Файл: Статья Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных больных социальнозначимыми заболеваниями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сотруднику необходимо выдвигать свои требования в форме просьб, пожеланий, не следует допускать фамильярности и высокомерия, а также указывать на умственные и физиологические недостатки.

При установлении коммуникативного контакта, в первую очередь, должны быть устранены препятствия, которые связаны с существующими предрассудками, недоверием к сотруднику, страхами, в ходе которых формируются неадекватные представления о методах и приемах работы.

Во время первоначальной беседы беседа должна быть построена так, чтобы осужденный сам самостоятельно рассказывал факты и обстоятельства, интересующие сотрудника, его рассказ не должен прерываться сотрудником, только после окончания этой беседы могут быть уточнены недостающие детали. Это позволяет снизить риск внушения (психического воздействия) со стороны сотрудника.

Иногда осужденному данной категории трудно выразить свои мысли, здесь сотрудник, не навязывая свою точку зрения, обязан помочь осужденному в формулировании беседы, бесед.

Такие отношения сотрудника уголовно-исполнительной системы с осужденным с социально значимыми заболеваниями можно классифицировать на внешнее взаимодействие, осуществляемое с участием лиц, органов, организаций, которые непосредственно не связаны с правоохранительной деятельностью, и внутреннее взаимодействие, которое осуществляется между субъектами, органами, организациями и является частью правоохранительной системы.

Прежде всего, внутреннее взаимодействие выражается в совместной работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, с розыскными или оперативными подразделениями территориальных органов на этапе первоначальных розыскных мероприятий в отношении лиц с социально значимыми заболеваниями, а также при получении информации по различным видам записей по запросу.

При внешнем взаимодействии проводится работа с организациями здравоохранения, оказывающими услуги осужденным с социально значимыми заболеваниями в соответствии со статьями 72.1 и 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, с военными комиссариатами по месту постоянной регистрации по постановке на учет осужденного гражданина Российской Федерации призывного возраста, который позволяет военным комиссарам получать информацию об исполнении наказания в отношении осужденных призывного возраста.


Принимая во внимание тот факт, что органы здравоохранения не выполняют уголовно-исполнительных функций, не имеют данные о судимостях своих осужденных пациентов, их криминологических характеристиках, контроль за их здоровьем с точки зрения исполнения уголовных наказаний фактически не осуществляется. В то же время представляется логичным наделить учреждения здравоохранения конкретными медицинскими функциями, которые можно было бы учитывать при оценке исправления осужденных.

Информация о состоянии здоровья осужденного для его условно-досрочного освобождения обычно не учитывается (за исключением лиц, страдающих расстройством сексуальных предпочтений (педофилией), когда в материалах, направляемых в суд, также должна быть указана информация о принудительных мерах медицинского характера, примененных к осужденному, его отношении к лечение, а также заключение его лечащего врача в соответствии с частью 2 статьи 175 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В данном случае возникает необходимость разработать меры в отношении данной категории лиц, совершивших преступления, страдающих психическими, инфекционными или другими серьезными заболеваниями, инвалидов, а также больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Суд при наличии серьезных заболеваний обязан прописывать данное заболевание при вынесении приговора с указанием выполнение предписаний врача; назначать принудительное лечение в закрытых учреждениях; применять принудительные меры в отношении осужденных лиц для лечения и, после прохождения лечения, смягчать наказание; назначать обязательное стационарное лечение;

улучшить возможность направления осужденных с психическими расстройствами на лечение в психоневрологический диспансер.

Взаимодействие осуществляется также с религиозными организациями, с которыми в соответствии с частью 4.1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации заключено соглашение о взаимодействии. Такое взаимодействие эффективно при работе с осужденными, имеющими социально значимые заболевания и желающими от них излечиться, иногда экстремальная или психологическая ситуация связана с возникновением или обострением социально значимых заболеваний, в связи с обращением осужденного к какой-либо религии.

Следует отметить, что развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации должно быть в значительной степени направлено на повышение эффективности медицинской помощи осужденным к лишению свободы как во время отбывания наказания, так и после него, обеспечивая правовую защиту осужденных в сфере здравоохранения, что позволит достичь целей и задач, которые ставит общество. для приведения приговоров в исполнение с наибольшей эффективностью.



В учреждениях уголовно-исполнительной системы следует периодически проводить мониторинг, который позволит не только выявить существующие проблемы в оказании медицинской помощи в местах лишения свободы, но и обсудить их с сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний.

Эта информация необходима для повышения независимости и открытости медицинской службы ФСИН, готовности совместно с представителями гражданского общества искать пути улучшения ситуации.

Во многих случаях региональные уполномоченные по правам человека, сотрудники местных органов здравоохранения, прокуроры, представители судебной системы и других заинтересованных ведомств должны участвовать в таких обсуждениях.

Имеется возможность рассмотреть вопросы, связанные с отказом суда о досрочном освобождении от отбывания наказания по состоянию здоровья осужденных, с учетом предоставленных в суд документов с заключением врачебной комиссии, организовать интернет-консультации для медицинского персонала уголовно-исполнительной системы в целях рассмотрения сложных случаев заболеваний , выявленных при поступлении осужденных для отбывания наказания в местах лишения свободы, определить ситуацию в работе медицинских служб ФСИН.

Для стабилизации и контроля за случаями выявления социально значимых заболеваний необходимо установить учет по своевременно поступающей информации о больных, имеющих социально значимые заболевания, освобождаемых из мест лишения свободы, по болезни либо условно-досрочному освобождению, так как это может оказать негативное влияние на окружающих людей и на общество в целом. Недостаточность системы персональной передачи информации из исправительных учреждений в специализированные учреждения Минздрава не позволяет определить численность больных, освобожденных из заключения с социально значимыми заболеваниями.

Не имея единую федеральную систему регистрации освобождающихся лиц данной категории, невозможно обеспечить своевременную передачу информации не только по всей стране, но даже в соседние регионы.

В итоге написания данной научной статьи, приходим к выводу, что законодательные меры, реализация важных задач, указанных в Концепции уголовно- исполнительной системы по содержанию лиц, совершивших преступления, осужденных к лишению свободы и содержащихся в учреждения, исполняющих наказания в Российской Федерации, дадут возможность приблизиться к стандартам существующего законодательного международного права, которые направлены на гуманизацию внутреннего пенитенциарного законодательства в области медицинского обслуживания заключенных.


Список используемой литературы

1. Иванов П. В. Роль воспитательных колоний в системе исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. № 1. С. 33-35.

2. Щепин О. П., Медик В. А. Общественное здоровье и медико-санитарная помощь : учебное пособие. М., 2019

3. Половникова А. А., Давыдова Н.В. Оценка состояния здоровья осужденных воспитательных колоний, участвующих в эксперименте по апробации модели образовательного центра // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013

4. Заборовская Ю. М. Право на охрану здоровья инвалидов, пожилых людей и лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, осужденных к лишению свободы // Социальное и пенсионное право. — 2020. — № 1. — с. 32-36

5. Федеральная служба исполнения наказаний России по вопросу "О мерах, принимаемых для соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" // URL: http://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=525590 (дата подачи заявки: 26.02.2023).

6. Аналитический проект "Если быть точным" фонда "Нужна помощь"

https://www.rbc.ru/society/24/09/2021/614c69869a794750745e840b?ysclid=lel3jib1on939091324

7. Кадралиева Ж. И. Право на медицинскую помощь и его реализация в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы // Символ науки. — 2019.