Файл: Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 154 01 01 Метрология, стандартизация и сертификация (легкая промышленность).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Витебский государственный технологический университет»
О
О
С
С
Н
Н
О
О
В
В
Ы
Ы
М
М
Е
Е
Н
Н
Е
Е
Д
Д
Ж
Ж
М
М
Е
Е
Н
Н
Т
Т
А
А
К
К
А
А
Ч
Ч
Е
Е
С
С
Т
Т
В
В
А
А
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 1-54 01 01
«Метрология, стандартизация и сертификация
(легкая промышленность)»
Витебск
2020
Витебск ий государственный технологическ ий университет
УДК 658.516
Составитель:
А. Н. Махонь
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
УО «ВГТУ», протокол № 3 от 26.03.2020.
Основы менеджмента качества : методические указания по выполнению практических работ / сост. А. Н. Махонь. – Витебск : УО «ВГТУ»,
2020. – 56 с.
В методических указаниях приведены цели и задачи для выполнения практических работ. Представлены теоретические сведения из области теории и практики менеджмента качества, необходимые для самостоятельного выполнения предложенных заданий, изложены требования к содержанию отчета по практической работе. Методические указания предназначены для студентов направления специальности 1-54 01 01-04 «Метрология, стандартизация и сертификация (легкая промышленность)» очной и заочной форм обучения.
УДК 658.56
© УО «ВГТУ», 2020
Витебск ий государственный технологическ ий университет
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа 1 ……………………………………………
4
Практическая работа 2 ………………….………………………..
13
Практическая работа 3……………………………………………
21
Практическая работа 4…………………………………………….
25
Практическая работа 5…………………………………………….
30
Практическая работа 6…………………………………………….
32
Практическая работа 7…………………………………………….
36
Практическая работа 8…………………………………………….
39
Практическая работа 9…………………………………………….
42
Практическая работа 10…………………………………………..
46
Приложение А ………………………………………………………
50
Приложение Б ………………………………………………………
53 3
Витебск ий государственный технологическ ий университет
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
Терминология в области менеджмента качества по СТБ ISO 9000-2015
Цель работы: изучение предпосылок создания систем менеджмента качества и совокупности фундаментальных понятий в области менеджмента качества.
Задания
1. Ознакомиться с областью применения и фундаментальными понятиями, которые устанавливает СТБ ISO 9000-2015.
2. Изучить определения терминов, относящихся к категориям
«Деятельность», «Процесс», «Система», «Требование».
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ISO 9000 – серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества (СМК) организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:
− первая версия была подготовлена в 1987 году;
− вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года;
− третья версия была разработана в 2000 году путем радикального пересмотра версии 1994 года;
− четвертая версия стандарта: в 2005 году был выпущен стандарт ISO
9000-2005, в 2008 и 2009 годах − соответственно стандарты ISO 9001 и 9004;
− пятая версия подготовлена в 2015 году и включала пересмотр стандартов ISO 9000 и ISO 9001.
Стандарты ISO серии 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым организациям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.
Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176
(ISO/TC176) «Менеджмент качества и обеспечение гарантии качества»
Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории Всеобщего менеджмента качества (TQM).
СТБ ISO9000-2015 устанавливает фундаментальные понятия, семь принципов менеджмента качества (Практическая работа 3), являющихся объектом стандартов семейства ISO 9000, и соответствующую терминологию.
Стандарт необходим тем, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (поставщики, потребители, регламентирующие органы); организациям, стремящимся к устойчивому успеху посредством внедрения СМК; внутренним или внешним
4
Витебск ий государственный технологическ ий университет
по отношению к организации сторонам, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества; внутренним или внешним сторонам, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ISO9001:2000 (аудиторы, органы по сертификации).
Фундаментальные понятия менеджмента качества
КАЧЕСТВО
Организация, ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий
потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СМК включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
СМК управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
СМК позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.
СМК предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукциии услуг.
СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Понимание среды организации − это процесс. В рамках этого процесса определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутренние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации; а также внешние
факторы − правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия.
Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют значительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются.
Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны, а не только потребителя.
Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованныхсторон.
5
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Фундаментальные понятия менеджмента качества
КАЧЕСТВО
Организация, ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий
потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СМК включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
СМК управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
СМК позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.
СМК предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукциии услуг.
СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Понимание среды организации − это процесс. В рамках этого процесса определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутренние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации; а также внешние
факторы − правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия.
Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют значительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются.
Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны, а не только потребителя.
Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованныхсторон.
5
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Организации определяют, какие результаты необходимо получить для этих соответствующих заинтересованных сторон, чтобы снизить такой риск.
Организации привлекают, удерживают и сохраняют поддержку соответствующих заинтересованных сторон, от которых зависит их успех.
ПОДДЕРЖКА
Поддержка высшего руководства СМК позволяет: обеспечивать достаточное количество человеческих и других ресурсов; проводить мониторинг процессов и результатов; определять и оценивать риски и
возможности; предпринимать соответствующие действия.
Работники − важнейший ресурс организации. Работники в организации начинают взаимодействовать и становятся заинтересованными через общее понимание политики в области качества и желаемых результатов организации.
СМК наиболее результативна, когда все работники имеют возможность развивать необходимую компетентность, понимают свои обязанности в СМК
(осведомленность) и результативно взаимодействуют между собой и заинтересованными сторонами (обмен информацией).
СТБ ISO 9000-2015 устанавливает термины и определения, относящиеся к деятельности организации, процессам и результатам, системе, требованиям, персоналу и потребителям, действиям, аудиту и графическое представление взаимосвязи понятий (рис. 1.1–1.7).
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Изучив область применения и фундаментальные понятия менеджмента качества, письменно дать характеристику каждому из приведенных положений.
2. Определить, как соотносятся понятия «менеджмент качества»,
«планирование качества», «управление качеством», «обеспечение качества»,
«улучшение качества».
3. Изобразить графически процесс СМК, используя определение на рисунке 1.2.
4. Записать определения и графически установить последовательность понятий «политика», «миссия», «стратегия», «видение» (рис. 1.3).
5. Изучив понятия, относящиеся к результату, привести примеры процессов формирования качества продукции. Указать входы и выходы процессов (рис. 1.5).
6. Для установления взаимосвязи и отличия понятий «верификация» и
«валидация» выполнить анализ схем на рисунках 1.6 и 1.7. Записать определения и комментарии к ним.
6
Витебск ий государственный технологическ ий университет
* Нумерация понятий соответствует установленной в СТБ ISO 9000
Рисунок 1.1 – Понятия, относящиеся к деятельности
7
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Рисунок 1.2 – Понятия, относящиеся к процессу
8
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Рисунок 1.3 – Понятия, относящиеся к системе
9
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Рисунок 1.4 – Понятия, относящиеся к требованиям
10
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Рисунок 1.5 – Понятия, относящиеся к результату
11
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Рисунок 1.6 – Понятия, относящиеся к информации и документам
Рисунок 1.7 – Схема отличия понятий «верификация» и «валидация»
Требования потребителя
Входные данные
Процесс проектирова- ния
Выходные данные проектирова- ния
Продук- ция
ВЕРИФИКАЦИЯ
ВАЛИДАЦИЯ
12
Витебск ий государственный технологическ ий университет
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. СТБ ISO 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Минск : Госстандарт, 2015.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Сущность категории «качество» и концепции современной
философии качества
Цель работы: изучение динамики определения категории «качество» и концепций современной философии качества.
Задания
1. Изучить динамику определения категории «качество».
2. Изучить концепции улучшения качества Э. Деминга, Дж. Джурана,
Ф. Кросби.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1. Понятие «
качество» существует столько же, сколько и цивилизация,
однако дискуссии о том, что такое качество, не прекращаются.
Качество продукции включает философский, экономический, управленческий, технический, организационный, товароведческий, финансовый, социологический и другие аспекты.
Эта многозначность сторон качества продукции породила различные его толкования. Прежде всего, качество является фундаментальной философской категорией.
В философском определении Гегеля термин «качество» означает:
«качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет качество». По словам А. Фейгенбаума, «качество – это не евангелизм, не рацпредложение
и не лозунг, это образ жизни».
Американский специалист Дж. Харрингтон изложил свое довольно своеобразное толкование понятия качества: «Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все c ним живут и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества. Мои взгляды на качество таковы: удовлетворение ожиданий
потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него
возникает потребность».
13
Витебск ий государственный технологическ ий университет
В определении Международной организации по стандартизации термин
«качество» – это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Термин «качество» в большинстве стран происходит от латинского термина qualitas.
Основателями современной теории качества являются Джозеф Джуран и
Эдвард Деминг. Дж. Джуран определил пять элементов качества: проектирование (какими должны быть продукция или услуга), исполнение
(соответствие между заданием проектировщиков и реальной продукцией), пригодность (надежность, техническое обслуживание, долговечность), безопасность
(риск для потребителя), использование
(упаковка, транспортировка, складирование, послепродажное обслуживание). Он разработал систему учета расходов, являющихся следствием снижения качества. В 1979 г. в США Джуран основал институт качества, занимающийся консалтингом, обучением, публикациями, проведением конференций.
Э. Деминг предложил рассматривать качество более расширенно. Его подход направлен на менеджеров, так как 85 % проблем достижения качества возникают в ходе разработки и производства продукции.
Российский ученый А.В. Гличев: «...невозможно достичь нужных результатов, не познав природу объекта, над которым работаешь. Это правило относится и к области проблем качества продукции. Следует признать, что противоречивость качества как явления, так же как и природа качества продукции, плохо изучены. Они до сих пор упрощенно трактуются в пределах соответствия – несоответствия нормам технических регламентов, стандартов, технической документации или пожеланиям случайного, не очень квалифицированного заказчика. Учитывая важность понимания природы качества для достижения успехов в бизнесе и преодолении кризисных ситуаций, следует расширить масштаб исследований природы качества продукции, обратив особое внимание на динамизм взаимосвязей технического, экономического и социального содержания природы качества продукции».
Международные стандарты ISO в каждой версии устанавливали определение категории «качество» (см. табл. 2.1).
Наряду с международными стандартами действует ГОСТ 15467-79
«Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Качество – целостная характеристика предмета, совокупность взаимосвязанных свойств, упорядоченных в динамическую систему, иерархическую по своей структуре.
Качество
продукции
– совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции – объективная особенность этой продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.
14
Витебск ий государственный технологическ ий университет