Файл: Сидоров П.И.Медиц обеспечение в ЧС.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 22376

Скачиваний: 365

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.














МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ



Под редакцией академика РАМН, профессора П.И. Сидорова



Рецензенты:



МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.: ил.

П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, В.Д. Алексеенко, И.М. Бойко, А.В. Вальков, В.Д. Иванов, Л.Н. Коряковский, С.В. Маруняк, В.А. Муравьев, А.А. Небученных, А.В. Онищенко, А.С. Сарычев.

В учебнике рассмотрены основные задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийской службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны. Освещены основные положения лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В соответствии с современными научными представлениями особое внимание уделено организации оказания всех видов медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Рассмотрены вопросы организации санитарно-противоэпидемических мероприятий, медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях, различные аспекты психиатрии катастроф.

Учебник составлен с использованием последних руководящих документов.

Содержание глав учебника отражает весь спектр вопросов действующей программы «Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» для студентов медицинских вузов.

Учебник может быть рекомендован для последипломной подготовки руководителей здравоохранения и практических врачей.


Коллектив авторов, 2006 г.

Северный государственный медицинский университет, 2006 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

20

Курс I. Организация и основы деятельности службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны

25

1. СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

25

1.1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

25

1.1.1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени:

  • определение основные понятия и классификация чрезвычайных ситуаций;

  • медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.


25

1.1.2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

  • определение, задачи, основные направления деятельности и мероприятия РСЧС;

  • основные принципы построения и функционирования РСЧС.



35

1.1.3. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • территориальные и функциональные подсистемы РСЧС;

  • понятие о постоянно действующих органах управления, органах повседневного управления (пунктах управления), силах и средствах.


36

1.1.4. Режимы функционирования РСЧС.

39

1.1.5. Задачи и состав сил и средств РСЧС.

43

1.1.6. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России:

  • войска гражданской обороны;

  • государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

  • поисково-спасательная служба;

  • центр по проведению спасательных операций особого риска;

  • авиация МЧС России.


48

1.1.7. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

51

1.2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф.

56

1.2.1. Краткий очерк истории возникновения Всероссийской службы медицины катастроф.

56

1.2.2. Определение, задачи и мероприятия по режимам функционирования ВСМК.

63

1.2.3. Основные принципы организации ВСМК.

69

1.2.4. Организация ВСМК:

  • федеральный уровень;

  • региональный уровень;

  • территориальный уровень;

  • местный уровень;

  • объектовый уровень.

75

1.2.4.1. Региональные и территориальные центры медицины катастроф, Архангельский областной центр медицины катастроф.

77

1.2.5. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

  • органы управления службы медицины катастроф;

  • формирования службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России;

  • полевой многопрофильный госпиталь;

  • бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

  • врачебно-сестринские бригады (ВСБ);

  • врачебные и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи;

  • бригады доврачебной помощи.


83

1.2.6. Задачи и организационная структура государственной санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях:

  • организация санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях;

  • задачи и организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

  • санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО);

  • санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);

  • специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

  • группы разведки.


90

1.2.7. Служба медицины катастроф Министерства обороны России, силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС Министерства транспорта и связи России и МВД России.

102

1.2.8. Структура службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации на примере Архангельской области.

106

1.3. Задачи и организационная структура медицинской службы гражданской обороны (МСГО).

110

1.3.1. Основные понятия, задачи, принципы организации и ведения гражданской обороны.

110

1.3.2. Задачи и основы организации медицинской службы гражданской обороны.

121

1.3.3. Организация медицинской службы гражданской обороны:

  • органы управления МСГО;

  • понятие о силах МСГО, медицинских формированиях ГО и учреждениях;

  • санитарный пост (СП);

  • санитарная дружина (СД);

  • медицинский отряд (МО);

  • медицинский мобильный отряд;

  • бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

  • токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ);

  • инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ);

  • специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

  • группы разведки;

  • понятие об учреждениях МСГО, понятие о больничной базе.

124

1.3.4. Управление медицинской службой гражданской обороны.

136

1.3.5. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны.

139

1.3.6. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны.

152

1.3.7. Материальное обеспечение и финансирование медицинской службы гражданской обороны.

153

1.3.8. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения.

155

Курс II. Защита от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

163

1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

163

1.1. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

163

1.1.1. Основные принципы и способы защиты. Мероприятия по защите населения.

163

1.1.2. Оповещение населения.

164

1.1.3. Характеристика защитных сооружений:

  • убежища, быстровозводимые убежища;

  • противорадиационные укрытия;

  • простейшие укрытия.

