ВУЗ: Северный государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 22376
Скачиваний: 365
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Под редакцией академика РАМН, профессора П.И. Сидорова
Рецензенты:
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.: ил.
П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, В.Д. Алексеенко, И.М. Бойко, А.В. Вальков, В.Д. Иванов, Л.Н. Коряковский, С.В. Маруняк, В.А. Муравьев, А.А. Небученных, А.В. Онищенко, А.С. Сарычев.
В учебнике рассмотрены основные задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийской службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны. Освещены основные положения лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В соответствии с современными научными представлениями особое внимание уделено организации оказания всех видов медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Рассмотрены вопросы организации санитарно-противоэпидемических мероприятий, медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях, различные аспекты психиатрии катастроф.
Учебник составлен с использованием последних руководящих документов.
Содержание глав учебника отражает весь спектр вопросов действующей программы «Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» для студентов медицинских вузов.
Учебник может быть рекомендован для последипломной подготовки руководителей здравоохранения и практических врачей.
Коллектив авторов, 2006 г.
Северный государственный медицинский университет, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие |
20 |
Курс I. Организация и основы деятельности службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны |
25 |
1. СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ |
25 |
1.1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
25 |
1.1.1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени:
|
25 |
1.1.2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):
|
35 |
1.1.3. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
|
36 |
1.1.4. Режимы функционирования РСЧС. |
39 |
1.1.5. Задачи и состав сил и средств РСЧС. |
43 |
1.1.6. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России:
|
48 |
1.1.7. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
51 |
1.2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф. |
56 |
1.2.1. Краткий очерк истории возникновения Всероссийской службы медицины катастроф. |
56 |
1.2.2. Определение, задачи и мероприятия по режимам функционирования ВСМК. |
63 |
1.2.3. Основные принципы организации ВСМК. |
69 |
1.2.4. Организация ВСМК:
|
75 |
1.2.4.1. Региональные и территориальные центры медицины катастроф, Архангельский областной центр медицины катастроф. |
77 |
1.2.5. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
|
83 |
1.2.6. Задачи и организационная структура государственной санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях:
|
90 |
1.2.7. Служба медицины катастроф Министерства обороны России, силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС Министерства транспорта и связи России и МВД России. |
102 |
1.2.8. Структура службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации на примере Архангельской области. |
106 |
1.3. Задачи и организационная структура медицинской службы гражданской обороны (МСГО). |
110 |
1.3.1. Основные понятия, задачи, принципы организации и ведения гражданской обороны. |
110 |
1.3.2. Задачи и основы организации медицинской службы гражданской обороны. |
121 |
1.3.3. Организация медицинской службы гражданской обороны:
|
124 |
1.3.4. Управление медицинской службой гражданской обороны. |
136 |
1.3.5. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны. |
139 |
1.3.6. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны. |
152 |
1.3.7. Материальное обеспечение и финансирование медицинской службы гражданской обороны. |
153 |
1.3.8. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения. |
155 |
Курс II. Защита от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций |
163 |
1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
163 |
1.1. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях. |
163 |
1.1.1. Основные принципы и способы защиты. Мероприятия по защите населения. |
163 |
1.1.2. Оповещение населения. |
164 |
1.1.3. Характеристика защитных сооружений:
|
166 |
1.1.4. Характеристика средств индивидуальной защиты:
|
170 |
1.1.5. Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты. |
190 |
1.1.6. Эвакуация населения. |
201 |
1.1.7. Организация радиационного, химического и бактериологического контроля. |
209 |
1.1.8. Режимы защиты населения. |
212 |
1.1.9. Специальная обработка. |
214 |
1.2. Медицинская защита населения в чрезвычайных ситуациях. |
218 |
1.2.1. Определение и мероприятия медицинской защиты. |
218 |
1.2.2. Медицинские средства индивидуальной защиты. |
219 |
1.3. Организация медико-санитарного обеспечения эвакуации населения. |
235 |
1.3.1. Организация оказания медицинской помощи при эвакуации населения. |
235 |
1.3.2. Медико-санитарное обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих производственную деятельность. |
241 |
1.4. Подготовка лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) к работе в чрезвычайных ситуациях. |
242 |
1.4.1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях. |
242 |
1.4.2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях здравоохранения. |
246 |
1.4.3. Эвакуация медицинских учреждений. |
256 |
1.4.4. Организация работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях. |
