Файл: Практических заданий по дисциплине экономическая безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для проверки

  1. В чем заключается сущность обеспечения экономической безопасности?


Положение экономики страны, при котором поддерживается стабильное финансовое увеличение, удовлетворение социальных нужд, результативное руководство и охрана экономических интересов на государственном и международном уровнях, называют экономической безопасностью.

Эффективность экономики, ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках – большая ценность в сфере безопасности. Все это является основными компонентами всей системы экономической безопасности.

Объекты экономической безопасности – в целом вся экономическая система, а также ее составляющие, такие как: природные ресурсы, производственные фонды, непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, общественные ячейки и отдельные личности.

Субъекты экономической безопасности представляют собой государство и его институты, законодательные органы, предприятия и организации государственной и частной категории экономики.

Экономическую безопасность рассматривают как взаимозависимую совокупность ее разнообразных уровней, среди которых международный, государственный, уровни обособленной хозяйственной структуры, индивидуума.

Политику страны по обеспечению экономической безопасности необходимо внедрять через совокупность противодействий, которую формируют аппараты законодательной, исполнительной и судебной власти, социальные и другие компании и организации.

В целях стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, указом президента РФ
от 13 мая 2017 г. № 208 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года12, в которой определены: вызовы и угрозы, цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определены показатели определяющие состояние экономической безопасности, этапы и основные механизмы реализации
стратегии.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам
и угрозам экономической безопасности
, предотвращение кризисных
явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научнотехнологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
Правовую основу стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях, также призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В данной стратегии сформулированы основные понятия:

- экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

- экономический суверенитет Российской Федерации - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

- национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

- угроза экономической безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

- вызовы экономической безопасности - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;



- риск в области экономической безопасности – возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;

- обеспечение экономической безопасности - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

На макроэкономическом уровне в процессе осуществления структурной политики должны решаться проблемы увеличения общего спроса, повышения общепризнанных мер

сбережения и развития инвестиционного климата, способствующего увеличению накоплений, предоставления интеграции экономических и производственных
ресурсов, стимулирования экспортных операций и их диверсификация, регулирование импорта в целях защиты российских производителей в рамках общепризнанных операций.
10 На какие федеральные министерства и ведомства легла в настоящее время основная нагрузка по обеспечению экономической безопасности России?
Основная нагрузка в обеспечении экономической безопасности России в настоящее время легла на налоговые, контрольно-финансовые, таможенные и правоохранительные министерства и ведомства. Среди них следует отметить: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство внутренних дел (МВД) РФ и подведомственные им федеральные службы. Остановимся на их функциях несколько подробнее.

Функциями обеспечения безопасности непосредственно в кредитно-финансовой сфере в Минфине РФ наделены: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ).

Федеральное казначейство России имеет следующие задачи: контроль над исполнением федерального бюджета; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, между соответствующими внебюджетными фондами; контроль над поступлением и использованием средств внебюджетных фондов; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление этой информации высшим органам государственной власти.


ФСФМ призвана оперативно-разыскным и иными путями выявлять объемы финансовых средств, незаконно переводимых из РФ за границу, – прежде всего, это касается средств, имеющих преступное происхождение, и их владельцев; выявлять механизмы незаконного перевода упомянутых выше средств и направления незаконных финансовых потоков; устанавливать счета в иностранных банках, на которых осели незаконно переведенные финансовые средства; определять возможности возврата этих средств в Россию.

В подчинении Минэкономразвития РФ действуют Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство по государственным резервам.

В МВД РФ функции обеспечения экономической безопасности возложены на Федеральную службу по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, каковыми являются преступления, подпадающие под действие статей 169–204 Уголовного кодекса РФ. В части же, касающейся борьбы с рэкетом (ст. 163 УК РФ) и другими формами вмешательства организованных преступных группировок в экономическую деятельность, эти функции возложены и на Главное управление по борьбе с организованной преступностью.

Все перечисленные выше органы правительства РФ в своей работе по обеспечению экономической безопасности тесно взаимодействуют с органами Генеральной прокуратуры РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами РФ.

Однако функционирование СОЭБ нашей страны не может быть сведено к деятельности только упомянутых выше органов. Ведь угрозы интересам в экономической сфере не ограничиваются только преступлениями и правонарушениями. Существуют также угрозы экономическим интересам, вызванные действиями или бездействием необязательно преступного характера, а также объективными причинами. Ими должны заниматься и другие (кроме рассмотренных выше) федеральные министерства и ведомства. Здесь необходима активная и тщательно продуманная работа отраслевых специалистов, хорошо знающих все слабые и узкие места в своих отраслях и сферах и в полной мере владеющих специфическими механизмами противодействия угрозам ЖВЭИ личности, общества и государства.

Так, например, вопросы обеспечения энергетической безопасности страны должны быть в центре внимания Министерства промышленности и энергетики РФ и подведомственного ему Федерального агентства по энергетике, а также подчиненных непосредственно правительству РФ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства атомной энергии. Безопасность научно-технологического потенциала страны и ее военно-экономическую безопасность кроме соответствующих подразделений ФСБ РФ призваны обеспечивать находящиеся в ведении Министерства обороны РФ Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, подчиненное Министерству промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство по промышленности и подчиненная Министерству образования и науки РФ Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Вопросами обеспечения продовольственной безопасности следует заниматься специалистам Министерства сельского хозяйства РФ.


Что касается субъектов РФ, то в них формируются или уже сформированы собственные СОЭБ, которые, вообще говоря, можно рассматривать как подсистемы СОЭБ всей России. Они возглавляются главами субъектов РФ, имеют аналогичную (хотя и упрощенную) структуру и выполняют соответствующие функции. Однако деятельность региональных СОЭБ все еще не в полной мере увязана с деятельностью центральной СОЭБ.
Практическое занятие № 5

Задание

7. Назвать возможные пути обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности нашей страны.
Основные возможные пути обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности:

– регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;

– дальнейшее развитие экспортного потенциала за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;

– поддержка интересов российских экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

– проведение политики разумного протекционизма в отношении российских производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

– реструктуризация внешнего долга для сокращения бремени его обслуживания;

– стабилизация курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
Вопросы для проверки

1. Причины столкновения экономических интересов стран на мировых рынках?
Причиной конфликтов в международных экономических отношениях являются

столкновения, возникшие на основе противоположных экономических интересов ее участников. Существуют различные взгляды на международную конкуренцию и порождаемые ею конфликты.

Неравномерность распределения ресурсов в мире побуждает страны к участию в международной торговле. А. Смит и Д. Риккардо были одними из первых исследователей, заложивших научную базу в теории международной торговли. А. Смит является автором теории абсолютных преимуществ (1776), согласно которой преимущество имеет та страна (не важно, является она экспортером или импортером), производство единицы товара или услуги в которой обходится с меньшими издержками. Д. Риккардо сформулировал принцип относительных преимуществ (1817), объясняющий, что производство некоторого товара или группы товаров для отдельной страны может быть выгоднее остальных, т.е. каждая страна, даже не обладая абсолютными преимуществами, может обладать сравнительными по отношению к другим станам, специализируясь на производстве определенных экономических благ. Несмотря на ряд допущений, теория Д. Риккардо и по сей день служит обоснованием международного разделения труда.