166

1.1.4. Характеристика средств индивидуальной защиты:

  • средства защиты органов дыхания (фильтрующие противогазы, гопкалитовый патрон, камера защитная детская, понятие о промышленных противогазах, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие средства защиты органов дыхания);

  • средства защиты кожи (изолирующие, фильтрующие, подручные).

170

1.1.5. Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты.

190

1.1.6. Эвакуация населения.

201

1.1.7. Организация радиационного, химического и бактериологического контроля.

209

1.1.8. Режимы защиты населения.

212

1.1.9. Специальная обработка.

214

1.2. Медицинская защита населения в чрезвычайных ситуациях.

218

1.2.1. Определение и мероприятия медицинской защиты.

218

1.2.2. Медицинские средства индивидуальной защиты.

219

1.3. Организация медико-санитарного обеспечения эвакуации населения.

235

1.3.1. Организация оказания медицинской помощи при эвакуации населения.

235

1.3.2. Медико-санитарное обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих производственную деятельность.

241

1.4. Подготовка лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) к работе в чрезвычайных ситуациях.

242

1.4.1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.

242

1.4.2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях здравоохранения.

246

1.4.3. Эвакуация медицинских учреждений.

256

1.4.4. Организация работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.

267

Курс III. Организация медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

287

1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

287

1.1. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

287

1.1.1. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.

287

1.1.2. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения:

  • основные принципы системы лечебно-эвакуационного обеспечения;

  • понятие об этапе медицинской эвакуации.

291

1.1.3. Основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий, виды и объем медицинской помощи.

297

1.1.4. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях:

  • определение понятий «медицинская эвакуация», «путь медицинской эвакуации», «эвакуационное направление»;

  • цели, принципы, способы и требования, предъявляемые к эвакуации пораженных (больных);

  • санитарно-транспортные средства, используемые для эвакуации;

  • организация медицинской эвакуации.


309

1.1.5. Медицинская сортировка пораженных (больных) в условиях чрезвычайной ситуации:

  • основные положения медицинской сортировки;

  • организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;

  • требования, предъявляемые к медицинской сортировке;

  • последовательность практического проведения медицинской сортировки;

  • сортировочные группы, выделяемые среди пораженных в приемном (сортировочно-эвакуационном, приемно-сортировочном) отделении этапа медицинской эвакуации;

  • понятие о диагностических алгоритмах первичного осмотра пораженных.


322

1.1.6. Основы организации работы подвижного многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита».

332

1.1.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

336

1.1.8. Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • основные понятия медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС;

  • правовые основы медицинской экспертизы и реабилитации;

  • организация медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС.


341

1.2. Управление службой медицины катастроф.

348

1.2.1. Определение, направления и содержание управления.

348

1.2.2. Система управления ВСМК.

352

1.2.3. Основы планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

355

1.2.4. Организация взаимодействия ВСМК.

371

1.2.5. Управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

376

1.2.6. Автоматизация управления службой медицины катастроф.

380

1.2.7. Учет и отчетность в системе ВСМК.

385

1.3. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера.

391

1.3.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий:

  • характеристика химических аварий;

  • классификация и краткая характеристика АОХВ;

  • определение и характеристика очагов химических аварий;

  • понятие об оценке степени загрязненности окружающей среды АОХВ;

  • основы медицинского обеспечения при ликвидации последствий химических аварий;

  • основные мероприятия по организации и оказанию медицинской помощи пораженным в очаге;

  • силы, привлекаемые для ликвидации последствий аварии;

  • ликвидация медико-санитарных последствий транспортных аварий при перевозке химически опасных грузов;

  • общие принципы оказания неотложной помощи и терапии острых интоксикаций;

  • принципы работы лечебного учреждения пи приеме пораженных АОХВ.


391

1.3.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий:

  • характеристика радиационных аварий;

  • типы и классы радиационных аварий;

  • поражающие факторы радиационных аварий, формирующие медико-санитарные последствия;

  • аварийно-опасные радиационные объекты;

  • характеристика медико-санитарных последствий радиационных аварий;

  • оценка радиационной обстановки;

  • мероприятия по предотвращению и снижению радиационных поражений;

  • краткая медицинская характеристика последствий облучения;

  • понятие об острой и хронической лучевой болезни;

  • основы медицинского обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий;

  • силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий;

  • принципы лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий радиационных аварий.


430

1.3.3. Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях транспортного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера:

  • характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуациях;

  • характеристика ЧС взрыво- и пожароопасного характера;

  • основы медицинского обеспечения при транспортных, дорожно-транспортных ЧС, взрывах и пожарах;

  • силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий;

  • принципы лечебно-эвакуационных мероприятий;

  • особенности организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарах.



