Файл: Роль корпоративной культуры в управлении персоналом.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Формирование корпоративной культуры
Перед тем как заняться непосредственно проектированием КК, необходимо изучить принципы и задачи формирования культуры корпорации вообще.
Так, по мнению В.В. Томилова в основе формирования системы ценностей и культуры корпорации лежат следующие основные принципы:
-
Принцип системности. Он предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменение (совершенствование) которой возможно только за счет изменения каждого элемента. -
Принцип комплексности. Заключается в рассмотрении культуры с учетом влияния психологических, социальных, организационных, экономических, правовых и других факторов. -
Принцип националистичности. Он предусматривает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находится и действует корпорация. -
Принцип историчности. Он обуславливает необходимость соответствия системы ценностей корпорации и практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, а также учет их динамики во времени. -
Принцип научности. Он предполагает необходимость использования научно-обоснованных методов при формировании КК. -
Принцип ценностной ориентации, то есть принцип базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей корпорации в целом. -
Принцип сценарности, предусматривает представления всех рекомендаций, актов, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала корпорации в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех ее сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения. -
Принцип эффективности. Он предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры корпорации и на ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала корпорации и повышения эффективности ее деятельности.
При формировании и развитии культуры корпорации необходимо также учитывать ее наиболее существенные признаки, ее специфику:
-
многоуровневость, этот признак заключается в создании нескольких уровней управления, например, государственный, корпоративный, отраслевой, уровень технологической цепочки, уровень отдельного предприятия; -
многопотоковость, которая заключается в том, что деятельность организации разбивается на потоки, каждый из которых является объектом управления. В частности, в рамках корпорации могут действовать производственный поток, финансовый поток, информационный поток, кадровый поток; -
масштабируемость заключается в применении как можно большего числа однотипных универсальных методов управления на различных уровнях и в различных потоках системы; -
синергизм, этот признак проявляется в многокритериальном управлении всеми уровнями и потоками объекта управления для достижения общих целей корпорации.
Задачи формирования (развития) культуры корпорации представлены на рис. 2.
Создание условий для творческого эффективного труда
Создание условий для реализации творческого потенциала
Эффективное стимулирование труда
Соблюдение интересов общества и государства
Создание условий для социального мира и партнерства
Участие работников в управлении
Воспитание сопричастности к общему делу
Абсолютизация интересов клиентов
Учет интересов партнеров
Формирование (развитие) культуры организации
Создание комфортных условий труда
Учет мнений и интересов сотрудников
Соблюдение цивилизованных отношений с конкурентами
Создание перспективы для сотрудников
Соблюдение экологических требований
Гуманный стиль руководства
Установление партнерских отношений с государством
Формирование фирменного патриотизма
В.В. Томилов предлагает следующие основные этапы процесса формирования корпоративной культуры организации:
-
сбор данных, описывающих состояние основных элементов конкретной организации; -
качественный анализ степени прогрессивности основных элементов культуры корпорации, их соответствие признакам прогрессивной культуры организации; -
установление перечня мероприятий, необходимых для формирования прогрессивной культуры данной организации; -
обоснование и проектная проработка каждого мероприятия; -
обоснование проектных параметров каждого мероприятия по трансформации элементов существующей культуры организации; -
реализация на практике предложений по формированию прогрессивной культуры; -
анализ эффективности предложенных мероприятий.
Но прежде чем начинать исследовать состояние корпоративной культуры необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на ее формирование.
Первый фактор, который оказывает сильнейшее влияние на формирование корпоративной культуры – это культура руководителя (лидера). Руководитель должен учитывать обстоятельства внешней среды, реалии складывающейся обстановки, общественное устройство той большой системы, в состав которой он входит вместе со своей организацией, а также он должен владеть в достаточной полноте элементами общей культуры для того, чтобы освоить элементы корпоративной культуры и привить их подчиненным. Чтобы достичь профессионализма, менеджеру необходимо обогащать внутреннюю культуру, быть собранным и целеустремленным, принципиальным и высоконравственным, с развитым чувством ответственности. Такому руководителю должен быть чужд стиль, основанный на самоуспокоении, административном произволе, давлении на подчиненных, откладывании дел в «долгий ящик», психологии временщика. Владеющий корпоративной культурой руководитель постоянно озабочен совершенствованием системы управления и повышением адаптационных возможностей организации. Это особенно важно при нестабильности внешней среды – изменчивости государственной политики,
недоразвитости рыночной инфраструктуры, росте инфляции, необязательности деловых партнеров.
