ВУЗ: Чеченский государственный университет

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 676

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. С. Шарафутдинова

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Учебник

Значение лингвистического психологизма

Лингвистический психологизм в Европе развился из одной составной части учения В. Гумбольдта, а именно из его индивидуализма. Ведь конкретным единством обладает лишь индивид.

Главная заслуга психологической концепции языка в том, что она поставила вопрос о соотношении языка и мышления, речи и мысли. Представители психологического направления придавали большое значение исследованию речевых актов живого языка, что, по их мнению, позволяло понять сущность и происхождение языка, выявить его внутреннее строение и развитие языковых форм. Пристальное внимание они уделяют процессам образования языковых единиц, пытаясь объяснить их психологическими законами ассимиляции, ассоциации, апперцепции.

«Главный недостаток психологической концепции – преувеличение роли представлений и преуменьшение роли понятий. Психологизм игнорирует специфику языка как общественного явления» [2, с. 35].

Психологизм победил в борьбе против биологизма Шлейхера и логицизма. Но психологизм определяет язык только как орудие мысли и средство выражения сознания. Язык как средство общения и воздействия, как орудие культуры, вопросы происхождения и развития языка не могут быть истолкованы представителями лингвистического психологизма. Они под силу только языкознанию как своеобразной науке, изучающей язык как в общественном, так и в индивидуальном аспекте. В лингвистическом психологизме, возникшем как отрицание

натурализма и логицизма, в последующем выделяются такие разновидности, которые будут сочетать психологизм с изучением других сторон языка, речевой деятельности и мышления.

Основными школами лингвистического психологизма являются этнолингвистика, психологическая социология языка, семантический психологизм, психология речи и психолингвистика. Их отличия в известной степени опираются на различные психологические учения.



учения В. Гумбольдта

Целое и единичное в языке.Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу.

Индивидуальное и коллективное в языке.Языки можно считать творением народов, но в то же время они остаются творением отдельных лиц.

Понимание и непонимание.«Никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги по воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах в то же время и разногласие».

Едини́ца языка́ — элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам

Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными).


ассоциация

1. (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация(восприятиепредставление) одного из них влечет за собой появление другого.

Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми. Одно из фундаментальных свойств психики человека

Шлейхер переносит на языки и положение Дарвина о борьбе за существование в природе. Он считает, что в настоящем периоде жизни человечества победителями оказываются преимущественно языки индогерманского племени; распространение их продолжается, а многие другие языки ими вытеснены.

ЛО́ГИКА (греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания.

Термин «логика» обозначал словесное выражение мысли (logos). Логическое направление в языкознании – совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.

Лингвистический биологизм

(лингвистический натурализм)

   учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода висследованиях языка.


Этнолингвистика - изучение языка в его отношении к культуре народа, исследование взаимодействия языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

В. Гумбольдт одним из первых обосновал социальные категории языка.Ученый указывал, что язык развивается только в обществе: человек понимает себя только при условии, что его слова понятны и другим. Однако здесь исследователь больше рассматривает аспект речевой деятельности, нежели языка.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ. [гр. semantikos - значащий] - лингв. относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.




Основные черты младограмматического направления

Известный советский языковед Б. Н. Головин выделяет следующие основные черты младограмматического направления [4, с. 292]:

1.Пристальное внимание к фактам речевой деятельности, понимаемой в духе психологических идей той поры; «понимание языка как индивидуальной психофизиологической деятельности» [2, с. 305].

2.Предпочтение истории живых языков и истории языков, письменно фиксированной, предположениям о далеком языковом прошлом, не отраженном в письменных документах.

223

3.Критика идеи восстановления (реконструкции) древнейших языков и их структур.

4.Убеждение в действии не знающих исключений звуковых законов и в связи с этим тщательность фонетических исследований.

5.Убеждение в действии закона аналогии в развитии грамматического строя и тщательное изучение тех явлений, которые охватываются этим законом. Так, Б. Дельбрюк писал: «Неизбежность действия аналогии в языке становится очевидной, если уяснить себе, что слова в душе говорящего являются в значительно большей части своей не обособленно, но в тесной связи (ассоциированные) с другими» [5].


6.Внимание к отдельным, частным, разрозненным фактам языковой жизни, отдельным элементам языковой структуры (атомизм исследования).

7.Отрицание реальности «общих» языков, замена понятия о них понятием индивидуальной речи.

8.Внимание к жизни народных говоров и их изучение.

9.Отрицание всякой закономерности в системных связях

слов.

Стремление младограмматиков к усовершенствованию методов исследования, тщательная обработка языкового материала и расширение сравнительно-историческогоизучения языков оказали влияние на

многих известных лингвистов (В. Томсен, К. Вернер, М. Бреаль, Г. Асколи, У. Уитни). Слабые стороны младограмматической концепции, выявленные к началу XX века, подверглись резкой критике.

Школа «слова и вещи»

Рождением этой школы считается создание журнала «Wörter und Sachen» («Слова и вещи») в 1909 году. Основатели журнала – австрийские ученые Гуго (Хуго) Шухардт (1842–1927)и Рудольф Мерингер

(1859–1931).