465

1.3.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах и террористических актах:

  • характеристика локальных вооруженных конфликтов;

  • особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах;

  • характеристика террористических актов;

  • особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах.


482

1.4. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)

505

1.4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений:

  • характеристика землетрясений;

  • основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий землетрясений;

  • особенности медико-санитарного обеспечения при землетрясении;

  • силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений;

  • основные положения медицинской эвакуации пораженных из очага землетрясения;

  • основные положения, учитываемые при ликвидации медицинских последствий землетрясений;

  • основы организации оказания медицинской помощи в очаге землетрясения.


507

1.4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф:

  • характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, бури, ураганы, циклоны, смерчи, селевые потоки, снежные лавины, лесные и торфяные пожары);

  • основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф;

  • силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий природных катастроф;

  • принципы оказания медицинской помощи при наводнении, при попадании людей под снежные лавины, в районе, пострадавшем от селя, при ликвидации медико-санитарных последствий пожаров.


516

1.5. Организация оказания медицинской помощи в очагах массового поражения военного времени.

541

1.5.1. Основы организации оказания медицинской помощи в очаге ядерного поражения:

  • краткая характеристика и поражающие факторы ядерного взрыва;

  • характеристика очага ядерного поражения;

  • комбинированные поражения в очаге ядерного взрыва;

  • характеристика зон радиоактивного загрязнения;

  • возможная величина и структура санитарных потерь в очаге ядерного поражения;

  • организация ввода группировки сил ГО в очаг массового поражения;

  • организация оказания первой медицинской помощи в очаге ядерного поражения;

  • организация оказания первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения;

  • организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в очаге ядерного поражения.


541

1.5.2. Основы организации оказания медицинской помощи в очаге химического поражения:

  • краткая характеристика химического оружия;

  • поражения отравляющими веществами;

  • поражения токсинами;

  • поражения фитотоксинами;

  • особенности организации оказания первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге химического поражения.


587

1.5.3. Краткая характеристика очага бактериологического (биологического) поражения.

613

1.5.4. Краткая характеристика очага комбинированного поражения

621

1.5.5. Поражающее действие новых видов оружия массового поражения.

622

1.5.6. Поражающее действие обычных видов оружия (обычных средств поражения).

629

1.6. Несмертоносное вооружение.

634

1.6.1. Назначение несмертоносного вооружения.

634

1.6.2. Несмертоносные технологии.

636

1.6.3. Опасность для здоровья.

639

1.7. Психиатрия катастроф.

641

1.7.1. Психические проявления на воздействия экстремальной ситуации.

641

1.7.2. Поведенческие реакции пострадавших.

649

1.7.3. Психогенные расстройства на воздействия экстремальной ситуации.

657

1.7.4. Периоды развития психогений в остро возникшей жизнеопасной ситуации.

667

1.7.5. Организация и содержание психологической и психиатрической помощи.

675

1.7.6. Особенности личности персонала аварийно – спасательных формирований.

687

1.7.7. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

694

2. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

697

2.1. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

697

2.1.1. Эпидемии инфекционных заболеваний и групповые отравления.

697

2.1.2. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях:

  • основные задачи и принципы санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

  • санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях;

  • организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля;

  • организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чрезвычайных ситуациях.


707

2.2. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очага заражения биологическими агентами.

775

2.2.1. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

775

2.2.2. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.

781

2.2.3. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных.

796

2.2.4. Противоэпидемические мероприятия при работе больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях.

801

2.2.5. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при эвакуации населения. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций при эвакуации пострадавшего населения.

806

2.2.6. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах природных чрезвычайных ситуаций.

810

2.2.7. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах техногенных чрезвычайных ситуаций.

818

2.2.8. Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях.

820

2.3. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в военное время.

824

2.3.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

824

2.3.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

826

2.3.3. Принципы организации работы государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

834

2.3.4. Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время.

848

2.3.5. Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

856

3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

860

3.1. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

860

3.1.1. Характеристика и классификация медицинского имущества.

860

3.1.2. Общая характеристика и классификация полевого медицинского оснащения.

882

3.1.3. Источники обеспечения медицинским имуществом.

885

3.1.4. Основные требования, предъявляемые к качеству медицинского имущества и к новым образцам медицинской техники.

886

3.1.5. Основы организации медицинского снабжения службы медицины катастроф.

887

3.2. Организация создания и порядок использования резерва медицинского имущества службы медицины катастроф.

895

3.2.1. Организационная структура резерва медицинского имущества службы медицины катастроф.

895

3.2.2. Использование резерва медицинского имущества.

903

3.3. Учет медицинского имущества.

905

3.4. Организация работы органов медицинского снабжения.