Поскольку главным в деятельности руководителя является выработка управленческого решения, то важное значение имеет такая составляющая корпоративной культуры руководителя, как культура мышления, которую образуют следующие компоненты:
-
умение выделить, вычленить из множества переменных (признаков, факторов, условий) наиболее существенные для данной ситуации или задачи, то есть ранжировать их; -
способность провести свои замыслы в жизнь, не оставляя его на уровне идеи, разработать меры упреждающего воздействия для преодоления «подводных камней и неожиданных поворотов»; -
предвидение последствий принимаемого решения, способность проследить наперед по нескольким последовательным уровням системной декомпозиции ход его реализации, возникающие при этом противодействия, а также предусмотреть последствия и побочные эффекты; -
установление «протяженности» или состава целого (что оно включает, где начинается и заканчивается), для того чтобы обеспечить самосохранение, функционирование и возможность развития; -
сочетание частей и целого при построении абстрактных и реальных систем, достижение рациональных соразмерности и соподчиненности; -
соизмерение ближайших, промежуточных и отдаленных результатов в процессе осуществления цели, позволяющее распределять усилия или ресурсы между текущими и перспективными делами.
Так как инициатива обычно принадлежит лидеру, рассмотрим процесс формирования корпоративной культуры с точки зрения, как лидер может использовать свою власть для распространения свойственных ему представлений.
Механизмы внедрения культурных основ лидерами представлены в Таблице 1.
1 | Первичные механизмы внедрения культурных основ | Вторичные механизмы внедрения культурных основ |
1 | На что обращают внимание, что оценивают и что контролируют лидеры. | Структура и устройство организации |
2 | Как лидеры ведут себя в критических случаях и при организационных кризисах. | Организационные системы и процедуры |
3 | Объективные критерии распределения дефицитных ресурсов | Организационные обычаи и ритуалы |
4 | Сознательное ролевое моделирование, обучение и наставничество | Дизайн физического пространства, фасадов и зданий |
5 | Объективные критерии определения уровня вознаграждения и статуса работника | Истории, легенды и мифы об определенных лицах и событиях |
6 | Объективные критерии при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников организации | Официальное провозглашение организационной философии, ценностей и убеждений |
Шесть представленных в этой таблице механизмов являются эффективными первичными средствами, с помощью которых лидеры (руководители) внедряют свои собственные представления в каждодневную жизнь организации. Посредством вещей, на которые они обращают особенное внимание, критериев назначения вознаграждения и распределения ресурсов; критериев набора, продвижения по службе и увольнения; поведения, характерного для кризисных ситуаций и т.д., лидеры сознательно или неосознанно изъявляют присущие им представления. Вторичные механизмы могут быть эффективными средствами в формировании «сильной» корпоративной культуры, если лидер сможет использовать их должным образом. Чем более важную роль в работе корпорации будут играть структуры, процедуры и ритуалы, тем в большей степени они станут своеобразными фильтрами или наборами критериев при выборе новых лидеров.
Данные механизмы культурных основ создают так называемый корпоративный климат организации. На первой стадии развития организации этот климат определяется лидером, на более поздних стадиях он является отображением и проявлением общих культурных представлений.
Следующий фактор оказывающий огромнейшее влияние на формирование корпоративной культуры и на бизнес в целом – это национальная культура.
Особенно существенным этот фактор является для многонациональных корпораций или корпораций, которые выходят на международный рынок. Успех таких корпораций зависит от того, насколько им удалось ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руководителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями, а также насколько им удалось изучить и адаптироваться к национальной культуре той страны, на рынок которой они выходят.
Что же мешает нормальному сотрудничеству в многонациональных корпорациях?
По мнению Йоахима Хентце, профессора Брауншвейгского технического университета, сотрудничество на разных уровнях таких корпораций требует разнопланового обмена информацией. Коммуникация с носителями чужих культур может столкнуться с непредвиденным трудностями и привести к нежелательным последствиям. На его взгляд, возможны следующие коммуникационные нарушения, обусловленные факторами культуры:
-
помехи в результате отрицания культурных расхождений.
Несмотря на выявленные культурные различия в трудовых и управленческих нормах поведения, многие люди в ходе межнациональных контактов опираются на аналогии и не связывают с культурой несходство в мышлении, эмоциональном восприятии, поведении и коммуникации;