Файл: Методика разработки технологической карты учебного занятия, в соответствии с требованиями фгос спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО
Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для студента по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость информации.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятие, согласовать действия преподавателя и студента, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Структура технологической карты включает:
-
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; -
цель освоения учебного содержания; -
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия); -
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); -
основные понятия темы; -
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); -
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений студентов, соответствующих требованиям ФГОС.
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО
Автор-разработчик | | ______ квалификационная категория | ||||||||||||||||
Специальность | | |||||||||||||||||
Учебный цикл | | |||||||||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | | |||||||||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | ||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||||||||||||||
ОК 1 | | ПК 1.1 | | |||||||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||||||||||
У1 | | З1 | | |||||||||||||||
У2 | | З2 | | |||||||||||||||
Раздел | Раздел № __ | | ___ часа | |||||||||||||||
Тема | Тема № ___ | | ___ часа | |||||||||||||||
Уровень освоения | 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | |||||||||||||||||
Тема учебного занятия | | |||||||||||||||||
Тип учебного занятия | 1. Вводное учебное занятие 2. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности 3. Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности Сюда входят учебные занятия: по усвоению новых знаний и способов деятельности; по формированию умений и способов деятельности; по закреплению знаний, умений и способов деятельности; по комплексному применению знаний, умений и способов деятельности. 4. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности 5.Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и способов деятельности | |||||||||||||||||
Формы и методы обучения | | |||||||||||||||||
Образовательные технологии | | |||||||||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||||||||||
У1 | | З1 | | |||||||||||||||
| У2 | | З2 | | ||||||||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | | |||||||||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | | |||||||||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | ||||||||||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | |||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||
| | |
Далее возможны различные варианты
Вариант 1.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
Технология проведения (дидактическая структура учебного занятия: этапы –цель и продолжительность) | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студентов | Задания для студентов, выполнение которых приведет к достиже-ниюплани-руемых результатов | Планируемые результаты | |
Пред-метные | УУД | ||||
1 этап. Мотивация деятельности Цели: | | | | | |
2 этап. Учебно-познавательная деятельность Цели: | | | | | |
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность) Цели: | | | | | |
4 этап. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов Цель: | | | | | |
Вариант 2.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность преподавателя | Деятельность студента | ||||
Познава-тельная | Коммуни-кативная | Регуля-тивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают преподавателя. Строят высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые студентами гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие студентов (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 2
Урок по дисциплине «Химия». Тема «Алкены»
ФИО преподавателя: Попов Игорь Анатольевич
Дисциплина: Химия
Дата: 05.04. 2015 г.
Группа: 151 СТ
Специальность: 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений
Тип занятия: Комбинированный урок
Форма проведения занятия: Изучение нового материала (проблемная лекция)
Продолжительность урока: 90 минут.
Методическая цель: Использование проблемного обучения и ALACT-моделирования (рефлексивного анализа) при изучении органической химии
Цели занятия:
Обучающие: Познакомить обучающихся с гомологическим рядом алкенов, строением, изомерией и номенклатурой. Рассмотреть химические свойства, способы получения алкенов и области их применения. Дать представление о реакции полимеризации и полимерах. Показать связь между составом, строением, свойствами и областями применения алкенов.
Развивающие: Развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии углеводородов и умения давать название соединений и составлять уравнения реакций органических веществ. Развитие мышления, познавательного интереса, формирование умений выделять общие и существенные признаки и свойства.
Воспитывающие: Воспитание желания учиться активно, с интересом, сознательной дисциплинированности.
Междисциплинарные связи: «Биология», «Экология».
Учебное оснащение занятия:
Оборудование: ПК, проектор, доска, мел
Наглядные пособия: презентация, видео с опытами по теме «Алкены», таблица, модели молекул.
Раздаточный материал: Карточки с заданиями.
Критерии диагностики эффективности занятия: оценка за выполнение заданий карточки и ответы на вопросы по теме «Алкены».
В конце занятия обучающийся должен:
Знать: общую формулу алкенов и формулу этилена; гомологический ряд и виды изомерии алкенов; их химические свойства, способы получения и области применения.
Уметь: изображать формулы структурных изомеров; называть алкены по систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих их химические свойства; определять непредельные углеводороды по характерным реакциям.
Иметь представление: о строении этилена; о реакции полимеризации и полимерах.
Хронокарта занятия
№ п/п | Этапы занятия | Продолжительность этапа | Методы и формы работы |
1. | Организационный момент | 5 мин | Приветствие, подготовка рабочего места, психологический настрой |
2. | Проверка домашнего задания | 10 мин | Проверка заполнения таблицы по теме «Алканы», вопросно- ответный метод характеристика алканов по схеме, представленной на доске. |
3. | Изложение нового материала. 3.1. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач. 3.2 Изложение нового материала: Состав и строение этилена, определение алкенов. Сообщение студентов об истории открытия этилена. Гомологический ряд этилена, номенклатура и изомерия алкенов. Получение алкенов. Химические свойства алкенов. Реакция полимеризации, полимеры. Применение алкенов. Сообщения студентов об областях применения этилена. | 45 мин | Компьютерная презентация (приложение) с кратким конспектированием основных моментов и определений по ходу занятия. Создание проблемной ситуации и её решение. |
4. | Закрепление полученных знаний, контроль | 20 мин | Практический. Заполнение таблицы, ответы на вопросы. Характеристика алкенов по схеме |
5. | Подведение итогов урока, домашнее задание | 10 мин | Проверка выполнения задания. Беседа, вопросно-ответный метод. Практические задания на дом по теме «Алкены». |
| Итого | 90 мин | |
Технологическая карта урока
Этап занятия | Время, мин | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студентов | Методы и приёмы обучения | Средства обучения | Формы и методы контроля качества обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 5 | 1. Приветствие, проверка посещаемости. 2. Разминка, вопросы по теме «Алканы» | 1.Самоорганизация. 2. Активное участие, отвечают на вопросы | 2. Вопросно- ответный метод | 2. Вопросы для разминки (приложение 1а) | Оценка активности студентов |
2 | 10 | Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания у старших в группах. Предлагает дать характеристику алканов по схеме, представленной на доске. Подводит итоги выполнения домашнего задания | Готовят тетради с таблицами по теме «Алканы» на проверку. Старшие в группах проверяют правильность выполнения задания студентами, передают результаты проверки преподавателю. Устно дают характеристику алканов по схеме. | Практический, беседа | ПК, проектор Таблица «Алканы» (приложение 1б), схема на доске (приложение 2а) | Оценка за домашнее задание |
3 | 45 10 10 10 15 | Объяснение нового материала. 1.Сообщает тему и цели занятия. Задаёт ключевые вопросы по теме: «1) Почему алкены мало распространены в природе? 2)Почему их не используют в качестве горючего? 3) Почему с алкенами связывают возникновение токсичного смога в промышленных зонах?». Предлагает найти ответы на вопросы в конце занятия. А также не забывать о связи между строением и свойствами веществ (схема на доске). Даёт определение непредельных углеводородов и алкенов. Показывает модели молекул простейшего алкена этилена и этана. Просит найти отличия (число атомов водорода, строение, наличие двойной связи в молекуле этилена) Предлагает студентам сделать сообщение об истории открытия этилена. 2.Гомологический ряд алкенов начинает рассматривать с повторения понятий гомологи, гомологический ряд изомеры. Приводит молекулярные, структурные формулы и названия первых представителей гомологического ряда алкенов. Приводит формулы структурных изомеров бутена. Определяет виды структурной изомерии алкенов. Рассматривает номенклатуру алкенов. 