267 |
Курс III. Организация медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях |
287 |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
287 |
1.1. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. |
287 |
1.1.1. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения. |
287 |
1.1.2. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения:
|
291 |
1.1.3. Основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий, виды и объем медицинской помощи. |
297 |
1.1.4. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях:
|
309 |
1.1.5. Медицинская сортировка пораженных (больных) в условиях чрезвычайной ситуации:
|
322 |
1.1.6. Основы организации работы подвижного многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита». |
332 |
1.1.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях. |
336 |
1.1.8. Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
341 |
1.2. Управление службой медицины катастроф. |
348 |
1.2.1. Определение, направления и содержание управления. |
348 |
1.2.2. Система управления ВСМК. |
352 |
1.2.3. Основы планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. |
355 |
1.2.4. Организация взаимодействия ВСМК. |
371 |
1.2.5. Управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
376 |
1.2.6. Автоматизация управления службой медицины катастроф. |
380 |
1.2.7. Учет и отчетность в системе ВСМК. |
385 |
1.3. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера. |
391 |
1.3.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий:
|
391 |
1.3.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий:
|
430 |
1.3.3. Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях транспортного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера:
|
465 |
1.3.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах:
|
482 |
1.4. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий) |
505 |
1.4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений:
|
507 |
1.4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф:
|
516 |
1.5. Организация оказания медицинской помощи в очагах массового поражения военного времени. |
541 |
1.5.1. Основы организации оказания медицинской помощи в очаге ядерного поражения:
|
541 |
1.5.2. Основы организации оказания медицинской помощи в очаге химического поражения:
|
587 |
1.5.3. Краткая характеристика очага бактериологического (биологического) поражения. |
613 |
1.5.4. Краткая характеристика очага комбинированного поражения |
621 |
1.5.5. Поражающее действие новых видов оружия массового поражения. |
622 |
1.5.6. Поражающее действие обычных видов оружия (обычных средств поражения). |
629 |
1.6. Несмертоносное вооружение. |
634 |
1.6.1. Назначение несмертоносного вооружения. |
634 |
1.6.2. Несмертоносные технологии. |
636 |
1.6.3. Опасность для здоровья. |
639 |
1.7. Психиатрия катастроф. |
641 |
1.7.1. Психические проявления на воздействия экстремальной ситуации. |
641 |
1.7.2. Поведенческие реакции пострадавших. |
649 |
1.7.3. Психогенные расстройства на воздействия экстремальной ситуации. |
657 |
1.7.4. Периоды развития психогений в остро возникшей жизнеопасной ситуации. |
667 |
1.7.5. Организация и содержание психологической и психиатрической помощи. |
675 |
1.7.6. Особенности личности персонала аварийно – спасательных формирований. |
687 |
1.7.7. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
694 |
2. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. |
697 |
2.1. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях. |
697 |
2.1.1. Эпидемии инфекционных заболеваний и групповые отравления. |
697 |
2.1.2. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях:
|
707 |
2.2. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очага заражения биологическими агентами. |
775 |
2.2.1. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях мирного времени. |
775 |
2.2.2. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации. |
781 |
2.2.3. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных. |
796 |
2.2.4. Противоэпидемические мероприятия при работе больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях. |
801 |
2.2.5. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при эвакуации населения. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций при эвакуации пострадавшего населения. |
806 |
2.2.6. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах природных чрезвычайных ситуаций. |
810 |
2.2.7. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах техногенных чрезвычайных ситуаций. |
818 |
2.2.8. Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях. |
820 |
2.3. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в военное время. |
824 |
2.3.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. |
824 |
2.3.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. |
826 |
2.3.3. Принципы организации работы государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. |
834 |
2.3.4. Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время. |
848 |
2.3.5. Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. |
856 |
3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
860 |
3.1. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. |
860 |
3.1.1. Характеристика и классификация медицинского имущества. |
860 |
3.1.2. Общая характеристика и классификация полевого медицинского оснащения. |
882 |
3.1.3. Источники обеспечения медицинским имуществом. |
885 |
3.1.4. Основные требования, предъявляемые к качеству медицинского имущества и к новым образцам медицинской техники. |
