП РФ также предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом организации независимо от формы ее собственности законодательства об охране труда. Так, в частности, ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Повторное совершение подобного деяния имеет более негативное воздействие на виновного и соответственно выражается в дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Разграничение преступления и административного проступка при нарушении правил охраны труда должно проводиться в зависимости от наступивших последствий. Отсутствие последствий или причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью работника является признаком административно наказуемого нарушения правил охраны труда.
Отсутствие причинной связи между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими, указанными в ст. 143 УК РФ последствиями также исключает уголовную ответственность. Так, по одному из уголовных дел, возбужденных по ст. 143 УК РФ, в постановлении о прекращении уголовного дела отмечалось: установленные нарушения, отмеченные ведомственной комиссией по расследованию причин несчастного случая, не находятся в прямой причинной связи с наступившими вредными последствиями.