3. Далее переходит к получению алкенов. Алкены встречаются в природе нечасто. Поэтому их получают из других веществ. Все способы получения делят на 2 группы – промышленные и лабораторные. Промышленные способы получения алкенов (крекинг и дегидрирование алканов) знакомы студентам по предыдущей теме «Алканы», поэтому им предоставляется возможность самим написать уравнения реакций крекинга октана и дегидрирования пропана. Преподаватель отмечает, что лабораторные способы получения алкенов основаны на реакциях отщепления (элиминирования) с образованием двойной связи. Приставка «де» в названии реакции означает «удаление» чего-либо. Например, дегидратация означает удаление воды. 4. Переходит к химическим свойствам алкенов. Преподаватель задает вопрос студентам: «Какие реакции характерны для алкенов, если исходить из строения молекул?» Алкены склонны к реакциям присоединения, окисления и полимеризации. Демонстрирует видеоопыт: получение этилен дегидратацией этилового спирта, обесцвечивание бромной воды, водного раствора перманганата калия и горение этилена. Далее предлагает записать реакции присоединения – взаимодействие этилена с водородом, бромом, галогеноводородами, водой. Одновременно характеризует применение получаемых веществ и акцентирует внимание на качественных реакциях распознавания непредельных углеводородов. Затем записываются реакции окисления алкенов раствором перманганата калия и горения. Отмечает, что реакции окисления идут легче, чем в случае алканов. Обращает внимание студентов на то, что алкены, как и другие непредельные углеводороды, вступают в реакции полимеризации. Фактически, это- реакция присоединения. Студенты делают сообщения по темам: «Получение полиэтилена», «Этилен-фитогормон». В завершении этой части урока преподаватель предлагает послушать стихи об алкенах и применении полимеров. | Возникновение интереса к изучаемой теме Записывают определения в тетрадь. Отвечают устно на вопросы преподавателя, ведут конспект Один из студентов делает сообщение об истории открытия этилена Устно дают определение гомологов, гомологического ряда и изомеров Ведение конспекта Ведение конспекта Записывают уравнения реакций в тетрадь и на доске Конспект Отвечают на вопрос преподавателя Наблюдают за опытом Ведение конспекта в виде таблицы «Свойство/Применение» 2 студента делают сообщения | Беседа Лекция Вопросно- ответный метод Доклад Вопросно- ответный метод Лекция Лекция Практический Лекция Вопросно-ответный Наглядный Лекция Доклад | Презентация (слайд 1) Схема на доске (приложение 2а) Презентация (слайд 2) Модели молекул этана и этилена Презентация (слайд3) Презентация (слайды17,18) Презентация (слайд 4) Презентация (слайды5,6), доска, мел (приложение 2б ) Презентация (слайды 7,8,9) Презентация (слайд 10) Видео-опыт Презентация (слайд 11) Презентация (слайды 13,14) Презентация (слайд 12) Презентация (слайды 15, 16) | Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает активность студентов, правильные ответы на вопрос Оценивает доклад Оценивает правильные ответы Зрительный контроль качества ведения конспекта Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает студентов, которые первыми правильно составили уравнения реакций Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает правильность ответа Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает доклады |
4. | 20 | Закрепление полученных знаний, контроль. Преподаватель говорит: «Посмотрим, как вы освоили материал сегодняшней темы «Алкены». Сейчас Вы получите задания. Вам надо будет заполнить таблицу, ответить на вопросы и связать строение со свойствами и применением». Выдаёт задания. Проверяет правильность выполнения задания у наиболее активных студентов. | Самостоятельная индивидуальная работа- выполнение заданий карточки. Студенты, правильно выполнившие задания, проверяют у остальных. | Практический | Карточка с заданиями (приложение 3) | Оценивает правильность выполнения заданий |
5. | 10 | Подведение итогов урока, домашнее задание. Предлагает студентам, справившимся с заданиями карточки. Ответить на поставленные вопросы и связать состав, строение и свойства алкенов с применением и получением и на примере алкенов подтвердить основное положение теории А.М. Бутлерова. Подводит итоги выполнения заданий студентами. Даёт домашнее задание. | Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание | Беседа, вопросно-ответный метод | Домашнее задание (приложение 4) | Суммарная оценка работы студентов на уроке |