916

3.4.1. Организация работы подразделений медицинского снабжения СМК в режиме повышенной готовности.

916

3.4.2. Подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.

918

3.4.3. Особенности организации медицинского снабжения учреждений и формирований СМК в режиме чрезвычайной ситуации.

924

3.4.4. Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях.

928

3.4.5. Организация обеспечения медицинским имуществом формирований и учреждений МСГО в военное время.

932

4. КАДРЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ.

940

4.1. Подготовка кадров службы медицины катастроф.

940

4.1.1. Особенности работы и требования к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф.

940

4.1.2. Система подготовки кадров службы медицины катастроф.

941

4.1.3. Статус спасателя.

945

ПРИЛОЖЕНИЯ.

951

1. Положение о бригаде специализированной медицинской помощи.

951

2. Положение о врачебно-сестринской бригаде.

963

3. Классификация средств индивидуальной защиты.

973

4. Оценка состояния готовности службы медицины катастроф на объектовом уровне.

974

5. Разработка плана действий объекта здравоохранения (лечебно профилактического учреждения) в чрезвычайных ситуациях.

985

6. Инструкция по работе приемного отделения ЛПУ в чрезвычайной ситуации.

1010

7. «Донесение о чрезвычайной ситуации (первичное, последующее, заключительное)» Форма № 165/у-05.

1013

8. Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС)

Форма № 167/у-05.

1017

9. Список аварийно опасных химических веществ, включенных в первоочередной список и основной механизм их действия на организм.

1019

10. Первичная медицинская карточка ГО (форма - № 1 МСГО).

1021

11. Сортировочные марки МСГО.

1023

12. Критерии определения неудовлетворительного санитарного состояния сооружений водопровода.

1024

13. Порядок применения защитного противочумного костюма.

1026

14. Схема специальной экстренной профилактики (при известном возбудителе).

1032

Список сокращений

1035





ПРЕДИСЛОВИЕ

На территории Российской Федерации как показали события последних десятилетий, возможен весь спектр природных и техногенных ЧС, которые, к сожалению, стали достаточно частыми явлениями, а их медико-санитарные последствия - более масштабными. Подобная тенденция характерна и для социальных потрясений – локальных вооруженных конфликтов, войн и эпидемий. При этом медико-санитарные последствия в результате крупных техногенных катастроф и стихийных бедствий сопоставимы с последствиями ведения боевых действий с применением оружия массового поражения.

Тенденция к увеличению числа и тяжести чрезвычайных ситуаций характерна для всех стран мира. Не случайно девяностые годы 20-го столетия Организацией Объединенных Наций провозглашены международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций.

Мы живем в мире, насыщенном сложнейшими и опасными технологиями. Взять ту же энергетику: «век электричества» сменился «веком атома» — и сегодня на планете работает около 250 АЭС.

Разумеется, применение опасных технологий в любой отрасли сопровождается многоуровневой системой защиты от любых возможных неожиданностей. То есть дефект конструкции или ошибка персонала подстраховывается двумя, а то и тремя техническими решениями, призванными исключить аварийную ситуацию. И все же, как бы ни совершенствовались системы безопасности, исключить вероятность техногенных катастроф не удается. Печальные примеры тому (вернемся опять же к энергетике) — аварии на АЭС в Уиндскейле (Великобритания, 1957), на острове Три-Майл (штат Пенсильвания, США, 1979), катастрофа в Чернобыле (1986).

Чрезвычайные ситуации возникают и на объектах химической промышленности. В 1976 г. в итальянском городе Савезо на химическом заводе из-за выброса диоксина подверглась заражению огромная территория, тысячи людей были отравлены и стали инвалидами на всю жизнь. В 1989 г. произошла авария на производственном объединении «Азот» в литовском городе Ионава: взорвалось хранилище жидкого аммиака. Погибло восемь человек. И этим перечень ЧС на объектах химической промышленности далеко не исчерпывается.

Сегодня в мире есть страны, неблагополучные в эпидемиологическом отношении. Не смотря на принимаемые меры внутри государств, межгосударственного уровня по предупреждению распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний, избежать возникновения эпидемий и пандемий не удается.

Что касается стихийных бедствий?

По предположениям ряда ученых, в XXI веке ожидается повышение сейсмической активности Земли, в том числе на территории Европейского Севера.

В какой-то мере люди научились предупреждать грядущие беды. Совершенствуется деятельность службы прогноза. Все это, безусловно, может смягчить последствия возможных стихийных бедствий. Но сами по себе стихийные бедствия не управляемы человеком. Как же сохранить здоровье и жизнь людей, которые продолжают гибнуть в ЧС несмотря ни на какие защитные системы и самые точные прогнозы?