Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство и право. Их роль в жизни общества
Содержание
Введение
1. Понятие и признаки государства
2. Понятие и признаки права
3. Роль государства и права в жизни общества
Заключение
Введение
С развитием общества возникает неравенство, обусловленное разложением родового строя, условным классовым делением, разделением труда и появлением собственности. На определенном этапе развития общества возникает потребность в особом институте - государстве. Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений – государственный аппарат. Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, так как во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право возникло вследствие усложнения социальных связей, обострения противоречий, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что общество постоянно развивается, и вместе с ним изменяется государство, появляются проблемы, которые необходимо регулировать с помощью новых правовых норм. Изучение проблем взаимовлияния государства и права нужно для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Целью работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи государства и права, роли государства и права в жизни общества.
Исходя из цели работы, определяются следующие задачи:
- раскрытие понятия, признаков, сущности государства и права;
- выявление взаимосвязи между государством и правом;
- определение роли государства и права в жизни общества.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в государственно-правовой сфере.
Предметом исследования следует считать нормативно-правовые акты, касающиеся роли и места государства и права в жизни общества.
В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу.
Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.
Теме государства и права в жизни общества посвящено немало научных статей, и мнения учёных расходятся относительно происхождения государства и права, их роли в жизни общества.
В работе используется исторический метод, а так же метод анализа, синтеза и сравнения.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
-
Понятие и признаки государства
Государство является сложным явлением, с особой организацией политической власти общества. Сначала возникло общество, лишь потом государство.
В узком смысле под термином «государство» понимают систему государственных органов, которые управляют обществом ( политический аппарат). В широком смысле государство рассматривается как ассоциация людей, объединенная в политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
«Отсюда государство - политически организованное общество, проживающее на определенной территории, под управлением публичной и суверенной государственной власти по законам, исходящим от этой власти, обладающее армией и правоохранительными органами».1
Можно выделить следующие признаки государства:
-
Наличие общества. Общество- это не просто группа людей, это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Общество является системой связей людей, объединенных экономическими, семейными, этническими, классовыми и др. отношениями и интересами. Население, на которое распространяется государственная власть, определяется гражданством или подданством, то есть принадлежностью лица к тому или иному государству. -
Территориальная организация населения. Государство связано с определенной территорией, и по административно-территориальному или федеративному делению имеет установленные границы. -
Наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения. выражается в виде отношений влавствования и подчинения. Органы государства воздействуют как на общество в целом, так и на отдельные его сферы ( экономическую, духовную, социальную). -
Суверенитет. Проявляется в верховенстве и независимости государственной власти. -
Тесная органическая связь государства с правом. Представляет собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.
В современном мире развитые государства осуществляют преимущественно социальные функции, которые подразделяют на виды по разным основаниям. По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обусловлено специфическими условиями, с исчезновением которых функция отпадает (например, ликвидация последствий стихийного бедствия).
«В теории государства наиболее распространена классификация функций по основанию направленности на внутренние и внешние.»2
По сферам общественной жизни функции государства подразделяются на экономические, социальные, политические, а также осуществляемые в духовной сфере.На основе приведенной классификации можно выделить следующие функции, осуществляемые современным государством в условиях рыночной экономики:
К внутренним относятся функции:
а) в экономической сфере - долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогов;
б) в социальной сфере - социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, выделение средств на здравоохранение, образование, строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.;
в) в политической сфере - охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов, оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам;
г) в духовной сфере - государственная поддержка искусства, национальной культуры, забота о нравственном и культурном возрождении общества.
«Весьма большое значение в современном мире приобретают такие функции, при осуществлении которых разные государства объединяют свои усилия»3. Например, экологическая функция, т.е. деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей. Эта функция является внутренней и внешней одновременно. Такой же характер присущ функции обеспечения научно-технического прогресса (например, совместное исследование космоса) и информационного обслуживания населения.
К внешним функциям государства относятся:
а) деятельность по укреплению авторитета государства в международных отношениях;
б) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими государствами, входящими в мировое сообщество;
в) защита от нападения извне, охрана государственных границ;
г) обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.
«Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Главное предназначение социального государства - служить обществу»4. В этих целях государство должно:
1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;
2) выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;
3) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);
4) обеспечивать безопасность общества и его членов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
5) выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе.
Таким образом, сущность государства многопланова. Она заключается в том, что государство является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, для преодоления социальных противоречий внутри страны и за ее пределами.
-
Понятие и признаки права
Право как социальное явление, по мнению многих историков, возникает практически вместе с государством. Оба эти понятия неразрывно связаны между собой и обеспечивают функционирование друг друга. Государство без права не может существовать, так как посредством права организуется публичная власть, в правовой форме принимаются государтственные решения. Право без государства тоже не может существовать, ведь именно государство устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы. Органы государства контролируют выполнение правовых предписаний, и реализуют в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Право исторически возникло как классовое явление, которое выражало прежде всего волю и интересы господствующих классов.
«В догосударственный и раннегосударственный период социального общежития общественные отношения регулировали обычаи. И если обычаи содержались в сознании людей, то правовые нормы начали оформляться письменно и доводиться до всеобщего сведения».5
Право, в отличие от обычая, является более сложным инструментом регулирования общественных отношений, так как кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие более широкие возможности для упорядочения общественных отношений.
Понятие «право» имеет множество значений. Во-первых, право можно рассмотреть в общесоциальном смысле (моральное право, политической право, право народов и т.п.). Право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества(здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).
Во-вторых, право рассматривается и в специально-юридическом смысле, как инструмент воздействия государства на общество. Право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
«Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений».6
Признаки права:
1) волевой характер;