Файл: Урок по геометрии в 12 классе понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП при ФКУ СИЗО-1 г. Благовещенска Амурской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 12 КЛАССЕ
«ПОНЯТИЕ ОБЪЕМА. ОБЪЕМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Выполнила учитель математики
первой квалификационной категории
Елена Аркадьевна Терентьева
Благовещенск 2016 г.
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
«Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда».
1 | ФИО учителя | Терентьева Елена Аркадьевна | |
2 | Место работы | ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП при ФКУ ИК-8 г. Благовещенска. | |
3 | Должность | Учитель математики. | |
4 | Предмет | Математика | |
5 | Класс | 12 | |
6 | Тема урока | Понятие объема. Объём прямоугольного параллелепипеда. | |
7 | Базовый учебник | Геометрия. Учебник для учащихся 10– 11кл под редакцией Л.С.Атанасяна,В.Ф.Бутузова,С.Б.Кадомцева и др. «Просвещение», Москва, 2015 год | |
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока:
-сформировать у учащихся понятие объема;
-умение находить объемы прямоугольного параллелепипеда;
- изучить основные свойства объемов;
- развивать пространственное воображение, внимание, память, логическое мышление;
-воспитывать настойчивость, трудолюбие, аккуратность.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости
математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Формы и приемы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, дискуссия, диагностика.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, рабочие листы, модели прямоугольного параллелепипе
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать с античного афоризма «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз» (Эпиграф написан на слайде1) Ребята сегодня вы будете работать ни в рабочей тетради, а в рабочих листах, лежащих у вас на столах. | Слушают учителя. Подписывают рабочие листы | ||||||||||||
II. Создание проблемной ситуации | Учитель демонстрирует ученикам коробку с соком. Ребята перед вами предмет, который вы знаете. Это коробка с соком. С точки зрения геометрии, что представляет эта коробка. На коробке написано 0,2 л. Как проверить правдивость написанного на коробке и количества содержимого в ней не вскрывая ее ? Что для этого нам необходимо знать? | -Прямоугольный параллелепипед Объем прямоугольного параллелепипеда | ||||||||||||
III. Постановка темы и целей урока. | Так какова же тема нашего урока? ( Слайд 3) Какие цели ребята вы ставите перед собой на нашем уроке? ( Слайд 4) | Ребята формулируют тему урока « Понятие объем. Объем прямоугольного параллелепипеда.» Ребята самостоятельно формулируют цели урока. - Узнать, что такое объем - Узнать, как вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда - научиться решать задачи практического содержания | ||||||||||||
IV. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий | Давайте сначала вспомним, что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? Проведем небольшой блиц- опрос. ( Слайд 5-10)
Что можно сказать о противолежащих гранях?
Как мы их обычно называем?
| Ученики отвечают на поставленные вопросы: -Прямоугольный параллелепипед- это многогранник, состоящий из шести прямоугольников. - Восемь -12 - Прямоугольники Противолежащие грани параллельны и равны. - Три: длина а, ширина b, высота с - Да, куб- прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. | ||||||||||||
V.Восприятие и осознание нового материала. | Школьная лекция с элементами беседы. Объемом геометрического тела будем называть положительное число, которое характеризует часть пространства, занимаемую геометрическим телом. ( Слайд 11) Единица измерения объёма – куб со стороной 1 Поясните, что такое . Вспомните, как по-другому называют . ( Слайд 12) Чтобы переводить одну величину в другую вам необходимо вспомнить соотношения между величинами. ( Слайд 13) Соотношения между единицами измерения объема 1 см3=1000 мм3 1 дм3=1000 см3=1л 1 м3=1000 дм3=1000000 см3 Измерить объем геометрического тела – это значит найти число, показывающее, сколько единичных кубов содержит данное тело. ( Слайд 14) Объем тела характеризуется следующими свойствами, которые очевидны и знакомы вам : ( Слайд 15-16)
Теорема : Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений : длины, ширины, высоты: V=a*b*c. ( Слайд 17) Что означает произведение длины на ширину в формуле объема прямоугольного параллелепипеда. Отсюда вытекают два следствия: 2. Следствие Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту :V= Sосн*H( Слайд 18) vкуб=a3, a- ребро куба Решим устно задачи | Обучающиеся слушают лекцию учителя, добавляют информацию к ранее изученным сведениям. Заполняют рабочие листы. - Площадь прямоугольника, лежащего в основании. Ученики решают устно задачи, используя презентацию:
| ||||||||||||
VΙ. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при решении поставленной проблемы | Итак, вернёмся к нашей проблеме. Как проверить правдивость написанного на коробке с соком 0,2 л и количества содержимого в ней не вскрывая ее ? Что необходимо для этого измерить? Ребята, а можно еще убедится в правдивости написанному- это перелить содержимую жидкость в мерный стакан. Учитель демонстрирует этот процесс. | Планируют свою деятельность при решении поставленной задачи. Измеряют и записывают результаты измерения (длину, ширину и высоту коробки с соком). а= 8,1 см b= 6,2 см с=4 см Производят необходимые вычисления, делают вывод V =8,1·6,2·4=200,89 см3= 0,2 л Вывод: написанная на коробке с соком надпись 0,2 л соответствует содержимому. | ||||||||||||