886 |
3.1.5. Основы организации медицинского снабжения службы медицины катастроф. |
887 |
3.2. Организация создания и порядок использования резерва медицинского имущества службы медицины катастроф. |
895 |
3.2.1. Организационная структура резерва медицинского имущества службы медицины катастроф. |
895 |
3.2.2. Использование резерва медицинского имущества. |
903 |
3.3. Учет медицинского имущества. |
905 |
3.4. Организация работы органов медицинского снабжения. |
916 |
3.4.1. Организация работы подразделений медицинского снабжения СМК в режиме повышенной готовности. |
916 |
3.4.2. Подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях. |
918 |
3.4.3. Особенности организации медицинского снабжения учреждений и формирований СМК в режиме чрезвычайной ситуации. |
924 |
3.4.4. Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях. |
928 |
3.4.5. Организация обеспечения медицинским имуществом формирований и учреждений МСГО в военное время. |
932 |
4. КАДРЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ. |
940 |
4.1. Подготовка кадров службы медицины катастроф. |
940 |
4.1.1. Особенности работы и требования к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф. |
940 |
4.1.2. Система подготовки кадров службы медицины катастроф. |
941 |
4.1.3. Статус спасателя. |
945 |
ПРИЛОЖЕНИЯ. |
951 |
1. Положение о бригаде специализированной медицинской помощи. |
951 |
2. Положение о врачебно-сестринской бригаде. |
963 |
3. Классификация средств индивидуальной защиты. |
973 |
4. Оценка состояния готовности службы медицины катастроф на объектовом уровне. |
974 |
5. Разработка плана действий объекта здравоохранения (лечебно профилактического учреждения) в чрезвычайных ситуациях. |
985 |
6. Инструкция по работе приемного отделения ЛПУ в чрезвычайной ситуации. |
1010 |
7. «Донесение о чрезвычайной ситуации (первичное, последующее, заключительное)» Форма № 165/у-05. |
1013 |
8. Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС) Форма № 167/у-05. |
1017 |
9. Список аварийно опасных химических веществ, включенных в первоочередной список и основной механизм их действия на организм. |
1019 |
10. Первичная медицинская карточка ГО (форма - № 1 МСГО). |
1021 |
11. Сортировочные марки МСГО. |
1023 |
12. Критерии определения неудовлетворительного санитарного состояния сооружений водопровода. |
1024 |
13. Порядок применения защитного противочумного костюма. |
1026 |
14. Схема специальной экстренной профилактики (при известном возбудителе). |
1032 |
Список сокращений |
1035 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
На территории Российской Федерации как показали события последних десятилетий, возможен весь спектр природных и техногенных ЧС, которые, к сожалению, стали достаточно частыми явлениями, а их медико-санитарные последствия - более масштабными. Подобная тенденция характерна и для социальных потрясений – локальных вооруженных конфликтов, войн и эпидемий. При этом медико-санитарные последствия в результате крупных техногенных катастроф и стихийных бедствий сопоставимы с последствиями ведения боевых действий с применением оружия массового поражения.
Тенденция к увеличению числа и тяжести чрезвычайных ситуаций характерна для всех стран мира. Не случайно девяностые годы 20-го столетия Организацией Объединенных Наций провозглашены международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций.
Мы живем в мире, насыщенном сложнейшими и опасными технологиями. Взять ту же энергетику: «век электричества» сменился «веком атома» — и сегодня на планете работает около 250 АЭС.
Разумеется, применение опасных технологий в любой отрасли сопровождается многоуровневой системой защиты от любых возможных неожиданностей. То есть дефект конструкции или ошибка персонала подстраховывается двумя, а то и тремя техническими решениями, призванными исключить аварийную ситуацию. И все же, как бы ни совершенствовались системы безопасности, исключить вероятность техногенных катастроф не удается. Печальные примеры тому (вернемся опять же к энергетике) — аварии на АЭС в Уиндскейле (Великобритания, 1957), на острове Три-Майл (штат Пенсильвания, США, 1979), катастрофа в Чернобыле (1986).
Чрезвычайные ситуации возникают и на объектах химической промышленности. В 1976 г. в итальянском городе Савезо на химическом заводе из-за выброса диоксина подверглась заражению огромная территория, тысячи людей были отравлены и стали инвалидами на всю жизнь. В 1989 г. произошла авария на производственном объединении «Азот» в литовском городе Ионава: взорвалось хранилище жидкого аммиака. Погибло восемь человек. И этим перечень ЧС на объектах химической промышленности далеко не исчерпывается.
Сегодня в мире есть страны, неблагополучные в эпидемиологическом отношении. Не смотря на принимаемые меры внутри государств, межгосударственного уровня по предупреждению распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний, избежать возникновения эпидемий и пандемий не удается.
Что касается стихийных бедствий?
По предположениям ряда ученых, в XXI веке ожидается повышение сейсмической активности Земли, в том числе на территории Европейского Севера.
В какой-то мере люди научились предупреждать грядущие беды. Совершенствуется деятельность службы прогноза. Все это, безусловно, может смягчить последствия возможных стихийных бедствий. Но сами по себе стихийные бедствия не управляемы человеком. Как же сохранить здоровье и жизнь людей, которые продолжают гибнуть в ЧС несмотря ни на какие защитные системы и самые точные прогнозы?