Цель этой школы – изучение истории слов в связи с историей вещи («слово существует лишь в зависимости от вещи», – говорил Г. Шухардт). Согласно Шухардту, вещь изменяется, а слово, напротив, остается неизменным. По характеру своей концепции эта школа замыкалась в кругу проблем этимологии, лексикологии и семасиологии [5]. «Основное возражение у представителей этой школы вызывает интерпретация младограмматиками языка как самодовлеющего механизма Достаточно значительный сам по себе, имеющий вполне самостоятельное значение., функционирующего и развивающегося в соответствии с фонетическими законами и законами аналогии» [2, с. 458–459].

Гуго Шухардт (4 февраля 1842, Гота — 21 апреля 1927, Грац) – главный представитель этой школы, австриец, интересовался широким кругом проблем, изучал языки, хотя основной областью его исследований были романские языки. Он считал язык продуктом говорящего индивида. Общественное положение, условия жизни индивида, его характер, культура, возраст оказывают, по его мнению, прямое влияние на язык, создают определенный индивидуальный стиль. Основную причину языкового изменения Г. Шухардт видел в беспрерывных языковых скрещениях. Он писал: «Не существует ни одного языка, свободного от скрещений и чуждых элементов». Позднее академик Николай Яковлевич Марр(1861–1934)широко использовал этот тезис в своих теориях. «Согласно Н. Я. Марру, расщепления языков и, следовательно, языковых семей и языкового родства быть не может; в полную противоположность концепции родословного древа языки могут только скрещиваться. Развитие языков проходит от первоначального множества к единству» [1, с. 114].

Г. Шухардт, выступая против младограмматиков, отрицал [5]:

1.Закономерность в звуковых изменениях.

2.Возможность деления истории языка на четко разграниченные хронологические периоды.

3.Наличие границ между отдельными говорами, диалектами и языками.


Шухардт был против термина «филология» и против отнесения филологии к особой области знания, решающей проблемы языка и литературы [2, с. 460].

Шухардт не принимал и концепцию родословного древа А. Шлейхера, разделявшуюся младограмматиками.

Вместо генеалогической классификации Г. Шухардт выдвинул теорию географического выравнивания (непрерывность перехода одного языка в другой в соответствии с их географическим положением).

Значительное внимание Г. Шухардт уделял этимологическим, семасиологическим и многочисленным частным вопросам языкознания. Г. Шухардт занимался изучением истории слова и истории обозначаемой им вещи.

По Г. Шухардту, вещь по отношению к слову – это нечто первичное и устойчивое. Тогда как слово тяготеет к вещи и движется вокруг нее. Слово «вещь» в такой же мере относится к действиям и состояниям, как и предметам (неодушевленным и одушевленным, реальным и нереальным).

Представление в отношении между вещью и словом играет не случайную, а закономерную роль, подобно тому, как между фактом и представлением стоит мысль, так между вещью и словом неизменно находится представление. Идеал всемирного языка – чтобы каждое слово имело лишь одно значение, а каждая вещь – одно обозначение. Комплексное изучение истории слова и истории обозначаемой им вещи «позволило уточнить многие этимологии, развить методику исторической семантики».<...> В то же время свойственная и младограмматикам атомизация исследований, тенденция к изолированному рассмотрению отдельных слов и звуков в их историческом развитии достигла у X. Шухардта крайности» [1, с. 110].



Закон аналогии Один из важных внутренних законов развития языка, изменения его норм и т. д.

Скрещивание языков -Предполагалось, что новые, генетически самостоятельные языковые единицы могут образовыватьсяне только в процессе однолинейного  исторического развития старых, но и в результате активного взаимодействия двух и более первоначально не родственных языков

Концепция родословного древа основана на том, что развитие языков, как и развитие животного и растительного мира, идет только одним способом: языки и языковые группы могут какое угодно число раз дробиться, отдельные ветви могут «отсыхать», но ни при каких условиях языки не могут скрещиваться между собой. Языки расходятся, но не сходятся.

Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

СЕМАСИОЛО́ГИЯ, семасиологии, мн. нет, жен. (от греч. semasion - знак и logos - учение) (линг.). Отдел лингвистики - учение о значениях слов.

Атомизация  — распад традиционных связей, разобщение, появление изолированности. 

ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ.

1). Основные признаки логического направления.

2). Распространение логицизма.

3). Лингвистическая концепция Г. Штейнталя.

4). Последователи Г. Штейнталя.

5). Значение лингвистического психологизма.

МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ. КРИТИКА МЛАДОГРАММАТИЗМА В НАЧАЛЕ ХХ в.

1). Концепция младограмматизма.

2). Г. Пауль ─ главный идеолог младограмматиков.

3). Основные черты младограмматического направления.

4). Школа «слова и вещи».

5). Эстетическая школа К. Фосслера.

6). Французско-швейцарская социологическая школа.

7). Возникновение Московской лингвистической школы.

8). «Диссиденты индоевропеизма».