VII. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий. | Ребята, как вы помните в этом году вас ожидает экзамен по математике. Решим несколько задач, предложенных выпускникам бывших лет на экзамене. З адача 1. Найти объем многогранника, изображенного на рисунке ( все двугранные углы прямые) ( Слайд 19) З адача 2. Объем прямоугольного параллелепипеда, описанного около сферы равен 216. Найти радиус сферы. ( Слайд 20) Умение вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, конечно, пригодится нам в жизни. Давайте посмотрим, где необходимо знание этой формулы. Слайд 22- задача из сферы «строительство» Слайд 23- задача из сферы «сельское хозяйство» Слайд 24 – задача- экспертиза. Ребята, а теперь проверим насколько комфортно дышится нам всем присутствующим в этом классном кабинете. Решим задачу- экспертизу. Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного человека приходилось не менее 6 м3воздуха. Какое наибольшее количество человек можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил, если он имеет измерения 9,3м; 6,3м ; 3,5м. Правильное решение проецируется на экране. | Записывают в рабочих листах решение задач. Задача1. V=3*2*5+1*2*3=30+6=36 Задача 2. V = 216 Если в параллелепипед вписана сфера, значит он куб. V куб= а3, отсюда а3= 216. Значит, а = =6, R =3 Ребята записывают данные задачи, производят необходимые вычисления, делают выводы. а=9,3 м, b=6,3м,с=3,5 м V= 9,3*6,3*3,5=205,065м3 N= 205,065:6= 34 человека Вывод: в нашем классном кабинете может комфортно чувствовать себя 34 человека. Сейчас здесь находится 26 человек. | ||||||||||||
VIII. Самостоятельная работа (парная работа). | Ученикам предложен математический диктант «Заполнить пропуски. ( Слайд 25) Математический диктант. Заполните пропуски: 1) Равные тела имеют________________ объёмы. 2) Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен __________________ объёмов этих тел. 3) Объем прямоугольного параллелепипеда равен _____________________________ трех его измерений. 4) Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ________________________________ ____________________на _______________. 5) Объем куба равен ________________ его ребра. 6. Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 5см, 3 см._______________________ 7. Во сколько раз нужно увеличить каждое из трех измерений прямоугольного бруска, чтобы его объем увеличился в 8 раз. _______________________________ 8. Найти объем куба, если длина его ребра равна 5м. ___________________________ После выполнения работы ученики обменивается рабочими листами с соседом по парте. Решения с правильными ответами проектируются на экран. ( Слайд 25-26) | Обучающиеся заполняют пропуски в рабочих листах. По окончанию работы меняются рабочими листами, выполняют взаимопроверку, используя презентацию. Выставляют оценку по предложенному критерию. Критерии оценки математического 5 заданий – «3» 6-7 заданий- «4» 8 заданий – «5»ний- «3» 6 -7 задани5 заданий- «3» й – «4» 8 заданий – «5» диктанта | ||||||||||||
IX . Рефлексия. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу заполнить листки рефлексии, из которого мне будет понятно поняли ли вы тему урока и как вы себя чувствовали на нем. ( Слайд 27) Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. Спасибо за урок ! | Ребята заполняют листок рефлексии Рефлексия урока:
|
Рабочий лист.
Дата_____________ Ф.И._________________________________
Тема урока: _____________________________________________________________________
-
Блиц опрос.
-
Что такое прямоугольный параллелепипед? -
Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? -
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? -
Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда?
Что можно сказать о противолежащих гранях?
-
Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда?
Как мы их обычно называем?
-
Верно ли, что куб является прямоугольным параллелепипедом?
НАДО ЗНАТЬ !
Соотношения между единицами измерения объема
1 см3=1000 мм3
1 дм3=1000 см3=1л
1 м3=1000 дм3=1000000 см3
-
Объем прямоугольного параллелепипеда
а- длина, b – ширина, с- высота
cc
Теорема: Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ______________________________________
1. Следствие
Объем прямоугольного параллелепипеда
а
b
равен произведению _______________________________________
2. Следствие
Объем прямой призмы, основанием которой является
а
прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту :V= Sосн*H
а
а
vкуб=a3, a- ребро куба
Практическая работа. Проверить правдивость надписи 0,2л на коробке с соком, не выливая его из коробки (выполнить построение и необходимые измерения).
Задача1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые)
Решение:
Задача 2. Объем прямоугольного параллелепипеда, описанного около сферы равен 216 ед3. Найти радиус сферы.
Решение:
Задача- экспертиза. Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного человека приходилось не менее 6 м3воздуха. Какое наибольшее кол-во человек можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил, если он имеет измерения 9,3 м; 6,3 м; 3,5м?
Решение:
Математический диктант.
-
Заполните пропуски:
1) Равные тела имеют________________ объёмы.
2) Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен __________________ объёмов этих тел.
3) Объем прямоугольного параллелепипеда равен _____________________________ трех его измерений.
4) Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ________________________________ ____________________на _______________.
5) Объем куба равен ________________ его ребра.
6. Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 5см, 3 см._______________________
7. Во сколько раз нужно увеличить каждое из трех измерений прямоугольного бруска, чтобы его объем увеличился в 8 раз. _______________________________
8. Найти объем куба, если длина его ребра равна 5м. ___________________________
Критерии оценки математического
5 заданий – «3»
6-7 заданий- «4»
8 заданий – «5»ний- «3»
6 -7 задани5 заданий- «3»
й – «4»
8 заданий – «5»
диктанта Рефлексия урока:
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |